Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:51, курсовая работа
В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.
Цель контрольной работы заключается в раскрытии природы безработицы.
Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие безработицы и причины её образования…………………………….4
Безработица: виды, показатели, социально-экономические последствия, пути минимизации………………………………………………………………………..4
Естественная и вынужденная безработица. Безработица и инфляция………9
Статус безработного и особенности его определения в различных странах……………………………………………………………………………..13
5. Конфликтные ситуации, возникающие на фоне безработицы, их структура, динамика и варианты разрешения……………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………….21
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
Поскольку
безработица представляет собой
серьезную макроэкономическую проблему,
выступает показателем
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
- выплата пособий по безработице;
- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
- улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
- устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
-
создание развитого рынка
-
увеличение масштабов
-
отмена административных
- создания специальных служб.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации.
Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между работниками и работодателями по купле-продаже рабочей силы. Она занимается трудоустройством безработных, оказывает услуги желающим поменять место работы, направляет молодых людей на курсы для приобретения профессии и т.д. Программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
1) Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
· стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
·
поддержка и поощрение
2) Создание условий для сокращения предложения труда.
Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
3) Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
4) Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи в трудоустройстве молодежи могут использоваться различные методы:
· экономическое стимулирование молодежной занятости;
· создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
5) Создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Список
программ сокращения безработицы можно
продолжать еще долго, но важно понимать,
что все эти программы не могут
полностью ликвидировать или
существенно сократить
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть:
-
повышение экономической и
- создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.
Для
этого необходимо снижать уровень
избыточной занятости на предприятиях,
гибко перераспределять высвобождаемых
работников в другие отрасли и
виды занятости. Эффективному проведению
подобных мероприятий будет способствовать
активное взаимодействие работников отделов
кадров предприятий и региональных центров
занятости населения. Нельзя сказать,
что в настоящее время такого взаимодействия
нет. Но оно существует в виде разовых,
единовременных мероприятий, которые
инициируются лишь государственной службой
занятости, хотя задача снижения уровня
избыточной занятости - это в первую очередь
проблема предприятия. Поэтому речь должна
идти о создании активных кадровых служб
предприятий, внесении необходимых изменений
и дополнений в должностные инструкции
их сотрудников, а также об организации
обучения и подготовки работников для
таких кадровых служб.
Заключение
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев:
- регистрация
безработных в службе
- незанятость
и активный поиск работы
- отсутствие
работы, независимо от наличия
официального статуса
Следует сделать вывод о том, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в России совсем небольшие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.