Достоинства и недостатки системы национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение основ методологии и построения системы национальных счетов, проведение сравнительного анализа двух временных периодов экономики России, выявление достоинств и недостатков существующей СНС и разработка рекомендаций по дальнейшему устранению выявленных недостатков существующей СНС.
Для достижения поставленной цели, в ходе работы, решались следующие задачи:
1. Изучение основных понятий, целей, задач, источников формирования и методов построения СНС.
2. Рассмотрение принципов построения счетов.
3. Анализ российской практики использования СНС
4. В ходе изучения материала выявление достоинств и недостатков СНС.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы СНС 6
1.1 Сущность СНС и история ее развития 6
1.2 Источники формирования СНС и методы её построения 11

2. Достоинства и недостатки СНС 16
2.1 Анализ российской экономики с точки зрения СНС 16
2.2 Недостатки СНС 28
2.3 Достоинства СНС 34


Заключение 37

Библиография 39

Приложения 41

Работа содержит 1 файл

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СНС инет.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

       Эта проблема обсуждается регулярно  на самых разных уровнях, включая  международный. Причем в России непонимание  показателей СНС подавляющим  большинством даже высококвалифицированных экономистов, как известно, сейчас принимает критический характер.

       Поэтому многие университеты и учебные центры мира включают вопросы, связанные с тематикой СНС, в курсы подготовки более широкого круга экономистов, чем это требуется для удовлетворения потребностей собственно статистических органов. Например, Объединенный Венский Институт (МВФ, ООН, ВБ) подробно рассматривает тематику СНС в нескольких курсах, посвященных макроэкономическому анализу. Причем в Вене этот курс читают сразу несколько преподавателей, которые одновременно присутствуют в лекционном зале и при необходимости помогают друг другу.

       В существующей СНС, имеются недостатки в теоретических вопросах разработки статистических данных, одним из таких недостатков, является ряд проблем процесса перехода от идеального национального продукта к реальному.

       В России, на сегодняшний день, информационная база СНС и сама система получения  необходимой информации, далеки от идеала и явно требуют усовершенствования.

       Например, один из недостатков, это несоответствие требований СНС правилам бухгалтерского учета, применяемым в России. Предприятия заполняют статистические отчеты исходя из имеющихся у них бухгалтерских записей. Цели бухгалтерского учета связаны в основном с налогообложением и отличаются от задач статистики. Поэтому сами подходы к определению некоторых показателей во многих случаях различны. Такие же проблемы существуют и в других странах, однако по большинству важнейших показателей правила бухгалтерского учета там гармонизированы с требованиями статистики. Россия пока не перешла в полной мере на международные стандарты бухгалтерского учета, поэтому статистика не может напрямую запрашивать у предприятий, скажем, величину промежуточного потребления, а вынуждена рассчитывать этот показатель на основе других показателей.

       Конечно, для устранения указанных недостатков  в России, проводилась модернизация существующих форм отчётности предприятий, новые формы существенно увеличили наличие подаваемой предприятиями информации для построения наиболее полного спектра счетов, но в целом данные проблемы остаются актуальными.

       Показатели  СНС дают количественную оценку совокупного  продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста.

       Действующая отраслевая классификация и классификация  видов экономической деятельности в системе национальных счетов очень  ограничена и не отвечает требованиям исследования структуры национального общественного воспроизводства. В настоящее время, соответствии с СНС – 93, все отрасли классифицируются по четырем категориям: отрасли, производящие товары и рыночные услуги, т. е. рыночные отрасли; отрасли, производящие нерыночные услуги силами государственных учреждений; отрасли, производящие нерыночные услуги силами частных некоммерческих организаций; отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домохозяйствами, т. е. домашние услуги. В данной классификации имеются следующие недостатки:

       – во-первых, отсутствует конечное функционально-целевое  назначение отраслей экономики, т.е. не дается ответ на вопрос для удовлетворения каких общественных потребностей (каких  лиц – населения или организаций) осуществляют в основном свою деятельность указанные отрасли;

       – во-вторых, классификация экономики  по видам экономической деятельности также не содержит ответа на указанный  вопрос: выпуск какого товара осуществляет конкретный вид экономической деятельности – товара потребительского или товара производственного назначения);

       – в-третьих, классификация отраслей должна быть дополнена внутренним делением на виды экономической деятельности, а виды экономической деятельности, в свою очередь, должны быть расширены  за счет классификации видов деятельности по производству продуктов и услуг для населения (потребительских товаров для населения) и продуктов и услуг для организаций (товаров производственного назначения);

       – в-четвертых, система национальных счетов, разработанная международными финансово-кредитными организациями и предложенная мировому сообществу, не служит цели формирования оптимальной структуры общественного производства, проведения независимой национальной структурной политики государства, особенно стран, которые обеспечены собственными ресурсами;

       – в-пятых, отсутствие необходимой вышеуказанной  классификации в национальном счетоводстве не позволяет анализировать сбалансированность (по стоимости и в натурально-вещественном выражении) между собственным производством потребительских товаров и услуг для населения и производством товаров и услуг производственного назначения, с одной стороны, и их конечным потреблением и использованием, с другой стороны, в процессе обращения валового внутреннего продукта;

       – в-шестых, не позволяет осуществлять эффективную, независимую и безопасную национальную государственную экономическую политику в условиях глобализации;

       – в-седьмых, лишает органы государственного управления экономикой важнейшего статистического инструмента борьбы с негативными макроэкономическими явлениями и проблемами (в частности, с инфляцией) в условиях, когда капиталистическое общественное воспроизводство, наоборот, нуждается в усилении государственного регулирования. 7

       Как показывают наблюдения общественных и статистических организаций, одним из недостатков СНС, является недостаточная методология СНС в отношении окружающей среды. В СНС 1993 года, предусмотрены статистические наблюдения в виде экологического учёта, который является структурно-скомпонованным описанием взаимодействий между окружающей средой и экономикой в системе учетных показателей, но при этом, единой модели национальных экологических счетов не существует, все зависит от конкретных целей и требований отдельных стран.  

       Пути устранения существующих недостатков СНС:

  1. Усиление нормативно-правовой базы в вопросах ответственности за проведение «серых» и «чёрных» сделок, а также за укрытие доходов и невыплат налогов.
  2. Уменьшение налогового бремени на доходы, полученные от реализации товаров и услуг малым и средним бизнесом.
  3. Уменьшение количества различного рода контролирующих органов и повышение качества их работы. Создание единой системы контроля, с определением конкретной периодизации и количества проводимых контролирующими органами проверок.
  4. Проведение работы по дальнейшему развитию информационной базы СНС. В том числе проведение модернизации существующих форм отчётности предприятий, для уменьшения количества и улучшения качества, предоставляемых предприятием в органы статистики данных.
  5. Разработка методики оценки функционирования сферы услуг, отдельных секторов, а также процессов ранее не учитываемых в отечественной и международной практике, вызванных развитием рыночных отношений.
  6. Повышение интереса работодателя к его уходу от скрытой (серой) выплаты заработной платы своим работникам, путём уменьшения налогового бремени на предприятие (организацию, хозяйство), при существенном увеличении работодателем выплат по заработной плате.
  7. Разработка новых и усовершенствование существующих методов расчётов теневой экономики и незаконной деятельности и внедрение их в СНС.
  8. Разработка и внедрение в СНС новых направлений и систем учёта, например природно-ресурсной и экологической системы.

       Проведение  работы по специальному и целенаправленному  обучению и подготовке высококвалифицированных специалистов-статистиков и введение материальных поощрений по результатам научных разработок новых методов расчётов и статистического анализа показателей национальных счетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3.1 Достоинства СНС

Как мы уже знаем, до начала 90-х гг. XX века в мировой экономике применялись параллельно две системы статистического учета и анализа процесса общественного воспроизводства: система баланса народного хозяйства (БНХ – известная на Западе как система материального производства или продукта) и система национальных счетов (СНС). Первая использовалась странами с плановой (социалистической) экономикой, а вторая странами с рыночной (капиталистической) экономикой. Главное отличие этих двух систем статистического учета состояло в том, что БНХ под экономикой подразумевала только сферу материального производства продуктов и некоторые виды производственных услуг предприятиям и организациям, а СНС включала в экономику все отрасли, производящие продукты и услуги (в том числе отрасли непроизводственной сферы). Таким образом, система БНХ основывалась на марксистско-ленинской теории общественного воспроизводства, концепции деления труда на производительный и непроизводительный, а также соответственно делении отраслей экономики и видов экономической деятельности по указанному признаку. В результате первая система ограничивала возможность исследования всего общественного воспроизводства, что является ее достоинством.

Новая система национальных счетов имеет  ряд преимуществ при анализе макроэкономических показателей общественного воспроизводства валового внутреннего (национального) продукта страны. СНС расширяет объект экономического исследования за счет включения в воспроизводственный процесс валового продукта отраслей сферы услуг, а в валовой внутренний продукт оказание услуг; производится деление услуг на рыночные и нерыночные; вводится институциональная и секторальная классификация экономических единиц, разграничиваются экономические операции, детализируются распределительные и перераспределительные операции; подробно рассматриваются счета накопления и финансовых операций, а также сектора финансовых учреждений; осуществляется гармонизация и интеграция национальных счетов с платежным балансом страны, со статистикой государственных финансов, статистикой денежного обращения и банковской статистикой. 8

       Одним из основных достоинств СНС, является единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета, приемов и методов ведения учета и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в экономике, а также результатах ее функционирования.

       Единство  статистической методологии обеспечивает сопоставимость показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономической системе, то есть значительно упрощает решение проблем международных сопоставлений, способствуя их достоверности.

       Как недостатком, так и достоинством СНС 1993 года, является её сложность и громоздкость. Огромный объём статистических показателей, охватываемый СНС, способствует наиболее детальному анализу и статистики, как состояния экономики в целом, так и отдельных её отраслей. В результате сложных расчётов и балансовых сопоставлений, СНС способствует, прежде всего, обеспечению информацией органов государственного и межгосударственного управления, а так же обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики и для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а также внешнеэкономических связей.

       Безусловным достоинством СНС можно считать  то, что все их показатели увязаны между собой. Такая взаимосвязь между счетами позволяет проводить статистику показателей, как в целом за экономику государства, так и за отдельный сектор экономики. При этом в ходе проводимых расчётов добиваться наиболее точных результатов, что в свою очередь, позволит проводить наиболее качественный анализ состояния экономики, прогноз динамики её изменения в будущем и выработку наиболее эффективных мер по её дальнейшему развитию.

 

Заключение:

       СНС является статистической моделью рыночной экономики, с успехом используется для анализа результатов функционирования экономики и оценки ее эффективности. Она отражает результаты производства товаров и услуг, источники формирования доходов от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институциональной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства.

Информация о работе Достоинства и недостатки системы национальных счетов