Автор: Николай Соколов, 10 Октября 2010 в 20:15, реферат
Цель аудита учетной политики заключается в составлении мнения о ее соответствии нормам действующего законодательства и оценке достоверности бухгалтерской отчетности организации исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, а также с учетом следующих допущений:
— имущественной обособленности организации;
— последовательности применения учетной политики;
— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
— последовательность применения учетной политики;
— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
— соблюдение учетной политики.
Понятие
учетной политики для целей налогового
учета приведено в п. 12 ст. 167 НК
РФ. Учетная политика для целей
налогообложения утверждается приказом
(распоряжением руководителя организации)
и применяется с 1 января года, следующего
за годом утверждения ее соответствующим
приказом, распоряжением руководителя
организации. Аудит учетной политики
для целей налогового учета включает
организационно-технический и
В
рамках аудиторской проверки аудитор
должен ответить на ряд вопросов, выяснить
организационно-технические
1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:
главным бухгалтером;
бухгалтерской службой;
структурным подразделением и др.
2.
Как составлены формы
на основе первичных документов бухгалтерского учета;
на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
3.
Какова технология обработки
информации для налогового
ручная;
автоматизированная.
4.
Как составлены формы
на основе первичных документов бухгалтерского учета;
на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
5.
Установлен ли перечень лиц,
имеющих право подписи
6.
Утвержден ли график
В
рамках методологического раздела
проверяется п равильность
Например,
при проверке исчисления налога на
прибыль анализируются
1.
Какой метод начисления
линейный метод;
нелинейный метод;
с применением понижающих коэффициентов;
без применения понижающих коэффициентов.
2. Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.
3.
Определен ли порядок
признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат;
создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС.
4. Какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг выбран:
по себестоимости единицы запасов;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО);
по себестоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).
5.
Отражен ли порядок
6.
Определен ли порядок уплаты
налога и авансовых платежей
по обособленным
среднесписочная численность работников;
сумма расходов на оплату труда.
7. Какой метод признания доходов и расходов используется:
кассовый метод;
метод начисления.
8.
Создается ли резерв под
9.
Создается ли резерв
При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы.
1.
Определена ли дата
2. Каков налоговый период уплаты НДС:
календарный месяц;
квартал.
3.
Определен ли порядок уплаты
налога и авансовых платежей
по обособленным
4. Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений.
5.
Ведется ли в организации
6.
Определен ли порядок
Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика» и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такой документ с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора).
Бухгалтерская учетная политика-2009
Приказом от 6 октября 2008 года № 106н Минфин утвердил новое ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Применять его при определении основных принципов учета операций бухгалтеры должны будут, начиная уже со следующего года.
Для
начала несколько слов о том, кто
уполномочен разрабатывать
Бухгалтерам дали больше свободы. Отныне приложением к учетной политике можно утверждать формы любых первичных учетных документов. Напомним, ранее такая вольность позволялась только в отношении бланков, по которым нет унифицированных форм. Таким образом, все «госкомстатовские» бланки «первички» перешли в разряд рекомендованных. Если фирма сочтет нужным разработать свой бланк, применять его она может, невзирая на наличие типовой формы. Но все это пока остается лишь в теории. Дело в том, что на сегодняшний день не пересмотрен Закон о бухучете (Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Как вы понимаете, федеральный закон имеет приоритет перед приказом финансового ведомства. А значит, согласно действующей редакции статьи 9 этого закона, для оформления хозяйственных операций должна применяться унифицированная «первичка». Что ж, возможно, в ближайшее время парламентарии все же обратят внимание на это противоречие между ПБУ и главным бухгалтерским законом и внесут в последний соответствующие поправки.
Навстречу МСФО
Одним
из важных нововведений стало появление
в российском стандарте прямой отсылки
на МСФО. Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 установлено,
что некоторые вопросы ведения
учета не отражены в российских стандартах,
и предприятие может
Другим
шагом в сторону сближения
с международными стандартами составления
финансовой отчетности стал новый порядок
внесения изменений в учетную
политику. Напомним, ранее при внесении
таких изменений они вступали
в силу с 1 января года, следующего за
годом утверждения обновленной
учетной политики. Теперь по общему
правилу все изменения в
Однако
отыграть учет назад, на начало года, мало.
Все изменения в учетной
Стоит отметить, что из этого правила есть исключение. Так, если отразить изменение учетной политики в отношении прошедших периодов «с достаточной надежностью» нельзя, применять такие изменения в учете можно в отношении операций, произошедших после введения в действие измененного способа учета.
Обратите внимание: фирма, внесшая изменения в учетную политику, согласно пункту 21 ПБУ 1/2008 должна раскрыть в пояснительной записке:
–
причину изменения учетной
– содержание внесенного изменения;
–
порядок отражения его
– суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
–
сумму соответствующей
Заметьте,
приведенный в пункте 21 ПБУ 1/2008 перечень
раскрываемых в связи с изменением
учетной политики сведений практически
идентичен содержащемуся в
Важные моменты учетной политики
В
начале года учреждение пересматривает
учетную политику, которой пользовалось
в течение предшествующего
Под
учетной политикой понимается принятая
организацией совокупность способов ведения
бухгалтерского учета — первичного
наблюдения, стоимостного измерения, текущей
группировки и итогового
В
связи с реформированием
Данные изменения послужили началом принципиально нового подхода к организации бюджетного учета.
В
ранее действовавшей Инструкции
по бухгалтерскому учету в бюджетных
учреждениях, утвержденной приказом Минфина
России от 30 декабря 1999 г. № 107н, не были
установлены положения о