Аудит учетной политики

Автор: Николай Соколов, 10 Октября 2010 в 20:15, реферат

Описание работы

Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, а также с учетом следующих допущений:
— имущественной обособленности организации;
— последовательности применения учетной политики;
— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
— последовательность применения учетной политики;
— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
— соблюдение учетной политики.

Работа содержит 1 файл

аудит.docx

— 42.83 Кб (Скачать)

     Аудит учетной политикиАудит  учетной политики

     Цель  аудита учетной политики заключается  в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской  отчетности организации исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина  России от 09.12.1998 № 60н, а также с  учетом следующих допущений: 

     — имущественной обособленности организации; 

     — последовательности применения учетной  политики; 

     — временной определенности фактов хозяйственной  деятельности. При проведении аудиторской  проверки необходимо установить: 

     — наличие и состав распорядительных документов по учетной политике; 

     — соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям  нормативных актов; 

     — последовательность применения учетной  политики; 

     — наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние  и финансовые результаты; 

     — полностью ли раскрыты избранные  при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности; 

     — соблюдение учетной политики. 

     Для ознакомления с учетной политикой  при проведении аудита изучаются  и оцениваются основные принципы организации бухгалтерского учета  и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие  и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику. 

     Информационной  базой для ознакомления с содержанием  учетной политики являются: 

     1) приказ (распоряжение и т.п.) об  учетной политике проверяемой  организации; 

     2) рабочий план счетов бухгалтерского  учета; 

     3) перечень утвержденных форм первичных  документов и форм документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности; 

     4) правила документооборота и технологии  обработки учетной информации; 

     5) утвержденные методики учета  отдельных показателей и другие  приложения к приказу об учетной  политике проверяемой организации; 

     6) пояснительная записка, которая  раскрывает: 

     — сведения, относящиеся к учетной  политике организации; 

     — избранные при формировании учетной  политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета; 

     — изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и  принятие решений пользователей  бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным; 

     — дополнительные данные о событиях после  отчетной даты и условных фактах хозяйственной  деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию. 

     Изучив  и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не является ли формальным отношение  руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие  вовремя изданных и правильно  оформленных приказа (распоряжения) об учетной политике и других соответствующих  распорядительных документов не может  в достаточной мере свидетельствовать  об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией. 

     Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный  ПБУ 1/98 порядок принятия учетной  политики: 

     — издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п. 9 ПБУ 1/98). Следует отметить, что  вновь созданное предприятие  должно оформить избранную учетную  политику 

     не  позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной  регистрации); 

     — утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных  документов, правила документооборота и технология обработки учетной  информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок  контроля хозяйственных операций и  др. (п. 5 ПБУ 1/98); 

     — издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п. 16 ПБУ 1/98); 

     — издавался ли приказ об изменении  учетной политики (п. 17 ПБУ 1/98). 

     Дополнения  в учетную политику в течение  года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов  или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих  аналогов в практике данной организации. 

     Изменения в учетной политике могут иметь  место в следующих случаях: 

     — существенного изменения условий  деятельности (реорганизация, смена  собственников, изменение видов  деятельности); 

     — изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета в России; 

     — разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. 

     Изменения в учетной политике должны быть обоснованы. Аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, которое помогает аудитору выявлять, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере. 

     Для оценки полноты и правильности положений  учетной политики аудитор должен убедиться, что в соответствующих  распорядительных документах содержится информация, обосновывающая выбор организацией способов бухгалтерского учета и  особенности применения способов учета, исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности. 

     Таким образом, информация об учетной политике является одним из объектов аудиторской  проверки. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской  отчетности, должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике.

 
 

     Правила проведения аудита учетной  политики организации

 
 
 

     Аудит учетной политики является одним  из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение  мнения аудитора о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

 

     Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно  разделить на два этапа:

 

     На  первом этапе оценивается система  внутреннего контроля по организации  учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные  тесты или вопросники с приложением  к ним соответствующих ответов  опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для  целей бухгалтерского и налогового учета.На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и  порядок документооборота в организации.Общая  оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой  оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

 

     На  втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета  рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной  политики ответами на поставленные вопросы  и примечаниями аудитора.

 

     Аудит для целей бухгалтерского учета

 

     В ходе проверки аудитору необходимо тщательно  изучить и проанализировать учетную  политику аудируемого лица. Целью  проверки является не только подтверждение  факта наличия утвержденной учетной  политики и отражения в ней  способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные  основы ведения бухгалтерского учета  и порядка налогообложения.

 

     При проверке учетной политики следует  ознакомиться со следующими документами  аудируемого лица:

     приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;

     рабочим планом счетов бухгалтерского учета;

     перечнем  утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     правилами документооборота и технологии обработки  учетной информации;

     методикой учета отдельных показателей  и другими приложениями к приказу  об учетной политике проверяемой  организации;

     пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной  политике организации, избранные при  формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения  бухгалтерского учета;

     изменениями в учетной политике, существенно  влияющими на оценку и принятие решений  пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

 

     Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших  разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого  лица.

 

     Аудитору  следует собрать ответы на следующие  вопросы:

     имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной  политики;

     имеется ли в организации учетная политика;

     утверждено  ли положение о бухгалтерской  службе;

     утверждены  ли должностные инструкции работников бухгалтерии;

     ознакомлены ли конечные исполнители с положениями  учетной политики;

     корректируются  ли (в случае необходимости) положения  учетной политики в связи с  изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий  деятельности организации и разработкой  новых способов ведения учета;

     оформляются ли изменения и дополнения учетной  политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;

     сдается ли выписка из учетной политики в  налоговое органы;

     утвержден ли график документооборота;

     имеются ли положения, регламентирующие отдельные  положения учетной политики;

     имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная  комиссия);

     имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;

     утвержден ли график проведения инвентаризации;

     проводятся  ли инвентаризации в соответствии с  утвержденным графиком;

     проводятся  ли обязательные инвентаризации;

     проводятся  ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;

     ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;

     определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;

     определены  ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.

 

     Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой  оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

 

     На  втором этапе для проверки учетной  политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить  рабочую таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

 

     Аудит для целей налогового учета

Информация о работе Аудит учетной политики