Центральные банки и основы их деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Банки - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, его основные назначения - это посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства.

Содержание

I.Теоретическая часть……………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………….3
1. Центральные банки, основы их деятельности и функции………………….4
1.1 Общая характеристика центральных банков………………………………4
1.2 Задачи и функции центральных банков……………………………………6
2. Направление регулирования ЦБ деятельности коммерческих банков……9
2.1 Банк России как орган банковского регулирования и надзора…………...9
2.2 Надзор Центрального банка за деятельностью коммерческих банков….14
3. Резервы совершенствования стандартов банковского регулирования…...17
Заключение……………………………………………………………………....21
II.Практическая часть…………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

теория денег.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Для осуществления  проверок на местах в Банке России создано специальное подразделение, занимающееся контрольным инспектированием. Наряду с этим, для проверки финансовой отчетности банков и кредитных учреждений Банк России создает систему аудиторских служб. Проверка банка и подтверждение достоверности их учета и отчетности требует высокой квалификации лиц, занимающихся аудиторской деятельностью. Поэтому создание аудиторских фирм, занимающихся банковским аудитом, подвергается лицензированию Банка России. В настоящее время условием получения лицензии на банковский аудит, кроме прочих требований, является сдача квалификационного экзамена.

При выявлении  серьезных нарушений в деятельности проверяемых банков, при неустойчивом финансовом положении банка, по указу  Президента Банк России может назначить  в такой банк временную администрацию  для выяснения причин неудовлетворительной работы. На основе выводов временной администрации принимаются меры по защите интересов вкладчиков вплоть до реорганизации банка.

3. Повышение качества  банковской деятельности: резервы совершенствования  стандартов регулирования

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

В российской банковской системе на данном этапе развития произошли основные (базовые) изменения. Вопросы организации банковской деятельности в последние годы вышли далеко за рамки узкокорпоративных границ. Если 3-4 года назад вопросами организации и регулирования банковской деятельности традиционно занимались в основном только Центральный банк и банковские ассоциации, то в последний год внимание к развитию банковского сектора проявляют уже такие организации, как Прокуратура России, Роспотребнадзор. Уровень организации банковской деятельности всё больше становится предметом заботы общества, и поэтому значение стандартов, которые разрабатываются банковским сектором, принципиально меняется.

Недавно опубликован  доклад Базельского комитета о деятельности надзорных органов различных  стран. В нём отмечено, что 55% надзорных  органов имеют в ряду своих  задач не только осуществление пруденциального  надзора, но и защиту прав потребителей. Однако, этот путь не совсем рационален, потому что для надзорного органа существует конфликт интересов между защитой прав потребителей и защитой прав кредиторов. Банковское сообщество должно иметь возможности саморегулирования на уровне взаимоотношений с потребителем. В противном случае регулировать эти отношения будут регулирующие органы.

На настоящий  момент Центральный банк силами своих  территориальных учреждений по всей стране во многом доделывает то, что  должны делать руководители банков по внутренней структуре управления. Если банк России полностью откажется от осуществления функций надзора за внутренними структурными подразделениями, возрастут операционные риски и в конечном итоге повысится рисковость банковского бизнеса.

Центральный банк Российской Федерации участвует  в разработке предложений по предоставлению наиболее дешевого и эффективного способа  доставки банковских услуг через  систему почтовой, мобильной связи  и Интернета. Однако имеется высокий  риск того что через Интернет начинают осуществляться операции, экономическое содержание которых не соответствует их юридической форме.

В 2007 г. Банк России отозвал лицензии у 49 банков, которые  провели операции, не имеющие экономического смысла, на сумму 889 млрд.руб. Поэтому необходимо подготовить законодательные предложения в этой сфере. Банки могли бы привлекать к такой работе и сторонние организации, оказывающие услуги по сбору и передаче информации об операциях по счетам клиентов, проходящих с использованием Интернета.

Сейчас имеются  судебные решения по привлечению  к субсидиарной ответственности  руководителей и владельцев 10 банков на общую сумму свыше 3 млрд.руб. В  судах рассматриваются ещё по 7 банкам на 2,5 млрд.руб. Банк России пытается доделать то, что недостаточно эффективно делается на уровне банковского бизнеса: не в интересах банковского сообщества возврат к банковскому бизнесу тех людей, которые негативно зарекомендовали себя в других банках. Поэтому на уровне саморегулирования банковский сектор может и должен выработать механизмы отторжения лиц, которые своей прошлой деятельностью нанесли ущерб репутации банковского сектора.

Повышенное внимание уделяется в последнее время  деятельности с участием иностранного капитала, процессу увеличения его  присутствия в России. Последние данные по участию иностранного капитала показывают долю в совокупном уставном капитале в 25,1% (на начало 2009г. эта цифра составляла 15,9%). Ожидается приход на отечественный банковский рынок новых иностранных участников. Закон о том, что банки получат возможность обращаться за лицензией на приём вкладов населения при наличии капитала в размере рублевого эквивалента 100 млн.евро заработал уже в марте 2008г. Одновременно Банк России издаёт пакет нормативных актов, с тем чтобы запустить процедуры выдачи лицензий на привлечение вкладов населения тем банкам, которые соответствуют установленным требованиям. Естественно, отдельные иностранные банки, недавно пришедшие на российский рынок могут обратиться в Банк России за этим видом лицензий.

Таким образом, российские стандарты банковского бизнеса на сегодняшний день имеют гораздо большие шансы для продвижения на отечественном финансовом рынке. Особая роль при стандартизации банковской деятельности отводится процессу саморегулирования, который в свою очередь должен способствовать совершенствованию регулирования банковского сектора.

Среди основных направлений развития стандартизации качества банковской деятельности (СКБД) в ближайшей перспективе можно  выделить: движение к банковскому  саморегулированию; разработку стандартов банковских продуктов; использование стандартов для оценки качества банковской деятельности надзорным органом.

Изучение международного опыта свидетельствует, что «…на мировых финансовых рынках стандарты  рисков разрабатывались самыми их участниками по собственной инициативе. Лишь затем внутренние стандарты были взяты на вооружение органами банковского надзора, превратившись, таким образом, во внешние стандарты. В отличие от мировой практики внедрение риск-менеджмента в банках стран СНГ инициируется отчасти не внутренними потребностями в управлении рисками, а внешними требованиями органов банковского надзора.

Поэтому в основе некоторых норм регулирования банковской деятельности в перспективе могут  лежать требования СКБД, выработанные банковским сообществом. При этом часть норм, содержащихся в СКБД, может закрепляться законодательно. Это, прежде всего, касается требований, устанавливающих ответственность и безопасность банковского бизнеса. Другая часть норм СКБД может реализовываться через механизмы саморегулирования.

В основу СКБД должны быть положены Базельские принципы. Здесь  интересы разработчиков и регулятора вполне совпадут. Совершенно очевидно, что для регулятора будет комфортно, если банки будут реализовывать  стандарты, соответствующие рекомендациям Базеля и к которым Банк России присоединился ещё в 1997 году. Соответственно банки будут понимать, что они не просто что-то реализуют, а реализуют как раз то, что регулятор от них ждёт. Это позволит банкам, внедряющим стандарты, организовать важные управленческие процессы, прежде всего так, чтобы гарантировать выполнение соответствующих надзорных требований, а органу надзора при необходимости убеждаться в способности банка выполнять его требования в перспективе.

Необходимо ещё  раз подчеркнуть, что доверие клиентов и партнёров довольно трудно и долго восстанавливать, и чтобы время от времени не случались «кризисы доверия», отечественным банкам необходимо применять современные методы управления. Проблема качества банковский системы - это то, что сегодня выходит на первый план, то что сдерживает наше развитие, в том числе по абсолютным показателям. Стандарты качества банковской деятельности представляются хорошим инструментом для решения этой задачи. «Выработка единых стандартов - это не только возможность повышения внутрикорпоративного уровня требований к качеству, фактор повышения доверия со стороны потребителей услуг, но и возможность использования этих критериев со стороны Центрального банка, а также иностранными партнёрами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Центральный банк России интересуют в первую очередь  состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень  соблюдения банками экономических  нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности. По оценке банковской системы небольшая часть банков является финансово устойчивыми.

Причинами финансовых трудностей конкретных банков становятся:

- отсутствие  стратегического планирования;

- неквалифицированное управление;

- неумение грамотно  сформировать кредитный портфель  и управлять рисками;

- прямые и  опосредованные формы давления  на банки;

- мошенничество  со стороны их владельцев и  менеджеров;

- причины, связанные  с реструктуризацией государственных специализированных банков, унаследовавших отягощенную долгами убыточных предприятий структуру баланса, которая без вмешательства государства не может обеспечить нормальное их функционирование.

Существует взаимосвязь  между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами - источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации».№ Ситуация в экономике и банковском секторе не позволяет рассчитывать на оздоровление банковской системы только путем отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

В мировой банковской практике превалируют два подхода  к оценке деятельности коммерческих банков на основе:

- анализа системы  показателей конкретного банка и сравнения их с аналогичными показателями первоклассных банков;

- рейтинговой  оценки, производимой надзорными  органами.

Важным для  деятельности банка является не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение результатов работы с другими банками. В условиях рыночной экономики важно проследить также тенденции развития банковской системы в целом на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков. Поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.

В условиях России пока затруднено полноценное использование  подобных методов анализа. Это в  первую очередь связано с тем, что в нашей стране практически  отсутствуют различного рода экспертные службы, которые на профессиональном уровне могли бы заниматься сбором, обобщением, систематизацией и публикацией материалов в масштабах государства, отражающих деятельность коммерческих банков, как это делается в развитых странах мира. Более того, ряд показателей, применяемых в международной практике, не адаптирован для российских банков. В данной связи необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области учета и отчётности банков России, а также оптимизировать принципы их работы.

Российской банковской системе еще предстоит разработать национальную систему рейтинговой оценки деятельности банков. Определенное значение здесь может иметь адаптация международного опыта к условиям российского рынка. Всё это может значительно повлиять на развитие банковской системы.

Важным аспектом является конкурентоспособность на рынке в условиях усложняющегося нормативного регулирования. Для этого  необходимо найти такие способы  организации своей деятельности, которые компенсируют негативные эффекты. Стандарты качества (СКБД) - это тот способ организации деятельности, который показывает, как можно конкурентно присутствовать на рынке, выполняя требования регулятора. Банком России разрабатываются и внедряются стандарты качества банковской деятельности в целях улучшения корпоративного управления, качественных показателей деятельности, снижения себестоимости банковских продуктов и повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций. «Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 -- 2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009 -- 2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. 
 

Практическая  часть II 

Распределение коммерческих организаций по доле их платежей в расширенный бюджет Российской Федерации в общем объеме их платежей, проходивших через платежную систему Банка России в 2010 году 

 

    По  поручению Председателя Банка  России Межрегиональный центр  информатизации Банка России провел анализ данных платежного трафика через платежную систему Банка России с целью получения оценки распределения коммерческих организаций по доле их платежей в расширенный бюджет Российской Федерации в общем объеме их платежей, проходящих через платежную систему Банка России.   

 В  качестве исходной информации  использовались данные о платежах  коммерческих организаций, проведенных  через платежную систему Банка  России в 2010 году.   

 Платежный  оборот коммерческой организации  определялся как сумма всех  рублевых зачислений и списаний за 2010 год по всем ее счетам, открытым в кредитных организациях. При этом учитывались только те зачисления и списания, которые прошли через платежную систему Банка России.    

Информация о работе Центральные банки и основы их деятельности