Безработица как элемент рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.
Цель контрольной работы заключается в раскрытии природы безработицы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие безработицы и причины её образования…………………………….4
Безработица: виды, показатели, социально-экономические последствия, пути минимизации………………………………………………………………………..4
Естественная и вынужденная безработица. Безработица и инфляция………9
Статус безработного и особенности его определения в различных странах……………………………………………………………………………..13
5. Конфликтные ситуации, возникающие на фоне безработицы, их структура, динамика и варианты разрешения……………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Управление трудовыми ресурсами Тема 6.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

         Сокращение инфляции, например, на 4%, требует сокращения годового  ВНП на 20% и роста безработицы  на 10%.

      Быстрое обуздание инфляции (в течение  одного-двух лет) получило название "шоковой терапии". Подобная дефляционная политика хорошо известна населению России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Статус безработного  и особенности  его определения  в различных странах 

      Правовой  статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях.

      Безработными  признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными; б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается  выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении  с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости); в) зарегистрированы в службе занятости; г) готовы приступить к работе.

      Решение о признании гражданина безработным  принимается службой занятости  по месту его жительства не позднее 11 дней с момента обращения и предъявления необходимых документов (паспорта, трудовой книжки, свидетельства о профессиональной квалификации, оправки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы и др.). Лишь со дня предъявления требуемых документов гражданин признается безработным.[8, c.56]

      Безработными  не могут быть признаны граждане:

      не  достигшие 16-летнего возраста, а  также граждане, которым назначена  пенсия (кроме пенсионеров по инвалидности III группы, поскольку у них, хотя и не в полной мере, сохраняется трудоспособность);

      отказавшиеся  в течение 10 дней со дня обращения  в службу занятости от двух вариантов  подходящей работы (или от прохождения  профессиональной подготовки — для  впервые ищущих работу). Гражданину не может быть предложена одна и та же р Право граждан на трудоустройство, т. е. право на выбор места работы, может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора между работодателем и гражданином, устраивающимся на работу. Однако учитывая двусторонний характер договора и провозглашенную свободу предпринимательской деятельности, следует признать, что реализация этого права зависит от усмотрения работодателя.

      Во  втором случае обращение гражданина к службе занятости порождает  обязанность соответствующих государственных  органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать  ему посреднические услуги при подыскании подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного. Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта и трудовой книжки.

      Наряду  с этим правом граждане, зарегистрированные в качестве лиц, ищущих работу, имеют  право на бесплатную консультацию по профориентации, на профессиональную подготовку и переподготовку, а также  на получение соответствующей информации с целью выбора вида занятости, места работы и режима труда. Работа (одно и тоже место учебы) дважды.

      Что касается обязанностей безработного, то они сводятся в основном к регулярной перерегистрации в органах службы занятости (не реже двух раз в месяц) и недопустимости отказов от предложений подходящей работы. Поэтому и выплата пособия по безработице ставится в зависимость от выполнения этих основных обязанностей. В частности, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях нарушения безработным условий его регистрации и перерегистрации, трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем без уведомления службы занятости. При отказе без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу (учебу) и неявке без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления размер пособия может быть сокращен на .25% на срок до одного месяца.

      Социальные  гарантии и компенсации устанавливаются  как для граждан, потерявших работу, высвобожденных с предприятий, из учреждений, организаций, так и для граждан, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Необходимыми условиями предоставления таких гарантий и компенсаций являются достижение трудоспособного возраста (16 лет) и получение статуса безработного. По достижении гражданином пенсионного возраста право на получение пособия по безработице или компенсации утрачивается и возникает право на пенсионное обеспечение (трудовую или социальную пенсию).

      К гарантиям (компенсациям) материальной и социальной поддержки безработных  относятся [2, c.15]:

      предоставление  компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений; выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице;

      возможность участия в общественных работах;

      компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

      Все виды пособий и других выплат безработным  подлежат индексации в установленном  законом порядке.

      Важной  социальной гарантией служит также  льготный порядок исчисления трудового  стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает стажа.

      Согласно  определению  международных  организаций   –   МОТ   и   ОЭСР,

      безработные –  это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе  и ищет работу в течении последних  четырех недель  или  кто  уже  устроился  на работу, но еще не приступил к  работе.  Так,  например,  в  США  безработным считаются гражданские лица, которые: 1) не имели занятости в течении  недели обследования; 2) предпринимали усилия найти работу в  течении  предыдущих  4 недель; 3) лица, временно уволенные, или  лица,  нанятые  на  новую  работу, которые должны приступить к работе в течении 30 дней.

          В Японии безработным считается  тот, кто не  работал  в   течении  недели обследования ни одного часа, в  Великобритании  –  кто  не  имеет  работы  в течении недели обследования, ищет работу в течении этой недели или не  может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов переговоров  об  устройстве на работу.

          Определение статуса  безработного  в  различных  странах   примерно

      одинаково  и  совпадает  с  определением  международных  организаций. 
 
 

    
  1. Конфликтные ситуации, возникающие  на фоне безработицы, их структура, динамика и варианты разрешения
 

      Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:

      Федеральная служба государственной статистики;

      Федеральная служба по труду и занятости;

      Министерстве  здравоохранения и социального  развития (Минздравсоцразвития) РФ.

      Методика  подсчета такова, что не учитывается  скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые  не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда.

      В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий  уровень безработицы в нашей  стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. - до 7 млн. человек имели официальный  статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка - 4,2 млн. чел.

      В ноябре 2010 года уровень общей безработицы  в России понизился по сравнению  с октябрем - с 6,8 процента до 6,7 процента, сообщает Росстат. Это не совсем традиционно для данного времени года - обычно в ноябре безработица начинала расти [7, c.25].

      Феномен 2010 года эксперты объясняют преимущественно аномальной летней жарой и теплой осенью, благодаря которым сезонные работы, например, в строительстве, продолжались дольше обычного.

      Если  смотреть в абсолютных цифрах, общая  безработица (исчисляется по методологии  Международной организации труда) снизилась в ноябре 2010 года с 5,1 миллиона человек до 5 миллионов. А если сравнивать с ноябрем прошлого года, людей, не имеющих рабочего места, стало меньше на 1 миллион 148 тысяч человек, или на 18,6 процента. Более четверти, 25,9 процента безработных, или 1,3 миллиона человек, не имеют опыта трудовой деятельности. По сравнению с прошлогодним ноябрем таковых стало меньше на 9,4 процента. Самый низкий уровень безработицы отмечался в Центральном федеральном округе, а самый высокий - в Северо-Кавказском. Как показали обследования Росстата, 65 процентов безработных ищут место самостоятельно, без содействия служб занятости, в основном через родственников, друзей и знакомых.

      Что касается официально зарегистрированной безработицы, в ноябре она была более  чем втрое ниже общей - 1,5 миллиона человек. Пособие в службе занятости  получали 1,3 миллиона.

      В России несколько лет назад прогрессировал перевыпуск специалистов в области  торговли и юриспруденции, а вот  грамотных инженеров уже не хватало. Молодые люди на инженеров учиться  не хотели, и баланс поддерживался  кадрами, подготовленными еще в советскую эпоху. Ситуация с подготовкой кадров и безработицей в России складывалась неоднозначная. По сведениям Росстата, за последние полтора года в России число безработных сократилось на 10,3%, причем речь шла не только об официально зарегистрированных безработных: исследование, основанное на методике Международной организации труда, охватывает практически все население страны. Эти цифры лучше громких заявлений политиков и бизнесменов свидетельствовали об экономическом росте страны в те годы. Средний возраст безработного россиянина был невелик - всего 34,1 года. При этом молодежь до 25 лет составляла только 31% среди безработных (и 11% среди трудоустроенного населения). Такое сравнительно небольшое количество безработных среди молодежи объясняется двумя факторами: во-первых, первую работу найти довольно сложно, всюду требуется опыт работы, и молодые люди не очень требовательны в выборе рабочего места. Во-вторых, если не понравится эта работа - можно всегда найти себе другую, в этом отношении у 17-25-летних гораздо больше свободы, чем у работников с 5-летним стажем работы в одной конкретной области. К ноябрю 2006 года общая численность активного трудоспособного населения России в возрасте от 15 до 72 лет составляла 74,2 миллиона человек - это 66,2% от общей численности населения в этой возрастной группе. При этом число занятых в этом количестве было 69,2 млн. человек, а еще 5 миллионов числились безработными. По сравнению с результатами аналогичного исследования за 2005 год занятых стало больше на 0,7%, а безработных - меньше на 8,8%.

      Таким образом, уровень безработицы в  России к 2007 году составлял примерно 6,7%. При этом стоит отметить, что 11% безработных в России имели  высшее образование, а 17% - среднее специальное; среди занятых оба эти параметра равняются 25,6%. Однако вместе с экономическим подъемом России требовались умелые специалисты в разных областях, а пока в стране налицо явная переподготовка одних специалистов и недобор других. К примеру, юристами и менеджерами рынок труда перенасыщен уже несколько лет, и тем не менее молодые люди все равно продолжают стремиться поступить именно на эти факультеты. При этом тем же юристам карьеру сделать намного сложнее, чем, скажем, экономистам - экономисты могут быть востребованы и в финансовой отрасли, и в бухгалтерии, и в аналитике, очень востребованы грамотные финансисты. Тем не менее по опросам россиян выясняется, что 28% населения РФ считают профессию юриста самой престижной, а 23% респондентов - самой прибыльной, отсюда и высокий спрос на юридические факультеты среди абитуриентов. 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Экономический кризис затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. человек, что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения. Нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по Трудовому Кодексу и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

Информация о работе Безработица как элемент рынка труда