Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа
Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах.
Введение 3
1. Государственная инновационная политика
1.1. Сущность и принципы государственной инновационной политики 4
1.2. Формирование государственной инновационной политики 4
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности 6
2. Технологии и целевые программы
2.1. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем 8
2.2. Инструменты государственной инновационной политики 10
2.3. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ 13
3. Инновационная политика Пермского края
3.1. Инновационная деятельность
3.2. Прграмма «Старт»
3.3. Развитие инновационных компонентов в экономике и социальной среде Перми
Заключение 29
Библиографический список 31
25
октября 2006 года пресс-служба
кабинета министров сообщила, что
Федеральная целевая программа
«Исследования и разработки по
приоритетным направлениям
Основные разработчики Программы:Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям.
Основная цель Программы - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
1) обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
2) обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
3) развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;
4) содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
5) развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:
1) дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий;
2) дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей;
3) привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд рублей;
4) дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;
5) разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации;
6) внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий;
7) внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;
8) создание 6 - 12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня;
9) создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;
10) привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
1) создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;
2) формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
3)
реализация отдельных "прорывных"
направлений технологического развития,
обеспечение консолидации ресурсов государства
и частного бизнеса на приоритетных направлениях
развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации;
расширение круга инновационно-активных
компаний за счет демонстрационного эффекта
от реализации Программы;
4) реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
5) обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
6) обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов;
7) повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок;
8) ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;
9) ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта;
10) ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;
11) ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта;
12) ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;
13) прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;
14) доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45 - 50 процентов.
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы
Основная проблема - недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Государственные заказчики Программы: Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук.
Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Основными задачами Программы являются:
1) создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;
2) разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;
3) активизация процессов коммерциализации новых технологий;
4) создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;
5) решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.
3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА УРОВНЕ РЕГИОНА
3.1. Инновационная деятельность
К
настоящему моменту почти каждая
территория Урало-Западносибирского
региона имеет собственный
Патент - важнейший охранный документ на рынке инноваций, он удостоверяет исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца. Для инноватора - это способ получить доход от разработок. Университетам документально закрепленные права на результаты интеллектуальной деятельности позволяют предотвратить утечку мозгов в коммерческий сектор. Чтобы купить у вуза разработку, компания должна заключить с ним лицензионный договор и выплачивать роялти, либо предоставить единоразовый платеж. Хотя бизнесу гораздо проще и дешевле перекупить у вуза специалиста, нежели чем тратить время и деньги на законное приобретение разработок.
Строительство инновационной инфраструктуры в Урало-Западносибирском регионе «поставлено на поток»: приняты одинаковые законы, созданы одинаковые институты, выделяются одинаковые гранты. Но государственное участие в создании благоприятного инновационного климата в большинстве территорий нельзя назвать эффективным. Так, по данным Росстата, лидирующие позиции по использованию и внедрению передовых технологий занимает Свердловская область: в 2009 году здесь запустили 35 технологий, а в 2010-м - 52. Далее с большим отставанием следует Челябинская область и Пермский край: 37 и 15 технологий соответственно. А вот в ХМАО и Курганской области новые технологии за этот период не появились. При этом в Югре в программу развития инноваций вложено 60 млн рублей, а в Челябинской области - 20 млн рублей из областного бюджета.
Низкая инновационная активность в регионе является следствием несовершенства программ господдержки. Все принятые регионами программы рассчитаны на помощь стартапам на первых стадиях развития бизнеса (льготные кредиты, бизнес-инкубаторы, закупка оборудования и т.д.). В то время как основные инвестиции инновационным проектам нужны на следующих этапах - при разработке прототипа, выходе на рынок. В этом могут помочь венчурные фонды и институты развития. Первые на Урале, как и в целом по стране, развиты слабо. Частный капитал не заинтересован в самостоятельных вложениях в инновационный бизнес. Венчурный фонд Челябинской области в 2010 году профинансировал всего четыре проекта на общую сумму более 196,5 млн рублей. В портфеле пермского венчурного фонда, созданного в 2006 году, четыре компании.
Хотя
активно разрабатываются
Доля участия частного бизнеса в финансировании инноваций низка. Крупным российским компаниям всегда выгоднее купить готовую разработку за рубежом и не вкладываться в дорогостоящие изыскания с непредсказуемым исходом. Чтобы частный бизнес пришел в инновационный сектор, необходимо создание механизмов поддержки инвесторов, например, предоставление налоговых льгот компаниям, вкладывающим в инновации и внедряющим их. Также для привлечения частных инвестиций необходимы совершенствование нормативно-правовой базы по защите интеллектуальной собственности, разработка системы страхования финансовых рисков компаний.
Для
поддержки создания малых предприятий,
необходимо снижать административные
барьеры. Гранты тоже хороши лишь в теории:
у большинства инноваторов практически
нет шансов их выиграть из-за массы формальных
критериев отбора (например, количества
докторов и кандидатов наук). Кроме того,
необходимо ликвидировать низкую информационную
открытость сектора науки - создавать
единые базы данных научных предприятий
и их видов деятельности, базы научных
разработок.
3.2. Программа «Старт»
Проводится в соответствии с решением Наблюдательного совета.
Цель программы - государственная поддержка малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации, в том числе в целях содействия реализации государственным инновационным программам:
-
коммерциализация разработок, выполненных
в государственных научных,
-
развитие инновационной
-
развитие инновационной
Начальная стадия развития