Дебиторская и кредиторская задолженность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – построенный на основе анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской и кредиторской задолженности, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ОАО «Ульяновскхлебпром»).

Работа содержит 1 файл

Дебиторская и кредиторская задолжность предприятия.docx

— 83.76 Кб (Скачать)

      Данные  об остатке денежных средств на 1 января получают из баланса предприятия  на начало года. Конечное сальдо января становится начальным остатком денежных средств февраля и т. д. Например, если в дальнейшем приток денежных средств превышает их отток, то за счет этого кредиторская задолженность  предприятия может быть существенно  уменьшена. При прогнозировании долговых обязательств и составлении бюджета денежных средств на определенную дату необходимо определить срок коммерческого кредита, предоставляемого покупателями, и срок отсрочки по оплате счетов за покупки, полученной предприятием от поставщиков. В первом случае срок кредита рассчитывают путем деления суммы краткосрочной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков за год на годовой объем продаж, во втором случае сумма кредиторской задолженности делится на величину, равную стоимости закупок материальных ресурсов. С учетом этих сроков рассчитываются ожидаемые суммы поступлений и платежей денежных средств по месяцам в течение года и соответствующая величина дебиторской и кредиторской задолженности. Прогноз дебиторской задолженности состоит в определении возможного долга покупателей на конец прогнозируемого периода. Для этого кроме данных о предстоящих продажах и средних показателях стоимости отпуска продукции (товаров) в кредит следует изучить работу предприятия с дебиторами в прошлые периоды и оценить так называемый средний период инкассации сумм дебиторской задолженности.

      Аналитику, привлеченному со стороны, необходимо детально вникнуть в торговую и кредитную  политику руководства предприятия. Ее эффективность обычно определяют путем сопоставления условий  товарного кредита с фактическими сроками взыскания дебиторской  задолженности. Кроме объема продаж динамика дебиторской задолженности  во многом зависит от торговой политики, в частности от принятых решений  об увеличении сроков коммерческого  кредитования, снижении цен или распространении  кредита на товары, которые раньше продавались на условиях предоплаты или немедленной оплаты счетов. Для  анализа и прогноза следует использовать данные о структуре дебиторской  задолженности на несколько последних  отчетных или промежуточных дат. Она характеризует сроки задолженности  по каждому дебитору, а не средний  период возврата соответствующих сумм. Сопоставив данные за несколько месяцев, аналитик может выявить новые  счета с нормальной и просроченной задолженностью и предсказать по ним время взыскания платежа. Это особенно важно, когда число  покупателей невелико или у кого-то из них явно преобладает объем  сделок. Данные о структуре дебиторской  задолженности в разрезе покупателей  используют и для прогнозирования  будущих дебиторов. Аналогичным  образом производится расчет погашения  кредиторской задолженности.

      При прогнозировании долговых требований и обязательств следует придерживаться определенной осмотрительности и профессионального  скептицизма. Нельзя стремиться к завышению  активов за счет дебиторской задолженности, сомнительной к взысканию. В то же время неразумно занижать обязательства  кредиторам, что в условиях неопределенности рынка чревато негативными последствиями. 

 

       3.2 Оптимальное управление  дебиторской и кредиторской задолженностью 

      Установление  с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное  и достаточное поступление средств  для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением  дебиторской задолженности. Управление движением кредиторской задолженности — это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей. Следовательно, практически речь идет об одновременном управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.

      Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную  политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств. В целом управление дебиторской задолженностью включает:

      1) анализ дебиторов;

        2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

        3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

        4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;

        5) оценку и реализацию факторинга.

      К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера  дебиторской задолженности. Среди  подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей  сокращения среднего промежутка времени  между завершением операции по продаже  товара и выпиской счета-фактуры  покупателю. Также нужно оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

      Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время  почтовой доставки - между подготовкой  счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

      Ключевым  моментом в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных  сроков кредита, вероятно, увеличит объем  продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у  компании будет меньше инвестированных  денежных средств в дебиторскую  задолженность и потерь от безнадежных  долгов, но это может привести к  снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита  неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить  долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что  малоэффективные покупатели затягивают оплату, поэтому при оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

      Следовательно, эффективное управление предприятием невозможно без оперативного контроля дебиторской и кредиторской задолженности. Несвоевременность получения данных по задолженности может привести к тому, что предприятие либо останется  без необходимых оборотных средств, либо не сможет правильно запланировать  объем денежных средств для предстоящих  выплат. Подобных проблем можно избежать, если оперативно получать данные о  реальной дебиторской и кредиторской задолженности. 

 

       3.3 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ОАО «Ульяновскхлебпром» 

      По  результатам анализа состава, структуры  и динамики кредиторской и дебиторской  задолженности предприятия можно  сделать вывод, что в целом  ситуация в сфере осуществления  платежно-расчетных отношений предприятия  с его дебиторами и кредиторами  не представляет существенной угрозы стабильности финансового состояния  предприятия. Но тем не менее, как уже было отмечено во второй главе данной работы, у предприятия имеется тенденция роста дебиторской и сокращения кредиторской задолженности, и, следовательно, уже сейчас нужно уделить внимание к проблеме их соотношения, пока этот коэффициент чуть отклонен от оптимального его значения. Важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия – это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами. И поэтому при сокращении величины кредиторской задолженности, я считаю, нужно сокращать и величину дебиторской задолженности, либо максимизировать ее доходность.

      Имеется много способов сведения к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени их составления. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Можно воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.

      Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При этом необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования. Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

      Таким образом, управление дебиторской и кредиторской задолженностью – важная часть политики предприятия, и степень оптимальности управления сказывается на финансовых результатах его деятельности и влияет на его финансовую устойчивость.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся анализа дебиторской  и кредиторской задолженности. Были даны основные понятия и сущность дебиторской и кредиторской задолженности, подробно описаны цели и задачи анализа долговых обязательств и возможности их прогнозирования и оптимального управления. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности необходим не только руководству и главному бухгалтеру организации, но и работникам ее финансовой и юридической служб, руководителям отделов маркетинга и продаж, аудиторам для того, чтобы дать объективную оценку финансового состояния организации, реальности погашения и обеспечения ею обязательств. В связи с переходом российской экономики на рыночные условия появились новые виды дебиторской и кредиторской задолженности, возросла роль долговых обязательств в экономике организаций. В условиях рынка ни одна из них не может обходиться без долговых обязательств, одновременно являясь и дебитором, и кредитором.

      Такой анализ полезен всем, кто имеет или намерен иметь хозяйственные отношения с организацией, чтобы убедиться в ее способности платить по обязательствам. Особое значение анализ дебиторской и кредиторской задолженности организаций имеет для банков и других кредитных учреждений, для инвестиционных фондов и компаний, которые, прежде чем предоставить кредит или осуществить финансовые вложения, с особой тщательностью анализируют бухгалтерскую отчетность клиентов, в том числе и их долговые обязательства. Многие банки и инвестиционные компании имеют в своем штате финансовых и кредитных аналитиков или пользуются услугами сторонних специалистов. Наиболее обстоятельно свои долговые обязательства должны анализировать сами экономические субъекты для нужд управления финансовой деятельностью и информирования акционеров и других собственников.

Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженность предприятия