Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель данной дипломной работы – исследовать особенности производительность труда филиала «УГОК», и выявить пути по их совершенствованию.
Введение………………………………………………………….…….3
Глава I. Теоретические основы проблемы
производительности труда в организации
1.1. Экономические основы производительности труда….6
1.2. Основные показатели и методы измерения
производительности труда……………………………....9
1.3. Факторы и условия изменения
производительности труда…………………………..…14
1.4. Резервы повышения производительности труда……19
Глава II. Анализ производительности труда СФ ОАО «УГОК»
2.1. Организационно-экономическая
характеристика предприятия……………………….....25
2.2. Оценка финансового состояния предприятия………29
2.3. Оценка производительности труда организации…..43
2.4. Резервы улучшения
производительности труда предприятия……………...58
Заключение……………………………………………………..……64
Список литературы………………………………………….…..……67
Сложившееся положение требует проведения углубленного анализа рентабельности активов и выявления влияния факторов на ее изменение (снижение). Составим детерминированную модель зависимости рентабельности активов от факторов‚ воздействующих на ее изменение.
Условные обозначения показателей‚ входящих в формулы‚ приведены в таблице 13. Составим зависимость рентабельности активов от рентабельности продаж, доли выручки от продаж в доходах, и от удельного веса доходов на 1 руб. активов:
или
Как видим, рентабельность активов от этих факторов – детерминированная, она выражается мультипликативной моделью. При расчете влияния факторов может использоваться либо интегральный метод – факторного анализа, либо метод цепных подстановок с применением абсолютных разниц. Формулы оценки влияния факторов приводятся ниже:
Используя данные таблицы 13, рассчитаем влияние факторов (x; y; z) на изменение рентабельности активов (0,21% - 0,05% = -0,16%):
Итого: - 0,16
Расчеты показывают, что рентабельность активов уменьшилась на 0,16% за счет снижения рентабельности продаж (-0,18%) и возросла за счет увеличения доходов на 1 руб. активов (+0,30%).
Факторный анализ позволяет изыскивать реальные пути роста рентабельности активов, в частности за счет увеличения рентабельности продаж, т.е. снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Анализ и оценку показателей расходов организации проведем по данным таблицы 14.
Динамика показателей расходов СФ ОАО «УГОК»‚ тыс. руб.
Показатели |
Обозначение |
Отчетный год |
Предыду-щий год |
Изменение (+, -) (гр2-гр3) |
Темп роста (гр2/гр3) |
1. Расходы |
Расх |
58273 |
36710 |
+21563 |
158,74 |
2. Доходы |
Дох |
17680 |
30106 |
-12426 |
58,73 |
3. Прибыль (убыток) до налогообложения (п.2 – п.1) |
Р |
-40593 |
-6604 |
+33989 |
614,67 |
4. Выручка от продаж |
N |
33048 |
25198 |
+7850 |
131,15 |
5. Рентабельность расходов, % (п.3/п.1) |
f |
-0,69 |
-0,18 |
-0,51 |
383,33 |
6. Рентабельность продаж, % (п.3/п.4) |
x |
-1,23 |
-0,26 |
-0,97 |
473,08 |
7. Доля выручки от продаж на руб. доходов, коэф. (п.4/п.2) |
y |
1,87 |
0,84 |
+1,03 |
222,62 |
8. Доходы на 1 руб. расходов, коэф. (п.2/п.1) |
z |
0,30 |
0,82 |
-0,52 |
36,59 |
Из таблицы следует, что качественные показатели расходов уменьшились: рентабельность расходов снизилась с –0,18% в предыдущем году до –0,69% в отчетном году. Тем роста расходов (158,74%) больше темпов роста доходов (58,73%); доходы на 1 руб. расходов (z) снизились с 0,82 до 0,30 руб. и составили 36,59% от их значения в предыдущем году.
Отмеченные выше факты неадекватности в расходовании средств относительно полученных доходов подчеркивают необходимость проведения факторного анализа расходов с целью выявления конкретных факторов, оказавших воздействие на изменение обобщающего показателя – рентабельности произведенных расходов (-0,51%).
Составим детерминированную модель зависимости рентабельности расходов от факторов:
или
Расчет влияния факторов можно выполнить методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Тогда:
Выполненные расчеты дают основание утверждать, что на снижение рентабельности расходов на 0,51 пункта в отчетном году по сравнению с предыдущим годом оказали влияние падение темпов роста рентабельности продаж (-0,65%), а также существенное уменьшение доли выручки от продаж на 1 руб. доходов (-1,06%). Это открывает направления поиска неиспользованных возможностей по оптимизации произведенных расходов, не обеспечивающих рост рентабельности продаж.
Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования – прибыль (убыток) от продажи товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую чистой прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее (см. табл. 17 и 18). данные этих аналитических таблиц показывают, что в предыдущем году прибыль от продаж составляла 147,56% от прибыли до налогообложения (9745/6604), а в отчетном году соответственно 33,66% (13664/40593), то есть, прибыль до налогообложения формируется преимущественно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые влияют на изменение ее величины.
Поэтому необходимо проводить анализ изменения прибыли от продаж продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим под воздействием факторов, оказавших либо положительное, либо отрицательное влияние. В связи с постоянным развитием аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», существует информационная база проведения анализа для оценки влияния факторов на изменение (Δ) прибыли от продаж.
Необходимо рассмотреть влияние следующих факторов:
Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение прибыли от продаж по данным формы №2 «Отчета о прибылях и убытках»
и другим учетным данным, тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Обозначение |
Предыду-щий год |
Реализация отчетного года по ценам и зат-ратам предыду-щего года |
Отчетный год |
1 |
Выручка от продажи продукции |
N |
25198 |
29754 |
33048 |
2 |
Себестоимость проданой продукции |
S пер |
34943 |
39894 |
46712 |
3 |
Коммерческие расходы |
КР |
|||
4 |
Управленческие расходы |
УР |
|||
5 |
Прибыль (убыток) от продаж |
PN |
-9745 |
-10140 |
-13664 |
6 |
Темп роста выручки от продаж, рассчитанной в ценах предыдущего года, % (гр.4 п.1 / гр.3 п.1) |
- |
- |
118,08 |
По данным табл. 15 рассчитаем влияние факторов на прирост прибыли от продаж.
Этап I. Расчет прироста прибыли от продаж:
ΔР = (-13664) – (-9745) = -3919 тыс. руб.
Этап II. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:
Тогда темп прироста объема продаж составит 18%.
Этап III. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 18%:
Итак, влияние первого фактора - изменения объема продаж – на прирост прибыли от продаж оценивается как –1754 тыс. руб.
Этап IV. Расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг:
46712 – 39894 = 6818 тыс. руб.
Это означает, что прибыль от продаж уменьшиться на эту сумму в связи с увеличением себестоимости продукции, то есть, ΔР(S) составит –6818 тыс. руб.
Этап V. Расчет влияния на изменение прибыли цен на продукцию. Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего года и отчетного года.
33048 – 39754 = 3294,00 тыс. руб.
Это свидетельствует о том, что по более высоким ценам продавали продукцию и получили в связи с этим прибыль на суму 3294 тыс. руб.
Этап VI. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции на изменение прибыли от продаж:
-10140-(-9745)*1,18 = -10140-(-11499,1) = 1359,10 тыс. руб.
Расчеты показывают, что прибыль от продаж увеличилась на 1359,10 тыс. руб. в связи с изменением структуры продаж. Для проверки правильности выполненных расчетов нужно составить баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом (тыс. руб.):
-3919 = -1754 + (-6818) +3294+1359
Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет двух факторов: роста цен на товары, продукцию, работы, услуги (3294 тыс. руб.) и изменения структуры продаж (1359 тыс. руб.). Остальные факторы (изменение объема продаж и изменение себестоимости проданных товаров) привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму 8579 тыс. руб.(-1761+(-6818)). Обобщим результаты факторного анализа прибыли от продаж в табл.16.
Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продажи продукции
Факторы изменения прибыли от продаж |
Порядок расчета по данным таблицы 3.7 |
Результаты расчета |
Оценка влияния фактора на изменение прибыли от продаж |
Общее изменение (±) прибыли от продаж, в том числе за счет факторов: |
гр.5 п.5 – гр.3 п.5 |
-13664 - (-9745)=-3919 |
х |
1. Изменение объема продаж |
гр.3п.5* |
- 1754 | |
2. Изменение себестоимости |
гр.5 п.2 – гр.4 п.2 |
46712 – 39894 = 6818 |
- 6818 |
3. Изменение коммерческих |
гр.5 п.3 – гр.4 п.3 |
- |
- |
4. Изменение управленческих |
гр.5 п.4 – гр.4 п.4 |
- |
|
5. Изменение цен на проданную продукцию |
гр.5 п.1 – гр.4 п.1 |
33048 – 29754 = 3294 |
3294 |
6. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж |
гр.4 п.5 – гр.3 п.5 * 310 / 100 |
-10140 - (-9745 * 118) / 100 = 1359 |
1359 |
7. Совокупное влияние факторов |
х |
х |
- 3919 |
Факторы образования других видов прибылей зависят в основном от факторов формирования прибыли от продаж и соотношения операционных доходов (+) и расходов (-), внереализационных доходов (+) и расходов (-), налога на прибыль (-), чрезвычайных доходов (+) и расходов (-). Вышеназванные доходы имеют прямопропорциональное влияние на приращение чистой (нераспределенной) прибыли (убытка), расходы – обратнопропорциональное. Это обстоятельство еще раз свидетельствует о прямой зависимости финансовых результатов деятельности предприятия на каждом этапе их формирования от приращения доходов организации и обратной зависимости от увеличения ее расходов. В этих целях группе внутреннего контроля СФ ОАО «УГОК» рекомендуется создать систему оперативного анализа доходов и расходов для поиска путей и возможностей увеличения прибыли и снижения неоправданных расходов.
Следующий этап оценки производительности труда – это анализ количественного и качественного состава кадров.
Обеспеченность предприятия рабочей силой определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью (табл. 17).
Таблица 17
Анализ обеспечения предприятия рабочей силой
Категория работников |
Количество работников, чел. |
Факт 2007 к 2006, % |
Факт 2007 к плану, % | ||
2006 |
2007 | ||||
план |
факт | ||||
Производственные рабочие |
83 |
54 |
84 |
101,2 |
155,5 |
Вспомогательные рабочие |
38 |
55 |
34 |
89,5 |
61,8 |
Руководители |
16 |
22 |
16 |
100,0 |
72,7 |
Специалисты |
26 |
35 |
24 |
96,0 |
68,6 |
Служащие |
2 |
2 |
2 |
100,0 |
100,0 |
Всего работников |
165 |
168 |
160 |
94,5 |
92,9 |