Бюджетирование как инструмент управления ресурсами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских предприятий технологии управления финансовыми ресурсами – бюджетированию.

В течение многих лет компании рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Содержание и основы бюджетирования на предприятии ...………….…....5
Сущность и особенности бюджетирования на предприятии……………..5
Методика организации бюджетирования на предприятии…...……..........8
Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Вавилон»........……………………................................................………….12
Организационная характеристика…………………………………………12
Экономическая характеристика……………………………………...…….15
Бюджетирование как инструмент управления ресурсами предприятия…19
Составление бюджетного плана ООО «Вавилон»………………………..19
Направления совершенствования бюджетирования ООО «Вавилон»….29

Заключение……………………………………………………………………....33

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 222.doc

— 478.50 Кб (Скачать)
 

     В 2009 году кредиторская задолженность возрастет в целом по предприятию на 27% или 3120 тыс. рублей. Рост кредиторской задолженности в 2008 году составил 34%, таким образом, наблюдаются снижение темпов роста кредиторской задолженности по сравнению с отчетным годом. Следующим этапом финансового планирования является составление бюджета доходов и расходов предприятия.

     Бюджет доходов и расходов (табл. 2.11) предназначен для планирования финансовых результатов работы ООО «Вавилон».

     В традиционной бухгалтерии ему соответствует  отчет о прибылях и убытках (форма  № 2 приложения к бухгалтерскому балансу). Это результирующий плановый документ, поскольку здесь при его составлении рассчитываются плановые значения прибыли, а получение прибыли, как известно, является целью деятельности ООО «Вавилон».

     Именно  поэтому чрезвычайно важно знать  размеры прибыли заблаговременно и только тогда можно разработать планы использования прибыли для целей инвестирования, погашения кредитов и займов, решения других хозяйственных вопросов.

     Таблица 2.11

     Бюджет  расходов и доходов ООО «Вавилон» на 2009 год

Показатель В 2008 году В 2009 году (план) Изменение
(+,-) %
1. Доходы и расходы от продаж  продукции и оказания услуг
1.1. Выручка  от продаж продукции и оказания  услуг 34 374 46 405 12 031 135
1.2. Себестоимость  продаж продукции и оказания  услуг 21142 27062 5 920 128
1.3. Коммерческие расходы 1433 1834 401 128
1.4. Управленческие  расходы 7048 9021 1 973 128
1.5. Прибыль  от продаж 4 751 8 488 3 737 179
1.6. Прочие  операционные доходы 1192 1192 0 100
1.7. Прочие  операционные расходы 1576 1576 0 100
1.8. Прочие  внереализационные доходы 2236 2236 0 100
1.9. Прочие  внереализационные расходы 2748 2748 0 100
1.10 Прибыль  до налогообложения 3 855 7 592 3 737 197
1.11 Налог  на прибыль 1196 1822 626 152
1.12 Чистая  прибыль 2 659 5 770 3 111 217
 

     В 2009 году увеличить чистую прибыль планируется на 3111 тыс. рублей, т.е. плановое увеличение по сравнению с 2008 годом составит 2 раза.

     Следующим и заключительным этапом бюджетирования ООО «Вавилон» является составление прогнозного бухгалтерского баланса. Результаты расчетов представим в таблице 2.12 
 
 
 

     Таблица 2.12

           Прогнозный бухгалтерский баланс ООО «Вавилон» на 2009 год

АКТИВ На начало отчетного  периода На конец  отчетного периода
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ    
Нематериальные  активы 262 210
Основные  средства 15546 14606
Незавершенное строительство 1524 1524
Долгосрочные  финансовые вложения 1452 1452
Итого по разделу I 18784 17792
АКТИВ
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ    
Запасы 9394 13898
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты) 7032 10152
Краткосрочные финансовые вложения 359 359
Денежные  средства 913 913
Итого по разделу II 17841 25322
БАЛАНС 36625 43114
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ    
Уставной  капитал 826 826
Добавочный  капитал 13828 13828
Резервный капитал 186 186
Фонды социальной сферы 1176  
Нераспределенная  прибыль прошлых лет 1426 3 231
Непокрытый  убыток прошлых лет    
Нераспределенная  прибыль отчетного года 2659 5 770
Итого по разделу III 20101 23841
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА    
Заемные средства 600 430
Итого по разделу IV 600 430
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА    
Заемные средства 4200 3999
Кредиторская  задолженность 11724 14 844
в том  числе: поставщики и подрядчики 6132 9 252
задолженность перед персоналом организации 1302 1302
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 959 959
задолженность перед бюджетом 1442 1442
авансы  полученные 1611 1611
прочие  кредиторы 278 278
Итого по разделу V" 15924 18 843
БАЛАНС 36625 43 114

     3.2 Направления совершенствования бюджетирования ООО

     «Вавилон» 

     Бюджетирование  в настоящее время имеет большую  популярность, так как данная система  используется как в России, так  и за рубежом.

     Использование бюджетирования как качественного  инструмента современной системы  управления ООО «Вавилон» должно обеспечивать:

     1) повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности (рост экономических показателей) в первую очередь за счет сокращения расходов;

     2) повышение эффективности управления (рост качественных показателей  - прозрачности, управляемости, гибкости  и т.п.).

     Основной  проблемой системы бюджетирования является риск принятия не до конца  просчитанного бюджета, что означает анализ результатов за каждые три  месяца и более частый пересмотр  прогнозов.

     В качестве подхода к совершенствованию  системы бюджетирования ООО «Вавилон» необходимо разделить требования по управлению бизнесом на четыре актуальных направления, создав под них соответствующие структуры.

     1. Прогнозирование;

     2. Определение направления развития  ООО «Вавилон»;

     3. Управление стоимостью компании;

     4. Контроль за финансовыми расходами.

     Прогнозы  выполняются централизованно на основе финансовой модели, которая  получает данные из источников внутри и за пределами компании.

     Направление развития системы бюджетирования вырабатывается при помощи системы взаимосвязанных сбалансированных показателей, определяющих финансовые и нематериальные цели коммерческой деятельности. Управление стоимостью производится путем анализа конкурентной среды (бенчмаркинга) в данной области и лучших в своем классе компаний - в интересах выполнения таких сопутствующих функций, как управление трудовыми и финансовыми ресурсами. Это позволяет поставить цели, исходя из сравнения с другими организациями, что гораздо предпочтительнее, чем сравнение с собственными показателями за предыдущий год. [22]

     В подобном случае ООО «Вавилон» сосредоточит усилия по снижению стоимости на достижении конкурентного преимущества. Наконец, контроль за расходом финансовых средств осуществляет специальный отдел, который собирается один раз в месяц и расставляет приоритеты в динамике доходов.

     ООО «Вавилон» успешно работает в течение нескольких лет, постоянно улучшая свои позиции. Однако не все компании могут провести полную реконструкцию своей системы бюджетного планирования. Исследовав деятельность ООО «Вавилон» и других компаний, необходимо реализовать следующие мероприятия по улучшению процесса бюджетирования.

     1. Необходимо разделить выполнение  бюджета и процесс премирования. Так, по итогам работы за  последний год выплатила премии  за выполнение финансового плана.  Это создает проблемы при определении целей, так как работники стремятся к гарантированному получению премий, в то время как руководство хочет более значимых показателей. Отсюда, конечно, не следует, что выплачивать денежные поощрения по результатам финансовой деятельности не нужно. Одним из способов решения здесь может быть выплата премий, исходя из прямой прибыльности компании (без учета достижения поставленной цели).

     2. Необходимо разделить бюджетирование  и прогнозирование. Бюджет однозначно  связан с распределением ресурсов, что требует внутреннего управления и анализа. Прогнозы же могут строиться на основе финансовых моделей, меняться каждый месяц, квартал или по обстоятельствам.

     3. Применять внешний бенчмаркинг  для определения целей по контролю  за стоимостью. Это позволит сосредоточиться на реальных целях с учетом возможностей продвижения в условиях конкуренции. Кроме того применение внешнего бенчмаркетинга позволяет получить качественные услуги по приемлемым ценам.

     4. Определить курс развития, используя  финансовые и нефинансовые показатели  результатов деятельности, поскольку  финансовыми целями легко манипулировать, ведь улучшить финансовое положение  в короткий срок можно ведь  и за счет снижения качества  обслуживания и уровня конкурентоспособности. Ориентируясь на главные нефинансовые показатели, можно избежать такой ситуации.

     5. Провести явную связь между  основной нефинансовой деятельностью  и финансовой результативностью,  четко отслеживая изменения в  их соотношении. Не секрет, что многие улучшенные показатели выполнения финансового плана обязаны урезанию отдельных статей бюджета, сделанному без учета реального влияния подобного шага. Неудивительно, что ожидаемая, казалось бы, экономия не была получена. Только осознавая, какие возможности для развития дает использование методов статистического контроля, можно с полной уверенностью судить о будущих достижениях. Со временем запланированная оптимизация процесса развития, несомненно, поможет улучшить результаты деятельности организации, но такое продвижение требует планирования и управления. Связав воедино производственный план, план по развитию и финансовый план, можно получить обоснованный и совершенный бюджет. Добиться этого ООО «Вавилон» может только с помощью внедрения специализированного программного обеспечения, позволяющему координировать данные процессы.

     6. Разделить текущие расходы и  капиталовложения. На первый взгляд, это очевидно и является основным  принципом работы финансистов,  но многие организации игнорируют  то непреложное обстоятельство, что они ежегодно должны проводить у себя хотя бы небольшие улучшения, для того чтобы просто оставаться конкурентоспособными. Когда дело процветает, эти маленькие статьи расходов растворяются в текущих издержках и могут быть даже незаметны. К сожалению, когда бюджет ограничен, эти "необязательные" затраты легко урезать. Бизнес может казаться прибыльным, но на самом деле его конкурентная сила постепенно теряется, поэтому разумен подход, который заключается в четком разграничении названных расходных статей с целью их контроля и мониторинга.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  для построения эффективной системы  бюджетирования в ООО «Вавилон» необходимо провести серьезную работу в области бюджетирования.

     Для начала бюджетный процесс на предприятии необходимо как можно тщательнее изучить, и создать такую систему бюджетирования, целиком отвечающую их нуждам и условиям деятельности, что в результате позволит получить конкурентное преимущество.

 

      Заключение 

     Система бюджетирования, являясь инструментом внутрифирменного финансового планирования и контроля, существенно повышает эффективность управления финансами предприятия, предупреждая о нерациональном использовании финансовых ресурсов, как на стадии планирования, так и на стадии контроля за их использованием.

     Организационно-хозяйственная  деятельность предприятий и корпораций осуществляется путем создания и  развития системы денежных отношений  как основы и необходимого условия  для формирования и использования  финансовых ресурсов и капитала предприятия, т.е. финансов предприятия.

     Финансовые  ресурсы, составляющие материальную основу финансов, на микроуровне экономики  выступают в качестве объекта  учета, анализа, планирования, распределения  и использования для реализации целей, отраженных в финансовом плане (бюджете) предприятия. Поскольку предприятие представляет собой открытую социально-экономическую систему, для поддержания и развития его деятельности требуется координация внутренних возможностей предприятия с потребностями и изменениями внешней среды.

     В настоящее время бюджетирование является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс бюджетирования включает в себя ряд важных операций. Бюджетирование позволяет так спланировать деятельность фирмы, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка.

Информация о работе Бюджетирование как инструмент управления ресурсами предприятия