Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 02:11, курсовая работа
Становление рыночных отношений в нашей стране актуализирует проблему оптимизации товарных запасов и рациональное управление ими.
Запасы товаров формируются на макро- и микроуровнях. В организациях торговли любых организационно-правовых форм, в том числе и кооперативных, накопление товаров находится в тесной взаимосвязи от их участия и способности влиять на размер прибыли и конкурентоспособность.
Товарный запас — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.
Отсутствие, равно как и наличие излишних запасов, ведут к нежелательным экономическим последствиям. Размер запасов должен быть экономически выгоден организациям, соответствовать их потребностям, обеспечивать рациональную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………..............3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА (СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ)………………………………………….5
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………......11
2.1 Экономическая характеристика деятельности торговой организации.11
2.2 Анализ поступления товаров…………………………………………...13
2.3 Анализ состояния товарных запасов, их оборачиваемости…………..17
2.4 Планирование товарного обеспечения розничного товарооборота….28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА……………………………….....………………..……….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………….40
Обеспечение ритмичного поступления в организацию оптимальных партий товаров. Достижение необходимой ритмичности поступления товаров в торговую организацию представляет собой оптимизационную задачу, решаемую обеспечением устойчивого ассортимента товаров, запланированных размеров торговых запасов и минимальных текущих затрат на этот процесс. Прежде всего необходимо определить оптимальный размер партий поступления (поставки) товаров в организацию. В исследовании по данной проблеме, как правило, используется формула управления запасами, наиболее известная как формула Уилсона [7,с.339]
где Закопт – оптимальный размер партии, руб.;
Робс – расходы по обслуживанию одной партии товаров, руб.;
Закдог – объём поставки товаров по договору, руб.;
Рх.з – годовые расходы по хранению единицы запаса товара, руб..
По данной формуле обеспечивается минимум совокупных затрат по завозу и хранению товаров.
Чем больше размер партии поставки, тем ниже относительный размер расходов торговой организации по размещению заказа, доставке товаров и их приёмки. Однако пропорционально размеру партии повышается средний размер товарных запасов. Так, если поставить товар один раз в два месяца, то средний размер его запаса составит 30 дней. При вдвое меньшем размере партии товара, поставляемого один раз в месяц, средний размер запаса составит 15 дней и сократятся расходы торговой организации по его хранению.
Крупные торговые организации, характеризующиеся большими объёмами реализации отдельных групп товаров, получаемых от одного поставщика, могут оптимизировать поставки на основе расчёта точки заказа – уровня торгового запаса организации, который необходимо поддерживать, поскольку его снижение способно привести к нарушению деятельности.
Таким образом, планирование и осуществление товарного обеспечения организации основаны на анализе условий и результатов поступления товаров с целью повышения эффективности взаимодействия торговых организаций и поставщиков товаров.
2 ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Экономическая характеристика деятельности торговой организации
В апреле 1959 года был организован Солигорский рабкоп при Старобинском райпотребсоюзе. Практически до 1960 года торговая сеть состояла из 3-х магазинов. В январе 1963 года на базе Старобинского рабкопа организован Солигорский горпищепромторг.
В 1988 году в городе работало 36 магазинов системы горпищепромторга, в том числе по продаже продовольственных товаров – 21 и промышленных товаров - 15 с торговой площадью 18037 м2. Массово внедрялось самообслуживание.
В начале 90-ых годов часть магазинов была сдана в аренду, часть переведена на хозяйственный расчёт.
На 1.01.2010г. в состав УП «Солигорскторг» входит 21 торговое предприятие, из них 13 продовольственных магазинов – с торговой площадью 3765 м2, 4 непродовольственных – с торговой площадью 2495 м2, 3 кафе, 1 мелкооптовый, торговая база, аппарат управления и стройгруппа.
Списочная численность работников – 1158 чел, из них 134 руководителя. Среднесписочная численность работников в 2010 году составила 1024 человек. Удельный вес розничного товарооборота УП «Солигорскторг» в товарообороте официально учтённых предприятий торговли Солигорского района составил 17,1%.
Предметом деятельности предприятия являются: торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Коммунальное торговое унитарное предприятие «Солигорскторг» является юридическим лицом, действует на принципах хозяйственного расчёта, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и ссудный счета.
В соответствии с решение Солигорского районного исполнительного комитета №1946 от 30.09.2008г. «Об утверждении плана приватизации объектов, находящихся в собственности Солигорского района, и плана продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в собственности Солигорского района, на 2008-2010гг.» коллектив работников УП «Солигорскторг» решил, преобразовать предприятие в ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности.
Экономическая работа предполагает тщательное постоянное изучение и систематизацию социально-экономических показателей (табл.2.1) ОАО «Солигорскторг». Эти показатели широко используются в процессе управления, при анализе и планировании.
Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности ОАО «Солигорскторг» 2008 - 2010 года
Наименование показателя | Ед. изм. | За 3 предшествующих периода | Темп роста | |||
2008г. | 2009г | 2010г | 2009г к 2008г,% | 2010г к 2009г,% | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Выручка от реализации продукции, товаров и услуг | млн. руб. | 97349,8 | 105899,4 | 137500,0 | 108,8 | 129,8 |
Объём розничного товааро- оборота |
|
|
|
|
|
|
в фактических ценах отч. периода | млн. руб. | 92736,8 | 101514,5 | 132059,0 | 109,5 | 130,0 |
в сопоставимых ценах | млн. руб. | 81163,7 | 90314,6 | 117752,0 | 111,27 | 128,0 |
Товарные запасы (средн.мес.) | млн. руб. | 7801,2 | 8515,81 | 10364,3 | 109,2 | 121,7 |
Товарные запасы | дн. | 30,6 | 30,6 | 28,9 |
|
|
Товарооборачиваемость | дн. | 30,8 | 30,8 | 29,9 |
|
|
Валовый доход реализации товаров | млн. руб. | 15372,2 | 16951,6 | 20136,0 | 110,3 | 118,8 |
Налоги из валовых доходов | млн. руб. | 411,5 | 287,6 | 385,5 | 69,7 | 134,0 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Расходы на реализацию | млн. руб. | 14446,9 | 16005,5 | 21315,3 | 110,8 | 133,2 |
в % к выручке от реализации продукции | млн. руб. | 14,84 | 15,11 | 15,5 |
|
|
Прибыль от реализации товаров | млн. руб. | 513,8 | 658,6 | 709,3 | 128,2 | 107,8 |
Рентабельность продаж | % | 0,53 | 0,62 | 0,51 |
|
|
Прочая прибыль | млн. руб. | 344,3 | 288,5 | 119,1 | 83,8 | 41,3 |
Налоги и платежи из прибыли | млн. долл. | 571,6 | 662,2 | 650,0 | 115,9 | 98,2 |
Чистая прибыль | млн. долл. | 286,5 | 284,9 | 150,2 | 99,4 | 52,7 |
Среднесписочная численность | чел. | 996 | 994 | 1024 |
|
|
Нагрузка на 1 работника | млн. руб. | 93,1 | 102,1 | 128,9 |
|
|
Коэффициент текущей ликвидности |
| 0,80 | 0,73 | 0,8 |
|
|
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
| 0,43 | 0,48 | 0,45 |
|
|
Инвестиции в основной капитал | млн. руб. | 2152 | 2351 | 1000 |
|
|
Примечание. Источник: собственная разработка.
По результатам данных таблицы в 2008-2010гг. наблюдается рост выручки от реализации. Товарные запасы в 2010 году по сравнению с 2009 годом в днях уменьшились на 1,7 дня, а товарооборачиваемость ускорилась на 0,9 дня. Прибыль от реализации товаров в 2010 году в сравнении с 2009 годом увеличилась на 7,8%.
В целом исходя из таблицы 2.1 можно сделать выводы, что за 2010 год наблюдается увеличение основных показателей, характеризующие деятельность ОАО «Солигорскторг». В соответствии с этим можно также сделать вывод о стабилизации финансового состояния предприятия в целом.
2.2 Анализ поступления товаров
Выполнение плана розничного товарооборота и организация бесперебойной продажи товаров в большой степени зависит от поступления товаров в необходимом количестве и соответствующем ассортименте. Перебои в поступлении товаров, неравномерность их завоза приводит к ухудшению всех количественных и качественных показателей деятельности торговых организаций.
В процессе анализа поступления товаров необходимо установить:
выполнение плана поступления в целом, по товарным группам, источникам поступления;
ритмичность поступления товаров по периодам года;
выполнение договорных обязательств поставщиками;
организация доставки товаров, частоту и своевременность их завоза.
Для проведения анализа поступления товаров используются: статистическая отчётность – форма №3-торг «Отчёт по розничной торговли»; данные оперативного учёта о поступлении, расходе и остатках товаров, о ходе выполнения договоров поставщиками, инвентаризационные описи, план поступления товаров.
Анализ проводится за год, по кварталам, а при необходимости по месяцам и декадам.
Изучение поступления товаров по месяцам и декадам позволяет определить недостатки в завозе товаров, которые сложно выявить по итогам поступления за год. Для этого необходимо рассчитать процент выполнения плана и удельный вес поступления товаров по месяцам и декадам в общем годовом поступлении.
Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления недовыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают темпы увеличения розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принять меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.
Вместе с тем следует учитывать, что не всякое перевыполнение плана поступления товаров является положительным, а лишь такое, которое способствует выполнению и перевыполнению плана продажи товаров и оптимизации товарных запасов. Несоответствие между показателями выполнения плана поступления и продажи товаров возникает в следствие поступления товаров без учёта спроса покупателей, нарушения сроков поставки товаров, неравномерности их завоза, поступления не качественные товаров. Следовательно, необходимо определить влияние поступления товаров на выполнение плана розничного товарооборота.
Взаимосвязь поступления и реализации товаров можно установить по балансовой увязке показателей розничного товарооборот а по следующее формуле [11,с.247]:
где П – поступление товаров, руб.;
Р – реализация товаров, руб.;
В – прочее выбытие, руб.;
3Н, ЗК - товарные запасы на начало и конец периода, руб..
В процессе анализа источников поступления товаров необходимо установить, от каких поставщиков и в каком объёме закупались товары в отчётном и предшествующих годах, какие имеются возможности расширения закупки в будущем.
Анализ источников поступления должен показывать, как выполняются нормативные акты, направленные на пополнение товарных ресурсов за счёт развития отраслей народного хозяйства: заготовительной деятельности, промышленности, общественного питания. Развитие отечественной промышленности предполагает обеспечение темпов роста производства хлебобулочных изделий, консервной, плодоовощной и дикорастущей продукции глубокой заморозки, вина, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и др.
Привлечение товаров из местных источников способствует экономии расходов (на транспортировку) и ускорению их оборачиваемости.
Для анализа и оценки поступления товаров в стоимостном и натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно глубоко изучить товароснабжение. Используя данные о поступлении отдельных товаров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать потоварные средние розничные цены и измерить влияние ценового фактора на размер товарных ресурсов. Средние цены определяют делением розничной стоимости поступивших товаров на их количество. Далее отклонение от плана или в динамике по средней розничной цене товара (товарной группы) умножают на фактическое количество поступившего товара за отчётный период и в результате определяют влияние ценового фактора на розничную стоимость поступивших товаров.