Государственная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах.

Содержание

Введение 3

1. Государственная инновационная политика
1.1. Сущность и принципы государственной инновационной политики 4
1.2. Формирование государственной инновационной политики 4
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности 6
2. Технологии и целевые программы
2.1. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем 8
2.2. Инструменты государственной инновационной политики 10
2.3. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ 13
3. Инновационная политика Пермского края
3.1. Инновационная деятельность
3.2. Прграмма «Старт»
3.3. Развитие инновационных компонентов в экономике и социальной среде Перми
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа содержит 1 файл

курсоваяГРН.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     25 октября 2006 года пресс-служба  кабинета министров сообщила, что  Федеральная целевая программа  «Исследования и разработки по  приоритетным направлениям развития  научно-технологического комплекса  России на 2007–2012 годы» утверждена

     Основные  разработчики Программы:Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство  по науке и инновациям.

     Основная  цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в  целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

     Основные  задачи Программы:

     1) обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по  приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

     2) обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

     3) развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;

     4) содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

     5) развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

     Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

     1) дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий;

     2) дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей;

     3) привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей;

     4) дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

     5) разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;

     6) внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;

     7) внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;

     8) создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;

     9) создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;

     10) привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.

     Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  и показатели социально-экономической эффективности:

     1) создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;

     2) формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;

     3) реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; 
расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы;

     4) реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;

     5) обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

     6) обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов;

     7) повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;

     8) ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;

     9) ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;

     10) ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;

     11) ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;

     12) ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;

     13) прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;

     14) доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45 - 50 процентов.

     Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

     Основная  проблема - недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.

     Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук.

     Целью Программы является обеспечение  технологического развития отечественной  промышленности на основе создания и  внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

     Основными задачами Программы являются:

     1) создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;

     2) разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;

     3) активизация процессов коммерциализации новых технологий;

     4) создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;

     5) решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.

 

3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА УРОВНЕ РЕГИОНА

3.1. Инновационная деятельность

     К настоящему моменту почти каждая территория Урало-Западносибирского  региона имеет собственный закон  об инновационной деятельности, определяющий организационные, правовые и экономические основы для инноваторов и устанавливающий меры государственной поддержки высокотехнологичных компаний. Стандартный набор господдержки, предусмотренный законами об инновациях: налоговые льготы, субсидии, государственные гарантии, предоставление помещений в аренду, кредиты субъектам инновационной деятельности. Субсидии региональные власти дают в основном на приобретение или изобретение оборудования, на оплату работ сторонним организациям, на аренду помещений и техники и, что важно, на патентование.

     Патент - важнейший охранный документ на рынке  инноваций, он удостоверяет исключительное право, авторство и приоритет  изобретения, полезной модели или промышленного  образца. Для инноватора - это способ получить доход от разработок. Университетам документально закрепленные права на результаты интеллектуальной деятельности позволяют предотвратить утечку мозгов в коммерческий сектор. Чтобы купить у вуза разработку, компания должна заключить с ним лицензионный договор и выплачивать роялти, либо предоставить единоразовый платеж. Хотя бизнесу гораздо проще и дешевле перекупить у вуза специалиста, нежели чем тратить время и деньги на законное приобретение разработок.

     Строительство инновационной инфраструктуры в  Урало-Западносибирском регионе «поставлено на поток»: приняты одинаковые законы, созданы одинаковые институты, выделяются одинаковые гранты. Но государственное участие в создании благоприятного инновационного климата в большинстве территорий нельзя назвать эффективным. Так, по данным Росстата, лидирующие позиции по использованию и внедрению передовых технологий занимает Свердловская область: в 2009 году здесь запустили 35 технологий, а в 2010-м - 52. Далее с большим отставанием следует Челябинская область и Пермский край: 37 и 15 технологий соответственно. А вот в ХМАО и Курганской области новые технологии за этот период не появились. При этом в Югре в программу развития инноваций вложено 60 млн рублей, а в Челябинской области - 20 млн рублей из областного бюджета.

     Низкая  инновационная активность в регионе  является следствием несовершенства программ господдержки. Все принятые регионами программы рассчитаны на помощь стартапам на первых стадиях развития бизнеса (льготные кредиты, бизнес-инкубаторы, закупка оборудования и т.д.). В то время как основные инвестиции инновационным проектам нужны на следующих этапах - при разработке прототипа, выходе на рынок. В этом могут помочь венчурные фонды и институты развития. Первые на Урале, как и в целом по стране, развиты слабо. Частный капитал не заинтересован в самостоятельных вложениях в инновационный бизнес. Венчурный фонд Челябинской области в 2010 году профинансировал всего четыре проекта на общую сумму более 196,5 млн рублей. В портфеле пермского венчурного фонда, созданного в 2006 году, четыре компании.

     Хотя  активно разрабатываются программы  стимулирования инноваций, выделяются бюджеты, ощутимых результатов нет. Конечно, можно говорить о слабой инновационной активности экономических  агентов, о проблемах и ментальности населения в целом. Госпрограммы поддержки инноваций пока в недостаточной степени сфокусированы на формировании устойчивой взаимосвязи между государством, наукой и бизнесом. Проблема взаимодействия науки и бизнеса состоит, в частности, в отсутствии в нашей стране культуры потребления интеллектуальной собственности. В настоящее время предприятия и изобретатели очень часто входят на прямые контакты, в обход вузов. При этом права изобретателя часто не соблюдаются. Это не позволяет механизму зарождения и внедрения инноваций заработать в полной мере как устойчивой самоподдерживающей системе.

     Доля  участия частного бизнеса в финансировании инноваций низка. Крупным российским компаниям всегда выгоднее купить готовую  разработку за рубежом и не вкладываться в дорогостоящие изыскания с непредсказуемым исходом. Чтобы частный бизнес пришел в инновационный сектор, необходимо создание механизмов поддержки инвесторов, например, предоставление налоговых льгот компаниям, вкладывающим в инновации и внедряющим их. Также для привлечения частных инвестиций необходимы совершенствование нормативно-правовой базы по защите интеллектуальной собственности, разработка системы страхования финансовых рисков компаний.

     Для поддержки создания малых предприятий, необходимо снижать административные барьеры. Гранты тоже хороши лишь в теории: у большинства инноваторов практически нет шансов их выиграть из-за массы формальных критериев отбора (например, количества докторов и кандидатов наук). Кроме того, необходимо ликвидировать низкую информационную открытость сектора науки - создавать единые базы данных научных предприятий и их видов деятельности, базы научных разработок. 
 
 
 

3.2. Программа «Старт»

     Проводится в соответствии с решением Наблюдательного совета.

     Цель  программы - государственная поддержка  малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации, в том числе в целях содействия реализации государственным инновационным программам:

     - коммерциализация разработок, выполненных  в государственных научных, образовательных  организациях и реализуемых предприятиями,  созданными в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ от 02 августа 2009 года;

     - развитие инновационной деятельности  в университетах с использованием  инфраструктуры, создаваемой по  Постановлению Правительства РФ  № 219 от 09 апреля 2010 года;

     - развитие инновационной деятельности в России в рамках проекта «Сколково».

       Начальная стадия развития означает, что малое предприятие существует  не более 2-х лет и еще  не приступило к реализации  продукции (отсутствие реализации  означает, что она не превышает  0,3 млн. рублей в год).

Информация о работе Государственная инновационная политика