Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:19, дипломная работа
Преобразования экономики Казахстана, переход к рыночным отношениям не возможен без создания и развития финансового рынка, всех его составляющих – рынка ссудного капитала, рынка наличности и рынка ценных бумаг, которые представляют собой важнейшие источники её роста.
Рынок ценных бумаг в Республике Казахстан является регулятором многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. Это относится, прежде всего, к процессу инвестирования капитала, когда миграция капитала осуществляется в виде прилива его к местам необходимого приложения и оттока из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. Рынок ценных бумаг во многих отношениях – лучший и наиболее доступный источник финансирования новых инвестиционных проектов.
Как правило, на практике государственные ценные бумаги выпускаются государством для обслуживания внутреннего долга страны и в случае профицита бюджета их выпуск становится нецелесообразным. Такая ситуация приемлема в странах с устоявшейся экономической историей и стабильно работающим фондовым рынком. В странах с переходной экономикой, к которым относится и Казахстан, необходимо эмитирование государством своих ценных бумаг, даже при отсутствии дефицита бюджета. В этом случае инвестированные средства институциональных и индивидуальных инвесторов в государственные ценные бумаги можно использовать для развития реального сектора экономики страны. При этом государство через институты развития будет выступать генеральным заёмщиком и гарантом, финансируя не только государственные, но и частные проекты.
Таким образом, этот вид ценных бумаг будет соответствовать ряду требований – высокая надёжность, срочность и доходность, индексированная на инфляцию.
Проектом Программы развития рынка ценных бумаг и Планом мероприятий по её реализации предусмотрено осуществление Министерством финансов начиная с I квартала 2005 года долгосрочных, на 10 и более лет, выпусков ценных бумаг с плавающей ставкой вознаграждения, базой для исчисления которой является индекс инфляции. При этом, выпуски государственных ценных бумаг должны соответствовать общим нормам на рынке – то есть обладать предсказуемостью и осуществляться в соответствии с определённым графиком выпуска, который должен охватывать продолжительный период времени, являться доступным для всех участников организованного рынка ценных бумаг и неукоснительно соблюдаться эмитентом. Долгосрочное погашение этих ценных бумаг должно допускаться только в исключительных случаях на вторичном рынке ценных бумаг с соблюдением обязательной процедуры предварительного уведомления собственников, а также программы их конвертации в другие ценные бумаги /40, с.93-97/.
Планируемые выпуски государственных ценных бумаг направлены на расширение финансовых инструментов казахстанского фондового рынка и будут служить механизмом страхования ценовых рисков в условиях неустойчивой экономической конъюнктуры. В частности, долгосрочные обязательства будут интересны пенсионным фондам.
На современном этапе развития финансовой системы наблюдается её недостаточная эффективность в плане финансирования инновационных проектов и то, что банки пока не готовы к работе в условиях избытка денег у нефтяного и металлургического секторов. Они не предложили пока новых инструментов для финансирования новых производств. В существующих условиях необходимо насытить рынок новыми финансовыми инструментами. Ими могут стать проектные облигации, с помощью которых будут финансироваться значимые для экономики страны инвестиционные проекты или проекты, связанные с индустриально-инновационным развитием. Такие проекты как, например строительство железных дорог, портов и вокзалов.
Проектом Плана мероприятий по реализации Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2005-2007 годы, предусматривается создание условий для выпуска проектных облигаций для финансирования инвестиционных проектов.
В текущем году произошло давно ожидаемое событие – вступил в силу новый Закон “Об инвестиционных фондах”, во многом соответствующий мировым стандартам. На Закон возлагаются большие надежды как на источник, способный сдвинуть коллективные инвестиции на качественно новый уровень. В октябре 2004 года в соответствии с этим Законом уполномоченным органом зарегистрировано 2 паевых инвестиционных фонда: паевый инвестиционный фонд рискового инвестирования «Compass портфельные инвестиции» и паевый инвестиционный фонд рискового инвестирования «Compass прямые инвестиции» /36, с.6/.
В мировой практике инвестиционные фонды являются важнейшим инструментом привлечения свободных денег населения. По оценкам потенциал этого сектора в нашей стране составляет около 2 млрд долларов. До принятия закона «Об инвестиционных фондах» в Казахстане роль институциональных инвесторов в основном выполняли пенсионные фонды. За счёт аккумулированных средств инвестиционных фондов имеется возможность финансирования более рисковых проектов в реальном секторе экономики /39, с.7/.
Инвестиции в паи инвестиционных фондов увеличили бы возможность диверсификации и снизили бы риск инвестирования активов в ценные бумаги, выпущенные отечественными корпорациям, которые отличаются низким качеством управления и предлагают низкие нормы прибыли.
Вывод на фондовую биржу новых инвестиционных проектов совместно с государственными институтами развития позволит решить проблему финансирования вновь создаваемых производств, даст импульс реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, а также теперь значительно будет расширен перечень финансовых инструментов.
В марте 2004 года Глава государства в своём ежегодном послании народу Казахстана провозгласил необходимость разработки новой политики жилищного строительства /37/. В частности, была определена цель ввести в строй до конца 2007 года 12 млн квадратных метров жилья.
Для реализации Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы необходимо становление и развитие сектора рынка ценных бумаг - рынок ипотечных облигаций, который в Казахстане имеет огромные потенциальные возможности. Обороты этого рынка в мире измеряются сотнями миллиардов долларов. Только эмиссия новых ипотечных облигаций в США составила в 2000 году свыше 480 млрд долларов, а всего за прошедшее десятилетие их выпуск превысил 3,5 трлн долларов. Обороты вторичного рынка ипотечных облигаций достигает 1 трлн долларов в год /40, с.93-97/.
На
сегодняшний день в Казахстане сложились
благоприятные условия для
Для
финансирования ипотечного кредитования
страны в рамках Государственной
программы Казахстанская
Таким образом, хотя программа называется «жилищной», на самом деле она является огромным экономическим стимулом, особенно для финансового сектора /26, с.9/.
Для реализации задач развития аграрного сектора экономики, поставленных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в Посланиях народу в 2004 и 2005 годах, принята Программа кредитования сельского хозяйства, которая является одной из наиболее перспективных направлений на казахстанском рынке. Следует отметить два наиболее важных момента этого мероприятия – модернизация рынка зерновых расписок, а также повышение привлекательности данного рынка для финансовых институтов, так как финансирование сельхозпроизводителя имеет огромный потенциал, прежде всего потому, что на этом рынке финансовые инструменты предсталены слабо.
Перспективы развития в Казахстане рынка зерновых расписок очень хорошие, особенно для компаний, которые изъявляют желание участвовать в выпуске зерновых расписок. Более того, у тех, кто является держателем достаточно большого количества зерновых расписок, есть возможность объединения их в единый пул, и в последующем выпуск облигаций на фондовом рынке, обеспеченных этим пулом зерновых расписок /42, с.16-18/.
Следствием последовательных реформ в финансовом секторе, экономике и законодательной сфере в Казахстане стало уникальное сочетание условий для развития структурных форм финансирования внутри страны, которые становятся доминирующими на мировых рынках. С их внедрением произойдёт дальнейшее укрепление конкурентных позиций казахстанского банковского сектора и рынков капитала, а фондовый рынок приобретёт более современную и завершённую форму. Банки второго уровня уже оказывают эти услуги своим клиентам, но пока объёмы недостаточны.
Структурное финансирование расширяет границы возможностей для притока инвестиций в капиталоёмкие отрасли экономики за счёт внутреннего рынка капитала, с учётом современного управления рисками и международных стандартов финансовой деятельности в этой области.
Без сомнения, успешное внедрение структурных форм финансирования в Казахстане будет способствовать реализации новых проектов, выпуску новых долговых инструментов на структурной основе, а также увеличения ликвидности рынка государственных ценных бумаг /3, с.104-105/.
Первым шагом на пути внедрения структурных форм должно стать принятие закона «О секьюритизации» как платформы для реализации программ финансирования в отраслях как финансового, так и нефинансового сектора, на рыночных началах и по сниженным ставкам, на условиях внебалансового финансирования и лучшего управления рисками.
Одним
из направлений деятельности фондового
рынка является работа с населением.
Для этого, в первую очередь, нужно
создать соответствующую
С развитием финансового рынка, расширением числа финансовых институтов и финансовых инструментов, планов по привлечению сбережений населения на фондовый рынок возникла необходимость разработки и принятия дополнительного закона о защите прав инвесторов. Этот закон должен предусматривать не только защиту прав и интересов инвесторов, но и конфиденциальность в том, что касается информации о финансовых активах и сбережениях, что крайне важно для привлечения на финансовый рынок индивидуальных инвесторов /38, с.2/.
Одним из основных рычагов стимулирования развития отечественного фондового рынка являются капитализация компаний и привлечение ими дополнительных средств. В настоящее время идёт бурный рост активов банков второго уровня, пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами при неадекватном росте капитала, что увеличивает потенциальные риски для этих инвесторов. Необходимо обеспечить повышение их капитализации, что будет соответствовать росту активов.
Среди главных тем, которые рассматривались на IV Конгрессе финансистов, была капитализация казахстанской финансовой системы, причём включая фактически все сектора: банки, пенсионные фонды, брокерские и страховые компании, что также может означать на практике их выход на фондовый рынок с дополнительными эмиссиями своих акций, которые с удовольствием приобретут институциональные инвесторы. С одной стороны, они имеют возможность привлекать ресурсы путём выпуска собственных ценных бумаг – акций и облигаций. С другой стороны – могут вкладывать средства в различные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке с целью получения дополнительного дохода и его последующей капитализацией.
Важно отметить, что тенденция к расширению банковских операций с ценными бумагами носит общемировой характер. В большинстве развитых стран и во многих государствах с развивающимися экономиками коммерческие банки всё активнее используют в своей деятельности инструменты фондового рынка.
Развитие инвестиционного банкинга идёт в нашей стране замедленными темпами во многом и оттого, что наши брокерские компании слабы, не имеют достаточного капитала, осуществляют незначительное количество операций. В то же время нам нужно развивать этот сектор финансового рынка, тем более что необходимо привлечь на фондовый рынок население. Капитализация будет способствовать финансовой устойчивости и надёжности профессиональных участников фондового рынка.
Отсутствие условий для эффективного вложения национальных капиталов в экономику республики объясняет активную экспансию казахстанских банков за рубеж. Наши банки вкладывают средства на рынках соседних стран.Текущий год ознаменовался новыми приобретениями казахстанских банков в ближнем зарубежье. «АТФБанк» завершил приобретение контрольного пакета акций частного киргизского «Энергобанка» и высказал намерение войти в капитал российского коммерческого банка. У Народного банка появился дочерний банк в Киргизии. Что касается пенсионных фондов, то для них расширяются возможности для вложения активов в иностранные ценные бумаги и они просят разрешить инвестировать в ценные бумаги стран ближнего зарубежья. За рубежом кредитные рейтинги выше, чем в Казахстане /35, с.2/.
Но этим инвесторам необходимо помнить, что ответственность принятия решения о покупке тех или иных ценных бумаг лежит на них. В связи с укрепление курса тенге инвестиции в валютные финансовые инструменты сопряжены с определённым риском. В отличие от развитых стран у нас отсутствуют целые рыночные сектора. Например, практически не развивается рынок срочных инструментов – фьючерсов. А на Западе – это один из самых ёмких и ликвидных инструментов. Так только на западноевропейских биржах сумма открытых позиций по обращающимся производным инструментам превышает 3,5 млрд. долларов.
Достаточно сравнить набор финансовых инструментов, которыми оперируют банки и другие институциональные инвесторы в Казахстане, с аналогичным набором, имеющимся в распоряжении их коллег за рубежом. На отечественном рынке по настоящему ликвидными могут считаться не более 50 выпусков государственных и корпоративных акций и облигаций. В листинги крупнейших бирж США входят акции почти 8000 эмитентов, а Великобритании – около 3000 /41, с.14/.