Финансовый анализ предприятия (на примере ООО «ПЕНЗМАШ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния ОАО «Пензмаш».
В соответствии с целью работы необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность значения финансового анализа:
рассмотреть методы и приёмы внешнего финансового анализа:
рассмотреть метода и приёмы внутреннего финансового анализа:
исследовать финансово экономические показатели:
анализировать платёжеспособность ОАО «Пензмаш»:
провести финансовый мониторинг ОАО «Пензмаш»:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА…………………………...5
1.1 Сущность значение финансового анализа………………………………………...5
1.2 Методы и приёмы внешнего финансового анализа………………………………8
1.3 Методы и приёмы внутреннего финансового анализа………………………......11
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПЕНЗМАШ»…....17
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «Пензмаш»……………….…17
2.2 Анализ платёжеспособности ОАО «Пензмаш»……………………………… ..…20
2.3 Финансовый мониторинг ОАО «Пензмаш»……………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… ..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Работа содержит 1 файл

экономический анализ.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

Базовыми методами внешнего финансового анализа являются методы сравнения, а именно горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ. Горизонтальное сравнение - это оценка динамических рядов (т.е. абсолютное, относительное отклонение, темп роста). Вертикальное сравнение - это определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Другими словами это анализ параллельных рядов (т.е. коэффициент Фехнера, удельный вес, доля прироста).

Трендовое сравнение - это сравнение  каждой позиции отчетности с рядом  предшествующих периодов и определение  тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных  влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ; т.е. трендовый анализ является результатом проведенного горизонтального и вертикального сравнения, продолженного во времени по линейной зависимости [5, 205].

Также может использоваться анализ относительных показателей - расчет отношений отчетности, определение  взаимосвязи показателей; сравнительный (пространственный) анализ - это анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий - конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными; факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Можно выделить основные особенности внешнего финансового  анализа:

а) множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

б) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

в) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

г) ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

д) ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

е) максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Таким образом, внешний  финансовый анализ проводится на основе бухгалтерской отчётности за пределами  предприятия его заинтересованными  контрагентами, собственниками или  государственными органами. Базовыми методами внешнего финансового анализа являются: методы сравнения, а именно анализ относительных показателей, горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ.

1.3 Методы и приёмы  внутреннего финансового анализа.

В отличие от внешнего финансового анализа, внутренний анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

Содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т. е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок \9, 152].

Особенностями управленческого анализа являются:

а) ориентация результатов анализа на свое руководство;

б) использование всех источников информации для анализа;

в) отсутствие регламентации анализа со стороны;

г) комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

д) интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения;

е) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Внутренний финансовый анализ заключается в исследовании механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивание собственного капитала предприятия. Другими словами, это управленческий анализ, так как он оперирует данными внутреннего учета и отчетности, а результаты управленческого анализа содействуют повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Данный анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли, исключение риска банкротства [9, 154].

Для проведения внутреннего  финансового анализа пользуются следующими методами:

а) метод сравнения;

б) факторный анализ;

в) коэффициентный метод.

Сравнение - это научный  метод познания, в процессе котрого  неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяются общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

Способ сравнения используется в следующих случаях:

  1. сопоставление плановых и фактических показателей для определения степени выполнения плана и для проверки обоснованности плановых показателей;
  2. сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий;
  3. сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов;
  4. сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений, необходимое для поиска резервов;
  5. сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения, неиспользованных резервов;
  6. сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей;
  7. сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них;
  8. сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого - либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов [9, 155-156].

Необходимое условие, которое  надо соблюдать при анализе - обеспечение  сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

Факторный анализ представляет собой методику системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Факторы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Изучение взаимосвязи требует выявления соподчиненности системы показателей, выделение совокупного, результирующего показателя и факторов, на него влияющих. Один и тот же показатель в разных ситуациях может выполнять роль как факторного, так и результирующего показателя. Это зависит от цели и объема анализа. Например, производительность труда является показателем, отражающим результатом инвестирования в производство, в свою очередь, производительность труда является фактором роста объема производства. В процессе анализа важно предварительно классифицировать показатели - факторы по группам: внешние и внутренние, основные и второстепенные, определяющие и подчиненные. Выявление основных, определяющих факторов позволит менеджеру найти эффективные рычаги управления экономическим потенциалом предприятия.

В процессе диагностики  производится количественное измерение  влияния факторов на совокупный показатель. Это далеко не всегда можно сделать  легко, гак как большинство факторов находится не в прямой функциональной, а в вероятностной или стохастической зависимости. Чтобы в этом случае определить форму связи, следует провести стохастическое наблюдение, накопить различные факты, создать массив информации, обработать его, построить математическую модель. Периодичность и сроки диагностики зависят от размера и частоты возникновения отклонений в экономической деятельности предприятия [9, 157].

Финансовые коэффициенты представляют собой относительные  показатели финансового состояния  предприятия. Финансовые коэффициенты рассчитываются по данным балансового отчета и отчета о прибылях и убытках, они дают возможность расширить . информационное содержание всей финансовой отчетности предприятия. Этот метод занимает ключевое место при проведении финансового анализа деятельности предприятия. Они рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

Анализ финансовых коэффициентов  заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также  в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам. Кроме того, в качестве базы для сравнения могут применяться теоретически обоснованные или полученные экспертным путем значения. Такие величины фактически выполняют роль нормативов для финансовых коэффициентов, хотя методики их расчета в зависимости от отрасли не создано, поскольку в настоящее время не устоялся набор относительных показателей, применяемых для оценки финансового состояния предприятия. Для точной и полной характеристики финансового состояния необходимо достаточно небольшое количество показателей. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния. Система относительных коэффициентов может быть подразделена на ряд характерных групп:

    1. показатели оценки рентабельности предприятия;
    2. показатели оценки эффективности управления или прибыльности;
    3. показатели оценки рыночной устойчивости;
    4. показатели оценки ликвидности активов баланса как основы платежеспособности;
    5. показатели рентабельности предприятия [5, 140].

Различают коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Первые применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть от итога включающей его группы абсолютных показателей составляет тот или иной абсолютный показатель финансового состояния, например, любые коэффициенты ликвидности. Вторые используются для выражения отношений, по существу, разных абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл, например, материалоёмкость и материалоотдача.

Таким образом, в отличие  от внешнего финансового анализа, внутренний анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, такие как данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и т.д. Основная особенность внутреннего анализа заключается в том, что его результаты ориентируются на руководство организации и в его процессе используются все источники информации. При проведении внутреннего финансового анализа пользуются следующими методами: метод сравнения, факторный анализ и коэффициентный метод.

Подводя общий вывод  по первой главе, следует сказать, что  финансовый анализ представляет собой  метод оценки и прогнозирования  финансового состояния предприятия  на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.

 

ГЛАВА 2 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПЕНЗМАШ»

2.1 Общая характеристика ОАО «Пензмаш»

Открытое акционерное  общество «Пензенский машиностроительный завод» основан в октябре 1941 года.

Местонахождение ОАО  «Пензмаш», г. Пенза, ул. Баумана д.30.

В 1992 году был преобразован в акционерное общество «Пензмаш». В связи с отсутствием заказов  на текстильное оборудование и запасные части к нему, руководство завода сохранило коллектив и нашло  правильную ориентацию в использовании  производственных мощностей.

ОАО "Пензмаш" специализируется на выпуске оборудования для уборки и переработки сельхозпродукции, оборудования для пищевой промышленности, оборудования по переработке изношенных автомобильных шин, строительное оборудование, неликвиды предприятия и широкой гаммы потребительских товаров.

Информация о работе Финансовый анализ предприятия (на примере ООО «ПЕНЗМАШ»)