Анализ состояния рынка минеральной воды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Постепенно маркетинг в интересах производителя (от главной сбытовой функции маркетинга) переходит в маркетинг, при котором основополагающее направление деятельности предприятий задает потребитель. [№2, с.109]
Целью данной курсовой работы является исследовать потребителя товара – минеральной воды, выявить маркетинговые проблемы, возникающие на этом рынке и разработать комплекс маркетинга для выбранных сегментов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Характеристика ЗАО «Завод минеральных вод
«Серебряные ключи» и выявление основных маркетинговых проблем……….5
Исследование маркетинговых проблем……………………………………7
Сегментация рынка потребителей…………………………………………7
Разработка концепции товара……………………………………………..14
Выбор целевого сегмента………………………………………………….17
Определение конкурентного преимущества……………………………..20
Расчет емкости и спроса выбранных сегментов рынка………………….26
Анализ факторов макросреды……………………………………………..29
Разработка комплекса маркетинга для ЗАО «Завод минеральных
вод «Серебряные ключи»………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемых литературных источников……………………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисциплине- маркетинг На тему- Анализ состоян.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет»

 

                                     Кафедра «Экономика предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: маркетинг

На тему: Анализ состояния рынка минеральной воды

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: студентка группы 5-21-2у

                                                                   Миржанова М. Ю.

                                                                   Проверила: Лобанова Г. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2008

                                                     Содержание                                                     стр.

 

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Характеристика ЗАО «Завод минеральных вод

«Серебряные ключи» и  выявление основных маркетинговых проблем……….5

  1. Исследование маркетинговых проблем……………………………………7
    1. Сегментация рынка потребителей…………………………………………7
    2. Разработка концепции товара……………………………………………..14
    3. Выбор целевого сегмента………………………………………………….17
    4. Определение конкурентного преимущества……………………………..20
    5. Расчет емкости и спроса выбранных сегментов рынка………………….26
    6. Анализ факторов макросреды……………………………………………..29
  2. Разработка комплекса маркетинга для ЗАО «Завод минеральных

вод «Серебряные ключи»………………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………………34

Список используемых литературных источников……………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Маркетинг, возникнув  в США на рубеже XIX и XX веков как одно из  направлений экономических исследований и управленческой практики, принимает с течением времени все большее и большее значение. Маркетинг в настоящее время выходит за рамки одного из разделов бизнеса, становясь бизнесом сам по  себе.  Маркетинг – это не только набор  инструментов, обеспечивающих успех фирме на рынке, он превратился в  социальную  систему, призванную сопоставить совокупные запросы покупателей тому,  что  предлагают производители. С маркетингом встречаются в повседневной  жизни,  как простые люди, так и профессиональные деятели рынка, для которых маркетинг является одной из  основ их деятельности.  Таким образом,  практически   всем необходимо обладать основными знаниями в области маркетинга. Ведь  все  становятся рыночными агентами, покупая  или  продавая  определенные товары. Поэтому предприятию необходимо знать, что представляет собой рынок, кто  на  нем действует,  как  он  функционирует,  каковы  его  запросы.  Кроме того, внутри предприятия должна постоянно функционировать система по выявлению и исследованию маркетинговых проблем; система по разработке маркетингового комплекса для целевых сегментов, расчет их емкости и спроса. А также предприятие должно осуществлять анализ факторов макросреды, формулировать свои конкурентные преимущества и конкурентные преимущества других участников рынка. Все это необходимо для разработки грамотной и эффективной маркетинговой стратегии. [№2, с.45]

        Маркетинговая деятельность на российских предприятиях сегодня тоже активно развивается. Сегодня пришло время, когда западные основы маркетинга применяются и в России. И на этом рынке определяются свои особенности маркетинга. Надо учитывать и тот факт, что российский потребитель значительно отличается от западного, что определяет всю специфику маркетинговой деятельности.

        Постепенно маркетинг в интересах производителя (от главной сбытовой функции маркетинга) переходит в маркетинг, при котором основополагающее направление  деятельности предприятий задает потребитель. [№2, с.109]

        Целью данной курсовой работы является исследовать потребителя товара – минеральной воды, выявить маркетинговые проблемы, возникающие на этом рынке и разработать комплекс маркетинга для выбранных сегментов.

 

1. Характеристика ЗАО «Завод минеральных вод  «Серебряные ключи» и выявление основных маркетинговых проблем.

ЗАО "Завод минеральных  вод "Серебряные ключи" - крупнейший в Удмуртской Республике производитель  питьевых, минеральных лечебных и  столовых вод, безалкогольных напитков. В условиях постоянно ухудшающейся экологической ситуации предприятие выполняет благородную миссию - поставляет населению чистую природную воду. История Ижевского завода минерально-фруктовых вод берет свое начало с 1949 года, когда в районе железнодорожного вокзала при бурении скважины для хозяйственных нужд был обнаружен источник с минеральной водой, обладающей уникальными лечебными свойствами. Уже через четыре года, в 1953 году, на этом месте начал свою работу Ижевский завод минерально-фруктовых вод.

C момента открытия производства основной продукцией завода являются минеральные воды Ново-Ижевского источника, которые применялись и применяются для лечения и профилактики болезней желудочно-кишечного тракта. С 90-х годов у завода имеется уже 5 скважин минеральной воды. Два источника дают питьевую воду, остальные три - минеральную воду с различным составом солей. Глубина скважин от 90 до 210 метров - это ниже поймы реки, которая уносит все вредные выбросы. Сегодня специалисты говорят, что запасы скважин "Серебряных ключей" защищены. Это значит, что они не иссякнут еще десятки лет.

Ассортимент выпускаемой  продукции насчитывает 7 видов минеральной  и питьевой воды, 14 видов газированных и негазированных безалкогольных напитков. Предприятие занимается разливом вод «Серебряные ключи», «Ошмес», «Серебряное озеро», напитка «Благодатный» в 12 и 19 л. бутыли, В 2006 году выпущена новая питьевая вода "Серебряные ключи" - вода уникальная по своему составу и полезным свойствам. Приобрести ее можно как в упаковке от 0,5 л. до 19 л., так и на разлив в сети фирменных киосков предприятия. [№5]

Основной проблемой  является сезонное колебание спроса на питьевую воду, в том числе  в упаковке по 0,5 л.. Кроме того, в этой отрасли много конкурентов, в том числе ввозящих продукцию их других регионов РФ. Также можно говорить о том, что население меньше осведомлено о свойствах и полезности именно негазированной минеральной воды, чем  газированной.

 При разработке маркетинговой  стратегии одним из основных инструментов является матрица Ансоффа «товар – рынок», которая показывает вероятное расположение существующего и нового продуктов относительно рынков сбыта:

  1. старый товар/старый рынок;
  2. новый товар/старый рынок;
  3. старый товар/новый рынок;
  4. новый товар/новый рынок.

1 – стратегия глубокого  проникновения (снижение цен, активное продвижение и стимулирование продаж);

2 – стратегия разработки  товара (улучшение качества, его  характеристик)

3 – стратегия развития  рынка (поиск новых сегментов,  использование прогрессивных методов  товародвижения);

4 - стратегия диверсификации (поиск и разработка новых товаров и сегментов). [№3, с.217]

       Данное предприятие в своей деятельности использует 2 основные стратегии – стратегию развития рынка и стратегию разработки товара. Применение этих стратегий обуславливается спецификой рынка – рынка минеральной воды. Здесь много возможностей для модификации товара и расширения рынков, выделения новых сегментов. Основная задача при модификации товара - придание ему таких свойств, которые обеспечивали бы стабильную потребность в нем, независимо от времени года. Так же, наряду с этим можно расширять и географические границы рынка - стратегия развития рынка. Прежде чем заниматься разработками, фирме необходимо разбить рынок на сегменты и выделить целевые, чтобы выбрать направления модификации товара.

 

2 Исследование  маркетинговых проблем

2.1 Сегментация рынка потребителей

В  настоящее  время  подавляющее  большинство  фирм  использует тактику целевого  маркетинга.  Целевой  маркетинг  предусматривает разграничение  между сегментами рынка, выбор  из  них  одного или нескольких и разработку товаров и  комплекса  маркетинга  в  расчете  на каждый из отобранных сегментов. Целевой маркетинг  требует  проведения  трех основных мероприятий: сегментирование рынка, выбор целевых сегментов  рынка, позиционирование товара на рынке. [№4, с.105]

Сегментирование  рынка  предполагает  разбивку  рынка   на   четкие   группы

покупателей на  основе  различий  в  нуждах,  характеристиках  и  поведении.

Какого-то   единого   метода   сегментирования    рынка    не    существует. Сегментирование рынка может быть произведено на основе различных  переменных параметров, таких как географические,  демографические,  психографические  и поведенческие. Сегментирование по географическому принципу целесообразно проводить, если потребление товара зависит от нужд и предпочтений потребителей, определяемых географией. (климат, характеристика места проживания – город, село и т.д.)

В данном случае исследуемое  предприятие - завод минеральных вод "Серебряные ключи", находится на территории с умеренным климатом, соответственно и география распространения товара – минеральной воды, тоже в пределах умеренных широт. Таким образом, спрос на воду зависит от сезона. В течение почти полугода и более необходимы меры по поддержанию спроса на нее.

Сегментирование по демографическому принципу заключается  в  разбивке  рынка на группы на основе демографических  переменных  (пол,  возраст, размер семьи и т.д.).  Но в сегментирование включают только те демографические признаки, которые оказывают влияние на уровень потребления  товара, предпочтения. В данном случае, важными для сегментации являются социальные признаки – социальная группа и род (характер) деятельности. Т.е это люди в силу специфики своей деятельности часто бывают в разных местах и порой не бывает времени или возможности утолить жажду другим способом, кроме как купить бутылочку минеральной.

При психографическом сегментировании  покупателей подразделяют на  группы  по признакам     образа   жизни   и характеристик личности. У представителей  одной и той же  демографической группы могут быть совершенно разные психографические профили.

При сегментировании  на основе поведенческих особенностей  покупателей  делят на группы в зависимости  от  их  знаний,  отношений,  характера  пользования товара и реакции на этот товар.

Потребление минеральной  воды зависит от того, как люди проводят свободное время. Чаще всего это  люди совершающие экскурсии, непродолжительные пешие прогулки и т.д. [№2, с.325]

Основные признаки, которые  используются для сегментирования рынка по потребителю, представлены на рис 1.

Основными признаками сегментации  являются место проживания (географический), характер деятельности (студенты, работающие) и размер дохода.

 

 

 

Рис.1 - Сегментирование рынка по потребителю.

Товар: минеральная вода (негазированная, в пластиковой бутылочке  объемом 0,5 л)

Признак:  


1.Географический:                       


Климат 



Место жительства

или пребывания



2. Демографический:


доход на 1 члена 


семьи в месяц



Социальная группа


Характер деятельности




3. Психографические 

и поведенческие.


образ жизни


- Способ проведения


свободного времени


- повод для совершения покупки


 

Сегмент 1. Старшеклассники и студенты, чей характер деятельности (учебы), связан внутренними перемещениями в течение дня; с доходом более 2500 рублей на 1 члена семьи, проживающие в мегаполисах, небольших городах, которые расположены в районах с умеренно – континентальным климатом; следящие за здоровьем и ведущие активный образ жизни, поэтому повод и решение о покупке чаще всего импульсивно («на ходу», по пути куда – либо). Поэтому упаковка 0,5 л является оптимальной чтобы утолить жажду в течение дня, если характер перемещения активный.

Сегмент 2. Работающие люди, проживающие  в мегаполисе, находящемся в районе с умеренно – континентальным климатом; чей характер деятельности связан с разъездами по городу или командировками в другие города (пассажирским транспортом); с доходом более 2500 рублей на 1 члена семьи, следящие за здоровьем и питанием, и в свободное время посещающие спортивные тренировки, обычно не планирующие покупку, т.е. совершающие ее «на ходу», по пути на тренировку.

Сегмент 3. Люди, проживающие в мегаполисе, находящемся в районе с умеренно – континентальным климатом; с доходом более 2500 рублей на 1 члена семьи и занимающиеся профессиональным спортом, как правило, следящие за здоровьем и питанием; активные и планирующие покупку продуктов в соответствии с режимом питания (по определенным видам спорта).

Сегмент 4. Работающие люди, с доходом более 2500 рублей на 1 члена семьи, которые во время отпуска посещают туристические центры в теплое время года. Характер поездок: пешие экскурсии по городу, либо автобусные экскурсии по городу и в пригород. Также это люди, бывающие на морских курортах, любители пляжного отдыха, в том числе и активного, следящие за здоровьем и питанием, совершают покупку импульсивно.

Информация о работе Анализ состояния рынка минеральной воды