Безработица

Автор: Наталья Голубева, 11 Августа 2010 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Экономика Республики Беларусь претерпевает изменения, связанные с переходом от командно-административных отношений к рыночным. В связи с этим, как и все сферы экономической жизни, рынок труда республики трансформируется.

Содержание

Глава 1. Безработица: сущность, причины и виды.
Закон Оукена.
1.1 Сущность безработицы.
1.2 Виды безработицы.
1.3 Причины безработицы.
1.4 Социально-экономические последствия и факторы безработицы. Закон Оукена.
1.5 Государственное регулирование безработицы.
Глава 2. Особенности безработицы в Республике Беларусь.
2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь
2.2. Анализ безработицы в Республике Беларусь
2.3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь

Работа содержит 1 файл

курсовая по безработице.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

           Безработица несет с собой  также и социальные издержки. Современные индустриальные страны опираются на наемный труд. Труд вызывает чувство единства и товарищества, приносит доход, который одновременно является свидетельством значимости того, что мы делаем. Работа дает нам статус, престиж и профессиональную пригодность. Кроме того, она организует день и создает определенный ритм жизни.

          Безработица влечет за собой значительные социальные и психологические проблемы для тех, кого она поражает. Это не только снижение доходов, но и страдания человека, вызванные потерей профессиональной пригодности, он чувствует себя ненужным и лишним. У безработных повышено чувство одиночества, обострено чувство собственного достоинства. Возрастает риск злоупотреблений и других затруднений. Поэтому нет ничего удивительного в утверждении врачей, что рост безработицы ухудшает здоровье нации. Различные исследования показали, что у безработицы ухудшается физическое и психологическое самочувствие – от недомогания, бессонницы и головной боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психических проблем.

         Одна из издержек безработицы  – повышение налогов, которое  необходимо для того, чтобы были средства для выплаты пособий по безработице. Если бы уровень безработицы можно было сократить, эти деньги пошли бы на пенсии, школы, больницы, дороги и т.п.

         Безработица также углубляет проблему неравномерного распределения накопленных средств. Безработные получают более низкие доходы, чем работающие. Их постигают и другие проблемы. Это обостряет социальную напряженность и создает сложный общественный климат.

          Не занятость определенной часть населения является результатом действия объективных процессов: неравномерного развития производительных сил, противоречивого характера НПТ, высоких темпов модернизации производства. В 30-е годы Дж.Кейнс первым среди немарксистских экономистов показал, что  кризисы, инфляция и безработица – закономерное следствие товарно-денежных отношений. Он утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

          Факторы, о которых говорил  Кейнс, действуют и в условиях  перехода экономики к рыночным  отношениям. Они обуславливают временную  безработицу, которая имеет два аспекта – профессионально-квалификационный и региональный (территориальный). Региональный аспект безработицы состоит из двух компонентов. Так, в трудоизбыточных районах спрос на рабочую силу меньше предложения, и наоборот. При равенстве спроса и предложения рабочей силы в пределах конкретного региона они могут не совпадать и по структуре. Например, выпускники институтов не хотят ехать работать в другие города или деревню, и предпочитают даже работать или выполнять работу не по специальности, но в городах, где они окончили вуз или по месту жительства родителей.

          Другая причина не занятости трудовых ресурсов – несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства. Нередки случаи, когда лица, обладающие сравнительно высокой квалификацией, не могут полностью реализовать свои способности (инженеры, преподаватели, представители труда гуманитарных профессий).

           Важнейшим фактором безработицы  является интенсификация производства. Она предполагает ресурсосбережение, резкий подъем производительности труда всех качественных параметров экономики и неизбежно сопровождается относительным сокращением в итоговой продукции доли живого труда по сравнению с трудом овеществленным и, значит, при прочих равных условиях требует меньше рабочей силы. Однако в условиях дефицита товаров интенсификация производства и процессы роста производительности труда не станут источниками безработицы, потому что в дальнейшем дефицит необходимо устранить. Это означает, что при сокращении рабочего времени на единицу товара, увеличение его производства, с одной стороны, и улучшение его качества, с другой, потребуют занятости не меньшей, чем она была. Общая тенденция в занятости, безусловно, будет иметь множество оттенков. Так, ряд налаженных, организованных и эффективных производств будет развиваться, ряд же нерентабельных сокращаться, многие из них будут подлежать ликвидации. В начальном периоде перехода к рыночной экономике при условии сохранения горизонтальных хозяйственных связей спрос на рабочую силу не прекратиться, но в дальнейшем, по мере ликвидации дефицита товаров, темпы спроса существенно отстанут от предложения, появится безработица. Наиболее остро будет проявляться несовпадение структурных составляющих по профессиям, квалификациям, регионам.

          С развитием рыночных отношений  уровень занятости резко падает: предприятия активно избавляются от избыточной рабочей силы, сужаются традиционные виды деятельности, происходят структурные изменения в экономике, закрываются убыточные предприятия, в связи с научно-техническим прогрессом происходит высвобождение работников ручного труда и формирование новых требований к структуре и качеству рабочей силы. В результате в производстве растет не занятость трудоспособного населения, желающего иметь работу, т.е. растет безработица. 

     1.5 Государственное  регулирование безработицы. 

          Последствия безработицы  не однозначны. С одной стороны, она дисциплинирует занятых работников, оптимизирует структуру совокупного работника и рационализирует занятость вследствие   фрикционного движения кадров, возвышает совокупную способность к труду и делает ее адекватной применяемым средствам производства в результате повышения квалификации и переобучения технологически и структурно безработных. С другой стороны, она влечет за собой не только значительные экономические потери, но и существенные социальные потери для общества, выражающиеся в падении уровня жизни, утрате безработными социального статуса, росте психических заболеваний, самоубийств, преступности и т.д.

          В этой связи государственное  регулирование рынка труда является  одним из весьма важных направлений государственной социально-экономической политики. Оно осуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы как по объему, так и по структуре.

       В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

     Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

     Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

     Политика  в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

     Все методы и меры, с помощью которых  государство воздействует на занятость  и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

     Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

     Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Система социального страхования  предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

       

     Глава 2. Особенности безработицы в Республике Беларусь. 

2.1. Причины безработицы  в Республике Беларусь 

    Основной  причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход из "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

    Процессы  увеличения уровня безработицы тесно  связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу. 

     Низкая  эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест. 
 

2.2. Анализ безработицы в Республике Беларусь 

         Рынок труда (как объект управления) состоит из трех элементов: предложение, спрос и цена рабочей силы, которые взаимосвязаны. Например, регулируя предложение, государство тем самым воздействует на цену и спрос рабочей силы. В результате регулирования динамики спроса, предложения и цены рабочей силы происходят снижение, рост и стабилизация уровня занятости. В республике для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы применяется комплексная система регулирования занятости, которая включает индикативное планирование, информационные, социологические и маркетинговые исследования спроса на рабочую силу, стимулирование трудоустройства, анализ социальных последствий безработицы. Характер регулирования занятости у нас определяется динамикой воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры экономики, демографическими процессами, уровнем производительности труда.

               Обычно, развивающиеся страны, к  которым относится и Беларусь, отличаются низким уровнем занятости  и высокой безработицей. У нас  же после 1996 года все складывалось наоборот. Прежде всего ограниченные возможности открытия новых рабочих мест в развивающихся странах связаны с низкой способностью этих стран к накоплению. В свою очередь, только высокая доля накоплений ведет к быстрому поглощению резерва рабочей силы. При отсутствии прямых иностранных инвестиций проблема накопления в нашей стране решалась через эмиссию, прямое кредитование Нацбанком. При этом кредиты носили целевой характер и предоставлялись по льготным процентным ставкам. Создавалась иллюзия избытка денежных средств у организаций и населения, что негативно сказывалось на валютном курсе и рынке труда.

          Таким образом, в республике  реализовывалась не монетарная  модель, а кейнсианский подход  на рынке труда, когда спрос  на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе – объемом производства, который за счет эмиссионной политики наращивался. Данная политика имела временный эффект, поэтому составляет основу современной политики правительства на рынке труда.

          Показательно, что в республике безработица измеряется не с помощью обследований, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.

Информация о работе Безработица