Автор: Николай Соколов, 10 Октября 2010 в 20:15, реферат
Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, а также с учетом следующих допущений:
— имущественной обособленности организации;
— последовательности применения учетной политики;
— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
— последовательность применения учетной политики;
— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
— соблюдение учетной политики.
В настоящее время бюджетный учет ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция № 25н). Государственная учетная политика реализуется в соответствии с пунктом 2 Инструкции № 25н через:
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
корреспонденцию счетов бюджетного учета;
иные вопросы организации бюджетного учета.
В Инструкции № 25н регламентирован лишь методический раздел учетной политики. В ней определены:
критерии, по которым актив признается основным средством, нематериальным активом, непроизведенным активом, материальным запасом;
правила оценки нефинансовых активов;
порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
порядок
определения стоимости
Организационную
часть учетной политики и методическую
часть, затрагивающую вопросы
При
формировании учетной политики для
целей бюджетного учета и налогообложения
следует учитывать
Бюджетные учреждения при формировании учетной политики должны руководствоваться Законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Данный закон регламентирует следующие правила формирования учетной политики:
принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета;
принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год;
изменение
учетной политики может производиться
в случаях изменения
в
пояснительной записке к
Положение об учетной политике учреждения рекомендуется оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т. п.). Первый документ посвящен учетной политике учреждения в области бухгалтерского учета. Второй — учетной политике в области налогообложения.
Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учета, в нормативных документах по налогообложению существует большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости осуществления наряду с бухгалтерским — налогового учета с утверждением способов и форм налогового учета внутренним документом учреждения — Положением об учетной политике предприятия для целей налогообложения.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Организационный раздел
Учетная
политика учреждения для целей бухгалтерского
учета формируется главным
В учетной политике учреждения обязательно утверждаются:
рабочий
план счетов бухгалтерского учета, содержащий
синтетические и аналитические
счета, а также забалансовые счета,
необходимые для ведения
формы
первичных учетных документов, применяемых
для оформления хозяйственных операций,
по которым не предусмотрены типовые
формы первичных учетных
формы учетных регистров. Приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н предусматривает возможность внесения в регистры бюджетного учета дополнительных реквизитов;
порядок и сроки проведения инвентаризации;
порядок формирования структуры инвентарного порядкового номера основного средства (п. 18 Инструкции № 25н);
методы
оценки видов имущества и
порядок документооборота;
технология обработки учетной информации. В связи с существованием различных возможностей обработки учетной информации в учетной политике необходимо указать характеристики используемой в учреждении программы;
срок, на который выдаются денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, командировочные расходы;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Методический раздел
Методика учетной политики отражена в Инструкции № 25н.
В положении можно отразить следующие моменты:
учет основных средств осуществляется в соответствии с пунктами 10–22 и 38–46 Инструкции № 25н;
учет нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктами 23–28 Инструкции № 25н;
учет
непроизведенных активов
учет материальных запасов осуществляется в соответствии с пунктами 47–60 Инструкции № 25н;
учет исполнения сметы расходов по бюджету;
учет движения денежных средств на лицевых счетах;
учет движения наличных денежных средств;
учет расчетов по оплате труда;
учет фактических расходов отражается на счетах 0 401 01 200 «Расходы учреждения» и 0 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг) в разрезе необходимой аналитики;
учет исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, целевых поступлений.
Если учреждение сдает в аренду имущество, то в данном разделе необходимо прописать порядок отражения операций по сдаче имущества. Особое внимание уделить вопросу отражения арендной платы. Арендная плата за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателями, перечисляется арендаторами в доход федерального бюджета на счета управлений Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (приказ Минфина России от 30 июня 2004 г. № 57н). Порядок отражения в бюджетном учете аренды имущества разъяснен в совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 13 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-371.
В
настоящее время мониторы, системные
блоки, принтеры, клавиатуры и другие
комплектующие компьютерной техники,
которые приобретаются
Учетная политика для целей налогового учета
Общие положения
Учетная
политика для целей налогообложения
— выбранная налогоплательщиком
совокупность допускаемых Налоговым
кодексом способов (методов) определения
доходов и (или) расходов, их признания,
оценки и распределения, а также
учета иных необходимых для целей
налогообложения показателей
Система
налогового учета определяется налогоплательщиком
самостоятельно исходя из принципа последовательности
применения норм и правил налогового
учета, то есть применяется последовательно
от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета
устанавливается
Налогоплательщик
изменяет порядок налогового учета
отдельных хозяйственных
изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности.
Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении используемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Регистры налогового учета, их формы и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике учреждения для целей налогообложения.
Методический раздел
В
перечень методических вопросов включаются
методы оценки объектов бюджетного учета,
распределения накладных и
оценка стоимости основных средств при приобретении, сооружении и изготовлении (пункт 12 Инструкции № 25н);
оценка нематериальных активов при приобретении, изготовлении (пункт 24 Инструкции № 25н);
оценка непроизведенных активов (пункт 29 Инструкции № 25н);
классификация основных средств (пункт 22 Инструкции № 25н);
метод амортизации основных средств (пункт 38 Инструкции № 25н);
оценка материальных запасов и готовой продукции (п. 49 Инструкции № 25н);
списание (отпуск) материальных запасов (п. 55 Инструкции № 25н);
оценка финансовых активов (пункты 111, 132, 135 Инструкции № 25н);
порядок
определения себестоимости
порядок
распределения накладных
пропорционально заработной плате работников, непосредственно занятых выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг);