Аудит учетной политики

Автор: Николай Соколов, 10 Октября 2010 в 20:15, реферат

Описание работы

Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, а также с учетом следующих допущений:
— имущественной обособленности организации;
— последовательности применения учетной политики;
— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
— последовательность применения учетной политики;
— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
— соблюдение учетной политики.

Работа содержит 1 файл

аудит.docx

— 42.83 Кб (Скачать)
 

     Понятие учетной политики для целей налогового учета приведено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Учетная политика для целей  налогообложения утверждается приказом (распоряжением руководителя организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим  приказом, распоряжением руководителя организации. Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы.

 

     В рамках аудиторской проверки аудитор  должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты  ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:

 

     1. Кем осуществляется налоговый  учет в организации:

     главным бухгалтером;

     бухгалтерской службой;

     структурным подразделением и др.

 

     2. Как составлены формы первичной  учетной документации:

     на  основе первичных документов бухгалтерского учета;

     на  основе самостоятельно разработанных  документов для налогового учета.

 

     3. Какова технология обработки  информации для налогового учета:

     ручная;

     автоматизированная.

 

     4. Как составлены формы аналитических  регистров налогового учета:

     на  основе первичных документов бухгалтерского учета;

     на  основе самостоятельно разработанных  документов для налогового учета.

 

     5. Установлен ли перечень лиц,  имеющих право подписи налоговых  регистров.

 

     6. Утвержден ли график документооборота.

 

     В рамках методологического раздела  проверяется п равильность исчисления налога на прибыль и НДС.

 

     Например, при проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие  вопросы, которые обязательно должны быть освещены в рабочих бумагах  аудитора:

 

     1. Какой метод начисления амортизации  используется для объектов основных  средств (ОС):

     линейный  метод;

     нелинейный  метод;

     с применением понижающих коэффициентов;

     без применения понижающих коэффициентов.

 

     2. Определен ли метод начисления  амортизации ОС, используемых для  работы в условиях агрессивной  среды и повышенной сменности.

 

     3. Определен ли порядок признания  расходов на ремонт основных  средств:

     признаются  в отчетном периоде, в котором  они были осуществлены в сумме  фактических затрат;

     создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС.

 

     4. Какой метод оценки сырья и  материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении  работ, оказании услуг выбран:

     по  себестоимости единицы запасов;

     по  средней себестоимости;

     по  себестоимости первых во времени  приобретений (ФИФО);

     по  себестоимости последних во времени  приобретений (ЛИФО).

 

     5. Отражен ли порядок распределения  прямых расходов на остатки  незавершенного производства, остатки  готовой продукции, остатки отгруженной  продукции.

 

     6. Определен ли порядок уплаты  налога и авансовых платежей  по обособленным подразделениям  организации при наличии обособленных  подразделений:

     среднесписочная численность работников;

     сумма расходов на оплату труда.

 

     7. Какой метод признания доходов  и расходов используется:

     кассовый  метод;

     метод начисления.

 

     8. Создается ли резерв под обесценение  ценных бумаг профессиональными  участниками рынка ценных бумаг,  осуществляющими дилерскую деятельность  и ведущими налоговый учет  по методу начисления.

 

     9. Создается ли резерв предстоящих  расходов на оплату отпусков.

 

     При проверке исчисления НДС анализируются  следующие вопросы.

 

     1. Определена ли дата возникновения  обязанности по уплате НДС.

 

     2. Каков налоговый период уплаты  НДС:

     календарный месяц;

     квартал.

 

     3. Определен ли порядок уплаты  налога и авансовых платежей  по обособленным подразделениям  организации.

 

     4. Определен ли показатель для  расчета сумм НДС, подлежащих  уплате по месту нахождения  обособленных подразделений.

 

     5. Ведется ли в организации раздельный  учет НДС (облагаемых и не  облагаемых НДС видов деятельности).

 

     6. Определен ли порядок раздельного  учета облагаемых и не облагаемых  НДС видов деятельности.

 

     Данный  документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика»  и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такой  документ с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора).

 
 

     Бухгалтерская учетная политика-2009

 

     Приказом  от 6 октября 2008 года № 106н Минфин утвердил новое ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Применять его при определении  основных принципов учета операций бухгалтеры должны будут, начиная уже  со следующего года.

 

     Для начала несколько слов о том, кто  уполномочен разрабатывать принципы учетной политики организации. Если до сих пор таким лицом являлся  главный бухгалтер, то начиная с 2009 года формировать учетную политику сможет любой другой работник фирмы, на которого возложено ведение учета. Например, руководитель финансового  департамента или генеральный директор. Как и прежде, учетная политика утверждается приказом директора.

 

     Бухгалтерам дали больше свободы. Отныне приложением  к учетной политике можно утверждать формы любых первичных учетных  документов. Напомним, ранее такая  вольность позволялась только в  отношении бланков, по которым нет  унифицированных форм. Таким образом, все «госкомстатовские» бланки «первички» перешли в разряд рекомендованных. Если фирма сочтет нужным разработать  свой бланк, применять его она  может, невзирая на наличие типовой  формы. Но все это пока остается лишь в теории. Дело в том, что на сегодняшний  день не пересмотрен Закон о бухучете (Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Как  вы понимаете, федеральный закон  имеет приоритет перед приказом финансового ведомства. А значит, согласно действующей редакции статьи 9 этого закона, для оформления хозяйственных  операций должна применяться унифицированная  «первичка». Что ж, возможно, в ближайшее  время парламентарии все же обратят  внимание на это противоречие между  ПБУ и главным бухгалтерским  законом и внесут в последний  соответствующие поправки.

 

     Навстречу МСФО

 

     Одним из важных нововведений стало появление  в российском стандарте прямой отсылки  на МСФО. Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 установлено, что некоторые вопросы ведения  учета не отражены в российских стандартах, и предприятие может разработать  соответствующие способы отражения  учетных данных самостоятельно –  с учетом требований российских ПБУ  и Международных стандартов финансовой отчетности. Как вы понимаете, чтобы  учесть требования всех действующих IAS и IFRS, бухгалтеру сначала необходимо с ними ознакомиться. Можно считать  это нововведение первым «звоночком»  для счетоводов, чтобы записаться на соответствующие курсы или  купить хорошую книгу по МСФО.

 

     Другим  шагом в сторону сближения  с международными стандартами составления  финансовой отчетности стал новый порядок  внесения изменений в учетную  политику. Напомним, ранее при внесении таких изменений они вступали в силу с 1 января года, следующего за годом утверждения обновленной  учетной политики. Теперь по общему правилу все изменения в фирменной  политике ведения учета подлежат применению «задним числом», т. е. с  начала отчетного периода (п. 12 ПБУ 1/2008).

 

     Однако  отыграть учет назад, на начало года, мало. Все изменения в учетной политике организация должна применять ретроспективно (п. 15 ПБУ 1/2008). Для тех, кто незнаком с IAS 8, поясним, что это значит. При  ретроспективном отражении последствий  изменения учетных методик они  должны быть применены таким образом, как если бы компания применяла их всегда. Практически ретроспективное  отражение последствий изменения  учетной политики заключается в  корректировке входящего остатка  по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений других связанных с корректировкой статей отчетности.

 

     Стоит отметить, что из этого правила  есть исключение. Так, если отразить изменение  учетной политики в отношении  прошедших периодов «с достаточной  надежностью» нельзя, применять такие  изменения в учете можно в  отношении операций, произошедших после  введения в действие измененного  способа учета.

 

     Обратите  внимание: фирма, внесшая изменения  в учетную политику, согласно пункту 21 ПБУ 1/2008 должна раскрыть в пояснительной  записке:

 

     – причину изменения учетной политики;

 

     – содержание внесенного изменения;

 

     – порядок отражения его последствий  в бухгалтерской отчетности;

 

     – суммы корректировок, связанных  с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана  раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

 

     – сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской  отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

 

     Заметьте, приведенный в пункте 21 ПБУ 1/2008 перечень раскрываемых в связи с изменением учетной политики сведений практически  идентичен содержащемуся в пункте 29 IAS 8.

 
 

Важные  моменты учетной  политики

 

     В начале года учреждение пересматривает учетную политику, которой пользовалось в течение предшествующего отчетного  периода, и вносит коррективы. К этому  документу нужно отнестись предельно  внимательно, ведь именно он будет регламентировать деятельность вашего учреждения в течение  всего года. Рассмотрим основные моменты.

 

     Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения  бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей  группировки и итогового обобщения  фактов хозяйственной деятельности.

 

     В связи с реформированием бюджетной  системы в России с 2005 года изменились требования к отчетности, возросла ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность  бюджетной политики.

 

     Данные  изменения послужили началом  принципиально нового подхода к  организации бюджетного учета.

 

     В ранее действовавшей Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных  учреждениях, утвержденной приказом Минфина  России от 30 декабря 1999 г. № 107н, не были установлены положения о формировании учетной политики для бюджетных  учреждений. Такая ситуация обуславливалась  достаточно жестким нормативным  регулированием бухгалтерского учета  в бюджетных учреждениях. В этой инструкции определялись формы первичных  документов и учетных регистров  бюджетного учета, регламентировалась форма бухгалтерского учета, применяемого в бюджетных учреждениях. Она  также включала в себя положения  по бухгалтерскому учету, методические указания и план счетов.

Информация о работе Аудит учетной политики