Государственная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах.

Содержание

Введение 3

1. Государственная инновационная политика
1.1. Сущность и принципы государственной инновационной политики 4
1.2. Формирование государственной инновационной политики 4
1.3. Государственная поддержка инновационной деятельности 6
2. Технологии и целевые программы
2.1. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем 8
2.2. Инструменты государственной инновационной политики 10
2.3. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ 13
3. Инновационная политика Пермского края
3.1. Инновационная деятельность
3.2. Прграмма «Старт»
3.3. Развитие инновационных компонентов в экономике и социальной среде Перми
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа содержит 1 файл

курсоваяГРН.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Рабочей группой, образованной распоряжением  Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана  часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекс состоит из 9 глав:

     Глава 69. Общие положения.

     Глава 70. Авторское право.

     Глава 71. Права, смежные с авторскими.

     Глава 72. Патентное право.

     Глава 73. Право на селекционные достижения.

     Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.

     Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).

     Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.

     Глава 77. Право использования результатов  интеллектуальной деятельности в составе  единой технологии.

 

      2. ТЕХНОЛОГИИ И  ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Сравнение Российских технологий с мировым уровнем.

     Преимущество  в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские разработчики  завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые технологии. Имеются  три уровня технологического превосходства:

     1) Целая отрасль, в которой Россия  имеет значительные достижения (космическая, ядерная  техника).

     2) Технологическое направление, в  котором Россия имеет разработки  мирового уровня, например новые  металлические  и неметаллические материалы,  сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии, композиционная керамика и другие.

     3) Отдельные технологии, имеющие мировой  уровень, но относящиеся к отрасли,  по которой Россия отстает  от мирового уровня (например, биотехнологии  или технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной техники).

     Сравнение уровня развития критических базовых  технологий России с США, проведенное  ГосНИИ авиационных систем, свидетельствует  о наличии отставания от мирового уровня  практически по всем технологиям. Вместе с тем в половине технологических  направлений имеются значительные технические или приоритетные достижения в отдельных областях.

     Российские  специалисты считают, что в области  технологий новых материалов, оптикоэлектроники и лазерной техники Россия почти не уступает США, но заметно отстает в сфере микроэлектроники, радиоэлектроники, компьютерной и информационной технологий, биотехнологий, энергетике и энергосбережении, экологической безопасности. 
 Оценка уровня отдельных российских технологий по отношению к мировому уровню получена в результате поисков конкретных российских технологий по запросам иностранных компаний и отражает мнение иностранных заказчиков. Всего проанализировано около 200 запросов компаний из США, Японии, Южной Кореи, Западной Европы. Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что даже в такой отрасли, как электроника существует множество технологий, которые, по мнению иностранного заказчика, имеют уровень, не уступающий мировому. В то же время, доля высоких технологий в целом по промышленности, имеющих мировой уровень, превышает аналогичный показатель в области электроники.

       В соответствии с рядом правительственных документов были разработаны приоритетные направления развития науки и техники,  а также перечень критических технологий федерального уровня. В качестве приоритетных были утверждены восемь ведущих научных направлений развития науки и техники,  заслуживающих особую поддержку и имеющих первостепенную важность для России:

     1) информационные технологии и электроника;

     2) производственные технологии;

     3) новые материалы и химические продукты;

     4) технологии живых систем;

     5) транспорт;

     6) топливо и энергетика;

     7) экология и рациональное природопользование;

     8) фундаментальные исследования.

     Весьма  показательным является сравнение критически важных технологий России с прогнозом технологического развития Японии на период 2010 года в области электроники и новых материалов. Высокая степень совпадения свидетельствует о намерении России ликвидировать отставание от наиболее развитых в технологическом отношении стран.

     К настоящему времени  Россия безнадежно отстала от мировых лидеров. Тем не менее, и в электронике все еще существует значительное количество боеспособных технологий, конкурентное преимущество которых заключается не в низкой стоимости. Эти примеры подтверждают тезис о том, что практически в любой отрасли можно найти высокоэффективные технологии, имеющие хороший экспортный потенциал. Однако, как и в других сферах человеческой деятельности, работа в этом сегменте рынка требует специализации и высокопрофессионального подхода.

     Российские  компании могут поставлять на зарубежный рынок такие  наукоемкие соответствующие мировым стандартам изделия, как электровакуумные и СВЧ-приборы, полупроводниковые, газовые и твердотельные лазеры различного назначения,  лазерные  гироскопы,  ЖК-индикаторы и панели, электроннооптические приборы, мощные полупроводниковые приборы, газоразрядные панели, резисторы, конденсаторы и многое другое. Можно сделать уверенный вывод о том, что в России имеется хороший потенциал для коммерциализации  разработок. Однако значительные препятствия на пути коммерциализации технологий  создает недооценка российскими технологами, подобно многим технологам во всем мире, роли финансов и менеджмента в коммерциализации технологий. Технология, финансы и менеджмент — вот те три кита, которые необходимо учитывать при обсуждении возможности использования  российских технологий. 

2.3. Инструменты государственной инновационной политики

     Банк  Развития

     Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего Росэксимбанка и государственного Российского банка развития (РосБР). Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

     К 2011 году банк вкладывает в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд.

     Эксперты  на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн долларов) пришли к таким выводам:

     1) В среднем бизнесе уже присутствует большой сегмент компаний, которые активно   модернизировались. Таких компаний примерно треть.

     2) За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.

     3) Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.

     4) Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.

     Эксперты  характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным  оборудованием и большими производственными  возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами  на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.

     Российская  венчурная компания

       В 2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб.  
 Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники. 
 Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п.. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица. 
 Важный аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта.

     Технопарки - это организации, управляемые профессионалами, чьей целью является  повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений.

     В мире наблюдается настоящий технопарковый  бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес-инкубаторы.

     Объем инвестиций из федерального бюджета  в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составил около 10 млрд руб. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.

     Строительство технопарков ведется в семи регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

     Один  из таких технопарков создается  в Нижнем Новгороде – это IТ-парк "Анкудиновка". В создании технопарка примут активное участие компании Intel, "Мера", "Телма" и некоторые  другие. Бюджетная часть финансирования строительства IT-технопарка составит 2905 млн. руб., из которых 50% выплачено из областных и столько же - из федеральных средств. IT-парк "Анкудиновка", работа которого будет сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.  
 Общий объем инвестиций в строительство составляет 15 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд рублей выделяется из бюджета Нижегородской области, 1,6 млрд – из федерального бюджета. Еще 11,9 млрд рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья. Предполагаемый срок окупаемости частных вложений не превысит шести лет.

     Наукограды 

     Первым  наукоградом Российской Федерации  стал город Обнинск Калужской  области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

       В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).

     Особые  экономические зоны (ОЭЗ)

     Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

     На  территории Российской Федерации могут  создаваться особые экономические  зоны следующих типов: промышленно-производственные особые экономические зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны.

       Для государственного регулирования деятельности ОЭЗ создана специальное агентство. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, а также по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

     Федеральное агентство по управлению особыми  экономическими зонами находится в  ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. 

     2.3. Федеральные целевые программы в сфере инновационной политики РФ

     Федеральная целевая программа  «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России  2007-2012»

Информация о работе Государственная инновационная политика