Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:50, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – построенный на основе анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской и кредиторской задолженности, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ОАО «Ульяновскхлебпром»).
Данные об остатке денежных средств на 1 января получают из баланса предприятия на начало года. Конечное сальдо января становится начальным остатком денежных средств февраля и т. д. Например, если в дальнейшем приток денежных средств превышает их отток, то за счет этого кредиторская задолженность предприятия может быть существенно уменьшена. При прогнозировании долговых обязательств и составлении бюджета денежных средств на определенную дату необходимо определить срок коммерческого кредита, предоставляемого покупателями, и срок отсрочки по оплате счетов за покупки, полученной предприятием от поставщиков. В первом случае срок кредита рассчитывают путем деления суммы краткосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков за год на годовой объем продаж, во втором случае сумма кредиторской задолженности делится на величину, равную стоимости закупок материальных ресурсов. С учетом этих сроков рассчитываются ожидаемые суммы поступлений и платежей денежных средств по месяцам в течение года и соответствующая величина дебиторской и кредиторской задолженности. Прогноз дебиторской задолженности состоит в определении возможного долга покупателей на конец прогнозируемого периода. Для этого кроме данных о предстоящих продажах и средних показателях стоимости отпуска продукции (товаров) в кредит следует изучить работу предприятия с дебиторами в прошлые периоды и оценить так называемый средний период инкассации сумм дебиторской задолженности.
Аналитику,
привлеченному со стороны, необходимо
детально вникнуть в торговую и кредитную
политику руководства предприятия.
Ее эффективность обычно определяют
путем сопоставления условий
товарного кредита с
При
прогнозировании долговых требований
и обязательств следует придерживаться
определенной осмотрительности и профессионального
скептицизма. Нельзя стремиться к завышению
активов за счет дебиторской задолженности,
сомнительной к взысканию. В то же
время неразумно занижать обязательства
кредиторам, что в условиях неопределенности
рынка чревато негативными
3.2 Оптимальное управление
дебиторской и кредиторской
задолженностью
Установление
с покупателями таких договорных
отношений, которые обеспечивают своевременное
и достаточное поступление
Управление
дебиторской задолженностью непосредственно
влияет на прибыльность компании и
определяет дисконтную и кредитную
политику для малоэффективных
1) анализ дебиторов;
2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку и реализацию факторинга.
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также нужно оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.
Управление
дебиторской задолженностью связано
с двумя видами резервов времени
- на выписку счета-фактуры и
Ключевым
моментом в управлении дебиторской
задолженностью является определение
сроков кредита (предоставляемого покупателям)
которые оказывают влияние на
объемы продаж и получение денег.
Например, предоставление более продолжительных
сроков кредита, вероятно, увеличит объем
продаж. Сроки кредита имеют прямое
отношение к затратам и доходу,
связанным с дебиторской
Следовательно,
эффективное управление предприятием
невозможно без оперативного контроля
дебиторской и кредиторской задолженности.
Несвоевременность получения
3.3 Управление дебиторской
и кредиторской задолженностью
в ОАО «Ульяновскхлебпром»
По
результатам анализа состава, структуры
и динамики кредиторской и дебиторской
задолженности предприятия
Имеется много способов сведения к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени их составления. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Можно воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.
Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При этом необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
Таким образом, управление дебиторской и кредиторской задолженностью – важная часть политики предприятия, и степень оптимальности управления сказывается на финансовых результатах его деятельности и влияет на его финансовую устойчивость.
В курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся анализа дебиторской и кредиторской задолженности. Были даны основные понятия и сущность дебиторской и кредиторской задолженности, подробно описаны цели и задачи анализа долговых обязательств и возможности их прогнозирования и оптимального управления. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности необходим не только руководству и главному бухгалтеру организации, но и работникам ее финансовой и юридической служб, руководителям отделов маркетинга и продаж, аудиторам для того, чтобы дать объективную оценку финансового состояния организации, реальности погашения и обеспечения ею обязательств. В связи с переходом российской экономики на рыночные условия появились новые виды дебиторской и кредиторской задолженности, возросла роль долговых обязательств в экономике организаций. В условиях рынка ни одна из них не может обходиться без долговых обязательств, одновременно являясь и дебитором, и кредитором.
Такой анализ полезен всем, кто имеет или намерен иметь хозяйственные отношения с организацией, чтобы убедиться в ее способности платить по обязательствам. Особое значение анализ дебиторской и кредиторской задолженности организаций имеет для банков и других кредитных учреждений, для инвестиционных фондов и компаний, которые, прежде чем предоставить кредит или осуществить финансовые вложения, с особой тщательностью анализируют бухгалтерскую отчетность клиентов, в том числе и их долговые обязательства. Многие банки и инвестиционные компании имеют в своем штате финансовых и кредитных аналитиков или пользуются услугами сторонних специалистов. Наиболее обстоятельно свои долговые обязательства должны анализировать сами экономические субъекты для нужд управления финансовой деятельностью и информирования акционеров и других собственников.
Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженность предприятия