Достоинства и недостатки системы национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение основ методологии и построения системы национальных счетов, проведение сравнительного анализа двух временных периодов экономики России, выявление достоинств и недостатков существующей СНС и разработка рекомендаций по дальнейшему устранению выявленных недостатков существующей СНС.
Для достижения поставленной цели, в ходе работы, решались следующие задачи:
1. Изучение основных понятий, целей, задач, источников формирования и методов построения СНС.
2. Рассмотрение принципов построения счетов.
3. Анализ российской практики использования СНС
4. В ходе изучения материала выявление достоинств и недостатков СНС.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы СНС 6
1.1 Сущность СНС и история ее развития 6
1.2 Источники формирования СНС и методы её построения 11

2. Достоинства и недостатки СНС 16
2.1 Анализ российской экономики с точки зрения СНС 16
2.2 Недостатки СНС 28
2.3 Достоинства СНС 34


Заключение 37

Библиография 39

Приложения 41

Работа содержит 1 файл

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СНС инет.doc

— 1.16 Мб (Скачать)
 
 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Социально-экономический  факультет 

Кафедра экономики и управления 
 
 

    Достоинства и недостатки системы национальных счетов 
     

Курсовая  работа

по  экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

9 
 

Приложения 41 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение:

       В 20-х – 30-х годах прошлого столетия, государства, имеющие развивающуюся и развитую экономику, столкнулись с необходимостью государственного регулирования экономических процессов проходящих на своих территориях.

       В ходе развития, государства разрабатывали  и внедряли в свою экономическую  жизнь, различные рычаги воздействия  на протекающие экономические процессы, которые носили, как административный, так и экономический характер.

         Для выработки наиболее рациональных  и эффективных способов и методов  регулирования экономических процессов,  возникла необходимость разработки  инструментов сбора статистической  информации о состоянии экономики и полноценного анализа результатов своей экономической деятельности, а так же экономической деятельности соседних государств, с которыми развивались или протекали, как экономические, так и политические отношения. Одним из таких инструментов стала СНС.

       При изучении государственного управления изучение основ национального счетоводства является необходимостью. СНС, прежде всего, предназначена для обеспечения информацией органов государственного и межгосударственного управления, способствует обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики, используется для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов. Так же трудно представить государственного служащего, не владеющего статистической информацией о состоянии экономики в регионе или стране, или не разбирающегося в ней, разрабатывающего и предлагающего для реализации экономически выгодное и правильное решение регионального или государственного масштаба.

       В настоящее время национальное счетоводство сильно развито, и не является простым  набором статистических счетов, оно  связано со многими отраслями науки и практики и прежде всего с макроэкономической статистикой. Очевидна и тесная связь национального счетоводства с экономической наукой и практикой всех отраслей народного хозяйства. СНС, лежащее в основе построения многих экономико-математических моделей (прежде всего межотраслевого баланса), связана с эконометрикой и математикой, с математической статистикой и многими другими науками. Но система национальных счетов не сразу стала большой статистической системой, она долго развивалась, преобразовывалась и только сравнительно в недавнем времени достигла международного единства статистических показателей экономической деятельности и её результатов. В разработке концепций и понятий СНС принимали участие многие зарубежные ученые-экономисты с мировым именем: Д. Кейнс, М. Фриш, С. Кузнец, Р. Стоун, В. Леонтьев, Ж. Марешаль, X. Ямада, О. Окруст и другие. Большой вклад в развитие теории и методологии СНС внесли международные организации: ООН, МВФ, ОЭСР, Мировой банк, ЕС, Международная ассоциация национального счетоводства и другие.

       Целью настоящей работы является изучение основ методологии и построения системы национальных счетов, проведение сравнительного анализа двух временных периодов экономики России, выявление достоинств и недостатков существующей СНС и разработка рекомендаций по дальнейшему устранению выявленных недостатков существующей СНС.

       Для достижения поставленной цели, в ходе работы, решались следующие задачи:

  1. Изучение основных понятий, целей, задач, источников формирования и методов построения СНС.
  2. Рассмотрение принципов построения счетов.
  3. Анализ российской практики использования СНС
  4. В ходе изучения материала выявление достоинств и недостатков СНС.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.

1.1 Понятие о системе  национальных счетов, её цели и задачи. История возникновения СНС.

       В ходе интенсивного развития экономики  и рыночных отношений, растёт и национальное богатство. В процессе развития экономики, появляется крайняя необходимость в ведении учёта и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в ней, а также результатах её функционирования. Для этого, в экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП.  

СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.

       Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.

       Общая система счетов современной СНС включает следующие классы (группы) счетов:

       

       рис. 1.

       В группу счетов внутренней экономики в целом  входят: счет производства товаров и услуг; счет образования доходов; счет распределения доходов: а. счет распределения первичных доходов; б. счет вторичного распределения доходов; счет использования национального располагаемого дохода; счет накопления (счет операций с капиталом).

       В группу счетов отраслей экономики входят: счет производства по отраслям; счет образования доходов по отраслям.

       В группу счетов внешнеэкономических  связей («остальной мир») входят: счет текущих операций; счет капитальных затрат; финансовый счет.

       Одно  из центральных мест в структуре  СНС занимают межотраслевой баланс, и таблицы ресурсов и использования товаров и услуг, представляющие собой некоторую модификацию межотраслевого баланса.

       Важной  особенностью СНС является наличие  в её структуре, так называемых сателлитных счетов, предназначенных для анализа некоторых аспектов социально-экономического развития путем использования подходов (концепций и определений), не обозначенных в основной схеме СНС. Например, предусмотрены сателлитные счета, позволяющие анализировать влияние процессов в области экологии на экономический рост, и т. д.

       Основной  целью построения системы национальных счетов является количественная характеристика макроэкономических процессов и их результатов, связанных с производством материальных благ и услуг, образованием, распределением, перераспределением и использованием доходов и с международной экономической деятельностью. Эта характеристика осуществляется путем балансировки ресурсов и их использования на основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в балансовые таблицы (счета).

       Современная статистическая наука и практика в области национального счетоводства, решает целый перечень задач, заключающийся в разработке и совершенствовании методологии составления отдельных счетов и всей системы в целом, методов исчисления показателей, направлений и методов анализа.

       Основными задачами анализа СНС является выявление:

  • вклада отдельных отраслей, секторов экономики и различных форм собственности в достигнутые результаты экономической деятельности;
  • основных пропорций и соотношений между производством и потреблением, потреблением и накоплением, между наличием ресурсов и их использованием, а также соотношений между отраслями и секторами экономики;
  • влияния отдельных факторов на результаты производства продуктов и услуг, образование, распределение и использование доходов на потребление и сбережение;
  • изменения национального богатства в результате труда данного года;
  • взаимосвязей между отраслями экономики на основе межотраслевого баланса производства и распределения продукции;
  • взаимосвязей с зарубежными странами, их результатов и их воздействия на экономику страны.1

       История возникновения СНС.

       Система национальных счетов возникла в развитых странах Запада в конце 1930-х — первой половине 1940-х годов. Серьезным толчком к созданию национальной системы учета — макростатистической модели рыночной экономики - стала «великая депрессия» 1929—1933 гг.

       Сам термин «национальное счетоводство»  был предложен голландским экономистом В. Клиффом. Национальному счетоводству предшествовали расчеты национального дохода. В начале XX в. американские, английские, немецкие статистики делали попытки исчислить национальный доход путем применения балансового метода. К таким попыткам можно отнести ряд работ (С. Кузнец «Национальный доход и капитальные вложения США за 1919—1935 гг.», А.Боули и Дж.Стэмп «Национальный доход» (1929 г.); К.Кларк «Национальный доход и расходы» (1937 г.). Из отечественных исследований известны публикации Прокоповича. В 1918 году была опубликована его работа по исчислению национального дохода Европейской части России.

       Официальные расчеты национального дохода впервые  были проведены в США в 1932 году, по поручению 72-го Конгресса США. К этому времени относятся и первые официальные оценки национального дохода Германии, которые, однако, были вскоре прекращены. В экспериментальном порядке в 1925, а затем в 1930 и 1934 гг. аналогичные расчеты осуществлялись статистическим управлением Японии. Позднее первые официальные оценки национального дохода были проделаны в Англии, затем во Франции. Систематические публикации по национальному доходу в развитых странах начались в годы Второй мировой войны, которые во второй половине 1940-х годов дополнились первыми расчетами по системе национальных счетов. В то же время, в отечественной статистике первые расчеты системы взаимоувязанных макропоказателей в виде баланса народного хозяйства (БНХ) были проведены за 1923/24 хозяйственный год.

       Теоретическим «отцом» национального счетоводства признается Дж. Кейнс. Так же следует отметить, внесённый вклад в разработку концепции макроэкономического анализа его предшественниками, крупнейшими учеными XVIII - XIX вв., как В.Петти, Г.Кингом, Ф.Кенэ и К.Марксом.

       Большую роль в развитии и совершенствовании  национального счетоводства сыграли международные организации, имевшие специальные статистические подразделения. Значительную работу по унификации и стандартизации счетов, проблемам международной сопоставимости проводят статистические органы ООН. Эта деятельность стимулируется необходимостью исчислить размер взносов государств - членов ООН, определяемый пропорционально объемам национального дохода разных стран. К 1994 году, была подготовлена третья версия системы национальных счетов ООН (СНС ООН).

       Первая  версия СНС ООН была разработана  в 1952 году, и её официальный документ был опубликован в 1953 году. Она собой представляла взаимоувязанную систему из шести счетов (три сводных и три секторных счета с субсчетами), характеризующих результаты и ряд основных процессов в экономике.

       Второй  стандарт ООН в области национального  счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 году. СНС ООН 1968 года была значительным шагом вперед по сравнению с СНС 1953 года. Прежде всего, она включала не только традиционные счета национального дохода и национального продукта, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации: баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, систему показателей движения финансовых ресурсов и другие.

       Некоторые из новых блоков были разработаны  в самой общей форме, однако связи  с традиционными счетами национального дохода/продукта были очерчены достаточно ясно. Кроме того, в СНС были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для пяти ее секторов. СНС ООН 1968 года включала в качестве отдельной главы рекомендации по составлению национальных счетов в развивающихся странах, которые учитывали особенности их экономики, проблемы с получением необходимой информации. Наконец, еще одна важная особенность СНС ООН 1968 года состояла в том, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, позаимствованный из бухгалтерского учета.

       В 1993 году Статистическая комиссия ООН  одобрила новую систему национальных счетов, работа над которой продолжалась около 10 лет. В настоящее время, СНС  ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.

Информация о работе Достоинства и недостатки системы национальных счетов