Автор: Наталья Голубева, 11 Августа 2010 в 21:10, курсовая работа
Экономика Республики Беларусь претерпевает изменения, связанные с переходом от командно-административных отношений к рыночным. В связи с этим, как и все сферы экономической жизни, рынок труда республики трансформируется.
Глава 1. Безработица: сущность, причины и виды.
Закон Оукена.
1.1 Сущность безработицы.
1.2 Виды безработицы.
1.3 Причины безработицы.
1.4 Социально-экономические последствия и факторы безработицы. Закон Оукена.
1.5 Государственное регулирование безработицы.
Глава 2. Особенности безработицы в Республике Беларусь.
2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь
2.2. Анализ безработицы в Республике Беларусь
2.3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь
Безработица несет с собой также и социальные издержки. Современные индустриальные страны опираются на наемный труд. Труд вызывает чувство единства и товарищества, приносит доход, который одновременно является свидетельством значимости того, что мы делаем. Работа дает нам статус, престиж и профессиональную пригодность. Кроме того, она организует день и создает определенный ритм жизни.
Безработица влечет за собой значительные социальные и психологические проблемы для тех, кого она поражает. Это не только снижение доходов, но и страдания человека, вызванные потерей профессиональной пригодности, он чувствует себя ненужным и лишним. У безработных повышено чувство одиночества, обострено чувство собственного достоинства. Возрастает риск злоупотреблений и других затруднений. Поэтому нет ничего удивительного в утверждении врачей, что рост безработицы ухудшает здоровье нации. Различные исследования показали, что у безработицы ухудшается физическое и психологическое самочувствие – от недомогания, бессонницы и головной боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психических проблем.
Одна из издержек безработицы – повышение налогов, которое необходимо для того, чтобы были средства для выплаты пособий по безработице. Если бы уровень безработицы можно было сократить, эти деньги пошли бы на пенсии, школы, больницы, дороги и т.п.
Безработица также углубляет проблему неравномерного распределения накопленных средств. Безработные получают более низкие доходы, чем работающие. Их постигают и другие проблемы. Это обостряет социальную напряженность и создает сложный общественный климат.
Не занятость определенной часть населения является результатом действия объективных процессов: неравномерного развития производительных сил, противоречивого характера НПТ, высоких темпов модернизации производства. В 30-е годы Дж.Кейнс первым среди немарксистских экономистов показал, что кризисы, инфляция и безработица – закономерное следствие товарно-денежных отношений. Он утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
Факторы, о которых говорил
Кейнс, действуют и в условиях
перехода экономики к рыночным
отношениям. Они обуславливают временную
безработицу, которая имеет два аспекта
– профессионально-
Другая причина не занятости трудовых ресурсов – несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства. Нередки случаи, когда лица, обладающие сравнительно высокой квалификацией, не могут полностью реализовать свои способности (инженеры, преподаватели, представители труда гуманитарных профессий).
Важнейшим фактором
С развитием рыночных
1.5
Государственное
регулирование безработицы.
Последствия безработицы не однозначны. С одной стороны, она дисциплинирует занятых работников, оптимизирует структуру совокупного работника и рационализирует занятость вследствие фрикционного движения кадров, возвышает совокупную способность к труду и делает ее адекватной применяемым средствам производства в результате повышения квалификации и переобучения технологически и структурно безработных. С другой стороны, она влечет за собой не только значительные экономические потери, но и существенные социальные потери для общества, выражающиеся в падении уровня жизни, утрате безработными социального статуса, росте психических заболеваний, самоубийств, преступности и т.д.
В этой связи государственное
регулирование рынка труда
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная
политика занятости включает создание
системы социального
Глава
2. Особенности безработицы
в Республике Беларусь.
2.1.
Причины безработицы
в Республике Беларусь
Основной причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход из "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).
Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.
Низкая
эластичность предложения на рынке труда
и низкая эластичность заработных плат
являются основным тормозом для процессов,
способствующих формированию новых рабочих
мест.
2.2. Анализ безработицы
в Республике Беларусь
Рынок труда (как объект управления) состоит из трех элементов: предложение, спрос и цена рабочей силы, которые взаимосвязаны. Например, регулируя предложение, государство тем самым воздействует на цену и спрос рабочей силы. В результате регулирования динамики спроса, предложения и цены рабочей силы происходят снижение, рост и стабилизация уровня занятости. В республике для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы применяется комплексная система регулирования занятости, которая включает индикативное планирование, информационные, социологические и маркетинговые исследования спроса на рабочую силу, стимулирование трудоустройства, анализ социальных последствий безработицы. Характер регулирования занятости у нас определяется динамикой воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры экономики, демографическими процессами, уровнем производительности труда.
Обычно, развивающиеся страны, к
которым относится и Беларусь,
отличаются низким уровнем
Таким образом, в республике реализовывалась не монетарная модель, а кейнсианский подход на рынке труда, когда спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе – объемом производства, который за счет эмиссионной политики наращивался. Данная политика имела временный эффект, поэтому составляет основу современной политики правительства на рынке труда.
Показательно, что в республике безработица измеряется не с помощью обследований, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.