Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.

Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, а так же рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию на примере компании Эльдорадо.

Содержание

Введение____________________________________________________________________3


1. Понятие франчайзинга____________________________________________________5



2. Виды франчайзинга______________________________________________________9



3. Преимущества франчайзинга______________________________________________16



4. Недостатки франчайзинга________________________________________________21



5. Договор коммерческой концессии________________________________________25



6. Практика франчайзинга на примере ООО «Эльдорадо»______________________32



Заключение______________________________________________________________36


Список литературы________________________________________________________37

Работа содержит 1 файл

Моя база1.docx

— 65.03 Кб (Скачать)
    СОДЕРЖАНИЕ
 
 

Введение____________________________________________________________________3 

1. Понятие франчайзинга____________________________________________________5 
 

2. Виды франчайзинга______________________________________________________9 
 

3. Преимущества франчайзинга______________________________________________16 
 

4. Недостатки франчайзинга________________________________________________21 
 

5. Договор коммерческой концессии________________________________________25 
 

6. Практика франчайзинга на примере ООО «Эльдорадо»______________________32 
 

Заключение______________________________________________________________36 

Список литературы________________________________________________________37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В рыночных условиях существует объективная  необходимость интеграции, взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Одним из способов такой интграции является франчайзинг. Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.

     Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы  и минусы ведения бизнеса таким  способом, для чего будут рассмотрены  основные виды франчайзинга.

     Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, а так же рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию на примере компании Эльдорадо.

     Не  должен остаться без внимания раздел ведения франчайзинга на основе договора коммерческой концессии, так как  в бизнесе юридический аспект никогда не оставался в стороне, а наоборот является иногда основным рычагом.

     В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили  себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий  для успешного развития франчайзинговой  системы. Поэтому основная цель моей курсовой работы состоит в изучении данного вида организации ведения бизнеса. Изучив и проанализировав информацию, предоставленную профессиональной литературой, различными финансовыми журналами, газетами и другими средствами СМИ я постараюсь раскрыть понятие франчайзинга, выявить преимущества и недостатки данных договорных отношений, определить место и роль франчайзинга на российском рынке, сделать соответствующие выводы и заключения, а так же дать свои рекомендации и предложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА 

     Франчайзинг - как правило, регулируется главой 54 ГК РФ. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.  
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

     Сторонами по договору коммерческой концессии  могут быть коммерческие организации  и граждане, зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 1027 ГК РФ).

     В России, франчайзинг не всегда подразумевает  использование договора коммерческой концессии в основе своей правовой базы. В рамках франчайзинга могут  заключаться следующие договора: договор коммерческой концессии, договор  поставки, агентский, лицензирования, товарного кредита, ответственного хранения, купли-продажи, и еще ряд  других.

     Франшиза  - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга.

     Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения.

     Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

     Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Паушальный  взнос - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы;

     Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно.

     При этом самая  ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю, — это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать. Система ведения бизнеса под названием «франчайзинг» как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации. Возникнув в автомобильной промышленности в виде передачи фирме-дилеру исключительного права на сбыт продукции автомобильной корпорации «Дженерал Моторс», франчайзинг стал широко использоваться в торговле и общественном питании, автосервисе, гостиничном бизнесе, бытовом обслуживании и ремонтно-строительных работах, деловом и профессиональном обслуживании.

     Франчайзинг интегрирует элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в  целом является самостоятельной  формой договорных взаимоотношений  независимых хозяйствующих субъектов.

     Помимо  использования оборудования и технологий франчайзера, оператор приобретает  у него сырье и материалы, полуфабрикаты  и рецептуру, инвентарь и мебель, униформу и символику. При этом оператор должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Недопустимость двойных стандартов качества — характерная  черта франчайзинга, позволяющая  потребителям доверять привычной торговой марке независимо от того, насколько  далеко от головного предприятия  расположена фирма оператора.

     Присущее  малым предприятиям чувство хозяина  играет существенную мотивационную  роль в повышении интенсивности  труда и ответственности за его  результаты. Поэтому случаи компрометации  операторами торговой марки франчайзера  очень редки и влекут за собой  расторжение контракта и выплату  франчайзеру неустойки. Вопросы  финансирования франчайзинга решаются в зависимости от его вида и  кредитоспособности участников. Оператор может полностью осуществить  капиталовложения в основные фонды, приобретаемые у франчайзера. Однако, как правило, оператору не хватает  собственных средств, поэтому основные фонды могут передаваться в аренду. Кроме того, франчайзер вправе сам  кредитовать оператора на льготных условиях или выступать в качестве поручителя по договору банковского кредита.

     Помимо  единовременного взноса оператора  и капиталовложений в основные фонды  франчайзер может определить регулярную плату за рекламу торговой марки, которую использует оператор. Эта  плата составляет от 1 до 5% от выручки  и характерна для компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж оператора.

     Система договорных отношений франчайзинга многообразна, условия каждого контракта  зависят от вида деятельности франчайзера, его стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка. Существуют три основных вида франчайзинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Виды франчайзинга

 

     Важным  составным  элементом  успеха является  четкое  и полное  знание  предпринимателем    сущности   франчайзинга, его  разновидности,  структуры,  преимуществ  и  возможных  рисков при  его  использовании. Франчайзинг  может   быть  определен как  способ  доставки продукции  или услуг  потребителю,  способ  развития бизнеса  и завоевания  рынка на  основе кооперации   материальных   и   финансовых средств  и  усилий  различных  предприятий.   Франчайзинг    может   рассматриваться также  и  как соглашение,  при котором   производитель   или  единоличный  распространитель  продукта  или  услуги, защищенных  торговой  маркой,  дает эксклюзивные  права  на  распространение на данной   территории    своей   продукции или  услуг   независимым  предпринимателям  (розничным  торговцам)  в  обмен  на получение от  них платежей  при условии  соблюдения   технологий  производственных   и   обслуживающих   операций.

     Существуют  три  основных  вида франчайзинга:

  • Товарный франчайзинг;
  • Производственный франчайзинг;
  • Деловой франчайзинг или франчайзинг бизнес формата.
 

Товарный франчайзинг:

     Товарный  франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

     Данный  вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это  франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный  продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное  и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера.

     Этот  вид деятельности, подразумевает  приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с  ее торговой маркой. В этом случае франчайзи  покупает у франчайзора товары и  после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных  случаях ведущая компания имеет  отношение и к оплате гарантийных  услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного  франчайзинга характерна узкая специализация  франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

Информация о работе Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса