Безработица

Автор: Наталья Голубева, 11 Августа 2010 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Экономика Республики Беларусь претерпевает изменения, связанные с переходом от командно-административных отношений к рыночным. В связи с этим, как и все сферы экономической жизни, рынок труда республики трансформируется.

Содержание

Глава 1. Безработица: сущность, причины и виды.
Закон Оукена.
1.1 Сущность безработицы.
1.2 Виды безработицы.
1.3 Причины безработицы.
1.4 Социально-экономические последствия и факторы безработицы. Закон Оукена.
1.5 Государственное регулирование безработицы.
Глава 2. Особенности безработицы в Республике Беларусь.
2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь
2.2. Анализ безработицы в Республике Беларусь
2.3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь

Работа содержит 1 файл

курсовая по безработице.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

          На рынке труда спрос на  молодежь во многом зависит  от заинтересованности в получении образования. В последние годы в республике заметно сократился прием учащихся в ПТУ. Такая неблагоприятная тенденция стала складываться под влиянием роста не заинтересованности молодежи в получении профессионального образования, а работодатель – в приеме работников, только что закончивших учебные заведения. 

          Для белорусского рынка труда характерны:

- применение  жестких мер по поддержанию  стабильного уровня безработицы;

- ограничение  миграции  рабочей силы (сохранение  института прописки).

    В соответствии с Законом о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

    Основными мерами, принятыми для достижения целей политики в сфере занятости  населения являются:

- организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости;

- развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения;

- содействие развитию предпринимательской инициативы безработных;

- развитие системы оплачиваемых общественных работ;

- содействие территориальному перемещению рабочей силы;

- содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;

- информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства;

- социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.

     Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий создана государственная служба занятости, работу которой организует и возглавляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. В структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов действуют территориальные службы - в г. Минске это комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.

     Ситуация  на рынке труда г. Минска в 2008 году в целом характеризовалась ростом занятости, увеличением спроса на рабочую  силу, относительно невысоким и стабильным уровнем регистрируемой безработицы. По данным Национального статистического комитета, общий трудовой потенциал Республики Беларусь составляет около 6250 тысяч 
человек. Пятая часть всех трудовых ресурсов страны сосредоточена в г. Минске. Удельный вес трудовых ресурсов в общей численности населения города составляет около 67%, что выше, чем в целом по республике (64%). Экономическая активность трудоспособного населения характеризуется уровнем его занятости. В республике в целом в экономике 
занято около 72%. Уровень занятости    в    городе   Минске   достигает 78%.

     В декабре 2008 года численность населения, занятого во всех сферах экономики  города, составляла 1057 тыс. человек  и возросла по сравнению с началом  года на 14 тысяч.

     В течение 2008 года сохранялся высокий спрос на рабочую силу. На одного зарегистрированного безработного в столице приходилось в среднем до 6 свободных рабочих мест, по республике - до 1-2. Основной спрос на рабочую силу на рынке труда г. Минска формировали государственные предприятия и организации - 64,3% общей потребности в кадрах. Преобладали предприятия промышленности. Б столице постоянно востребованы водители автомобилей, рабочие строительных профессий, слесари, сварщики, электрики, монтажники, токари, повара, продавцы, грузчики, уборщики и др. Есть спрос нанимателей и на средний медицинский персонал, преподавателей отдельных дисциплин, инженеров отдельных квалификаций, работников милиции, руководителей среднего звена. Менее востребованы экономисты, юристы и специалисты со средним специальным образованием. В настоящее время потребность      в        рабочих   кадрах   в 4   раза превышает спрос на служащих и специалистов.

     В 2008 году зарегистрировано в районных отделах трудоустройства более 34 тыс. минчан, нуждающихся в содействии занятости, в том числе 18,6 тыс. - безработных. Зафиксировано также более 1,6 миллиона обращений к информации службы занятости на сайте Мингорисполкома и около 300 тысяч - к информационному ресурсу отделов трудоустройства. За индивидуальными консультациями по вопросам трудоустройства к специалистам службы         занятости   обратилось  6,6 тыс. граждан.

     В среднем ежемесячно в службе занятости  города регистрировалось более 1,2 тыс. безработных. Среди них около 16% - лица, длительно неработающие, более 10% - уволенные по собственному желанию и до 10% - выпускники школ. До 60% регистрирующихся - женщины, около половины - молодежь в возрасте 16-29 лет. Средний возраст безработного составил 33,7 года. Базовое или среднее образование имели 42,5% безработных. Почти каждый пятый безработный искал работу впервые, а каждый четвертый - нуждался в дополнительных гарантиях занятости. В соответствии с законодательством к этой группе безработных относятся инвалиды, молодежь до 21 года, впервые ищущая работу, родители в неполных и многодетных семьях и другие категории граждан.

     За 2008 год в организации города на постоянную и временную работу по направлению службы занятости было трудоустроено 16,5 тыс. человек, в том  числе 6,7 тыс. - безработных. Среди трудоустроенных - почти 30% граждан, не способных конкурировать на рынке труда и нуждавшихся   в   дополнительных   гарантиях   занятости.   В   2008   году   средний   период трудоустройства безработных сократился до 1,6 месяца, а продолжительность безработицы -до 2,9 месяцев.

     Оказана финансовая поддержка 183 безработным, организующим предпринимательскую деятельность. Социальная поддержка в виде пособий в 2008 году оказана почти 11 тыс. безработных граждан. Более 2 тыс. безработных были направлены на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. До 30% из них обучались рабочим профессиям. Велось целевое обучение безработных под заказ предприятий.

     Более 8,5 тыс. учащихся и студентов привлечены к временной трудовой занятости  в свободное от учёбы время. До 80% участников данной программы - учащаяся молодёжь до 18 лет и до 50% - трудные подростки, подростки из неблагополучных или малообеспеченных семей. Сеть учреждений профессионально-технического образования города включает 10 
профессионально-технических колледжей, 5 профессиональных лицеев, 11 
профессионально-технических училищ. Профили подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в них ежегодно изменяются в соответствии с потребностями рынка труда столицы в кадрах. В 2008 учебном году открыто 15 и закрыто 16 учебных специальностей. 
Обучение ведется по 164 рабочим квалификациям. В 2008 году в учреждения 
профтехобразования принято 6770 человек, что в достаточной степени удовлетворяет потребностям рынка труда столицы, выпущено 6796 квалифицированных рабочих (служащих), из них 5707 выпускников (84,2%) трудоустроено на рабочие места в соответствии с полученной профессией.

     Во  исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006  № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семья» трудоустроено 553 человека из числа родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

     В целях оказания государственной  поддержки тем предприятиям, которые  создают рабочие места, по решению Мингорисполкома из Фонда социальной защиты населения города была предоставлена бюджетная ссуда.

     Численность безработных в г. Минске на 1 января 2009 года составляла 3,8 тыс. На 2009 год  запланирован дальнейший рост занятости  населения столицы (1 080 тыс. человек), создание 31,5 тыс. новых рабочих мест в экономике. 
 

2.3. Пути снижения  безработицы в  Республике Беларусь 

    Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусмотрено  повышение уровня занятости населения  на 10-11% к уровню 2005 года.

    Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в  ближайшее время организовать выявление  и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.

    Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).

    Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.

    Запланировано создание общереспубликанского банка  данных о наличии свободных вакансий, в том числе для временного трудоустройства граждан. Доступ к этой электронной базе данных будет обеспечен всем желающим трудоустроиться.

    Следует отметить, что люди, работающие без  оформления трудовых отношений, занятые  нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.

    Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.

    Что касается тех, кто длительное время  уклоняется от общественно полезного  труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях  оказания им содействия в трудоустройстве.

    Довольно  острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.

    Важной  задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и  повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.

Информация о работе Безработица