Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является расширение и углубление экономиче¬ских знаний, приобретение навыков самостоятельной работы по сбору сис¬тематизации и обработке экономической информации, формирование навы¬ков самостоятельного планирования аналитической работы, овладение мето¬дами прогнозирования экономических показателей, обобщение полученных результатов в выводах и предложениях.

Работа содержит 1 файл

ЛР.doc

— 222.50 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">- себестоимость единицы товара;

- объем инвестиций в производство и реализацию товара;

- целевая прибыль на вложенный капитал.

Согласно методу анализа безубыточности цена устанавливается на основе графика безубыточности. Этот график показывает зависимость между общими издержками, валовым доходом и прибылью предприятия при разных объемах производства.

Главное, что позволяет этот график – установить минимальный объем производимой продукции, который позволит покрыть все издержки (прибыль = 0).

При определении цены в зависимости от спроса первостепенное значение имеет исследование спроса и предложения. Этот метод совершенно не ставит цену в зависимости от издержек на единицу товара, но предприятие должно считаться с нижней границей цены, установленной с учетом затрат.

При определении цены с ориентацией не спрос используют методы:

- метод воспринимаемой ценности товара;

- метод гибких цен;

- метод состязательности (установление цены на аукционах);

- метод биржевых котировок.

Метод воспринимаемой ценности товара применяется очень часто, особенно при установлении цены на товары производственного назначения (машины, оборудование) и, как это ни странно, на товары престижного спроса. Основным фактором ценообразования являются не издержки продавца, а покупательское восприятие товара. Ценность товара является субъективной оценкой потребителя. Она зависит от того впечатления, которые произвел товар на покупателя, от уровня послепродажного обслуживания, товарной марки и других факторов.

Метод гибких цен. Во многих случаях предприятие имеет несколько уровней базовых цен на один и тот же товар. Это связано с разной чувствительностью различных групп потребителей к цене.

Для каждой группы потребителей предлагается один и тот же товар по разным ценам, которые называют гибкими.

Цены на товар устанавливаются разными для каждого сегмента рынка. Например, льготные цены для детей, студентов, пожилых людей.

Установление цен на аукционах. Аукцион – это рыночное мероприятие, в программе которого продавец и покупатель совершают сделки купли-продажи. Возможны два варианта аукционов:

- ведущий аукциона устанавливает минимальную цену на товар, и покупатели поочередно предлагают свою цену. Тот покупатель, который предлагает максимальную цену, получает право на приобретение товара;

- назначается максимальная цена на товар. Эта цена постепенно уменьшается, и тот покупатель, который первым согласится уплатить названную цену, имеет право на покупку товара.

Цена товара на аукционе зависит от наличия продавцов и покупателей, от времени проведения, от уровня его престижности, от вида товара.

Наиболее полно учитывается соотношение спроса и предложения при продаже товаров на бирже. В этом случае выступают в виде котировки, установленной при совершении конкретной сделки.

Биржевые котировки публикуются 2-3 раза в день. Они непосредственно зависят от соотношения спроса и предложения, их величина постоянно меняется в зависимости от ситуации на бирже.

Устанавливая цену, предприятие не ставит ее в зависимость от величины и уровня спроса, а, ориентируясь на цены конкурентов, может установить на свой товар чуть ниже или выше уровня цены аналогичных товаров на рынке.

Для определения цены с ориентацией на уровень конкуренции используют методы:

- метод текущей цены;

- метод тендерного ценообразования.

Метод возможной цены предполагает ориентацию на сложившийся уровень цен в отрасли.

Возможны два варианта:

- в отрасли имеется явный ценовой лидер;

- в отрасли имеется некоторое число примерно одинаковых конкурентов.

В первом случае все фирмы следуют за лидером и, обычно не превышают уровень его цен.

Во втором случае конкурирующими фирмами обеспечивается в случае необходимости одинаковое изменение цен.

Метод тендерного ценообразования предполагает проведение своеобразных конкурсов на поставку соответствующих товаров или выполнение определенных работ.

В конкурсе принимает участие много фирм. Причем участники не знают друг друга и не знают, с какими ценовыми предложениями участвует каждый из них.

«Выиграть тендер» значит завоевать право заключения соответствующего контракта при наименьшей стоимости и соблюдении определенных и качественных показателей.

С использованием тендерного метода устанавливают цены на широкую номенклатуру машин и оборудования, оценивают строительство объектов, поставляют большие партии товаров и оказывают услуги.

Цены различаются по многим признакам.

В зависимости от обслуживаемого оборота различают цены розничные, оптовые и закупочные.

Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Оптовыми ценами называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях оптовой торговли.

Оптовая отпускная цена включат полную себестоимость продукции плюс прибыль товаропроизводителя плюс НДС.

Состав отпускной цены представлен на рисунке 1.

Розничными называют цены, по которым товары продаются в розничной торговле конечным потребителям поштучно или небольшими партиями.

Розничная цена складывается из оптовой отпускной цены товаропроизводителя плюс торгово-сбытовая наценка оптового предприятия плюс торговая наценка предприятия розничной торговли.

Состав розничной цены представлен на рисунке 2.

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Состав розничной цены

 

 

Себестоимость полная +

+ прибыль товаропроизводителя + НДС

 

Издержки обращения ТЗП

Прибыль ТЗП

Косвенные налоги ТЗП

Издержки обращения ПРТ

Прибыль ПРТ

Косвенные налоги

 

Оптовая цена закупки у товаропроизводителя

Торгово-сбытовая наценка торгово-закупочного предприятия

 

 

Оптовая цена торгово-закупочного предприятия

Торговая наценка предприятия розничной торговли

 

Розничная цена предприятия розничной торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема формирования отпускной цены продукции

 

 

Себестоимость единицы продукции

Прибыль

НДС

 

Сумма текущих затрат на производство и реализацию продукции

 

Компенсация неявных издержек производителя

 

 

 

Оптовая цена предприятия-товаропроизводителя (Ц опт.)

 

 

 

Оптовая отпускная цена предприятия-товаропроизводителя (Ц опт. отпуск.)

 

 

 

 

 

1.2 Система цен, организация управления ценообразованием                    на  предпри­ятии

 

Система цен – это совокупность различных цен, используемых отраслями и сферами экономики. К ним относятся промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт и другие. Эти цены связаны между собой и образуют единую систему. Так, цены на продукты питания зависят от цен на сельскохозяйственную продукцию.

Взаимосвязь цен, формирующих систему цен, обусловлена следующими факторами:

- единым процессом формирования в производстве;

- взаимозависимостью хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений;

- взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма.

Систему цен характеризуют такие параметры, как уровень цен и динамика цен.

Уровень цены, при которой состоится сделка, становится ориентиром для производителя. Уровень цен – это средневзвешенное значение цен, уплачиваемых за товары и услуги, произведенные внутри страны.

Структурой цены принято называть составляющие элементы цены, такие, как себестоимость, прибыль, косвенные налоги. Она показывает соотношение этих элементов в процентах или долях.

Динамика цены – это характер изменения цен во времени. Например, динамика цен на продукцию сельского хозяйства воздействует на цены в легкой и пищевой отрасли промышленности.

Себестоимость является основным структурным элементом цены товара. Затраты, входящие в себестоимость продукции, группируются следующим образом:

- материальные затраты (без стоимости возвратных отходов);

-амортизационные отчисления;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

- прочие затраты.

Прибыль от реализации продукции – следующий структурный элемент цены. Она определяется как разность между чистой выручкой от реализации продукции без учета налогов, платежей, отчислений и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство.

При формировании цен прибыль определяется на единицу продукции. Общая сумма прибыли на предприятии образуется от реализации товаров и услуг.

Для расширенного воспроизводства уровень рентабельности в промышленности должен достигать 25 – 30% товарооборота, в сельском хозяйстве 30 – 40% товарооборота, в розничной торговле и общественном питании 5 – 10% товарооборота.

Цена – это элемент экономики, обеспечивающий предприятию реальный доход. Рыночная цена не является независимой переменной, ее значение зависит от значения других элементов экономики, а также от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики.

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики