Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа
Данная курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также механизм формирования и распределения.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Изучить сущность прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
Рассмотреть виды прибыли и рентабельности;
Рассмотреть показатели рентабельности;
Определить цели и задачи управления прибылью и рентабельностью предприятия;
Определить методы анализа формирования и распределения чистой прибыли предприятия;
Провести анализ формирования и распределения чистой прибыли на предприятии;
Провести факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия;
Разработать основные направления повышения прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
Анализ формирования и распределения прибыли 32
Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Анализируя
технико-экономические
Среднесписочная численность всего персонала в 2009 году по сравнению с предыдущим годом осталась неизменной.
Выработка 1 работающего увеличилась в 91,7% раза и в отчетном году составила 2708,6 тыс. руб./чел. Фонд заработной платы в отчетном году увеличился всего на 23,5 % и сформировался на уровне 10500 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата одного работника по сравнению с 2008 годом значительно изменилась и колеблется на уровне 22 тыс. руб.
За
анализируемый период изменилась и
среднегодовая стоимость
Себестоимость продукции за год выросла, примерно на 5335 тыс. руб., более низкие темпы роста себестоимости, по сравнению с выручкой реализованной продукции, сказываются на динамике затрат на 1 руб. реализации. Так, затраты на 1 рубль за анализируемый период сократились на 28 копеек.
Обобщающими
показателями оценки эффективности
деятельности являются коэффициенты рентабельности.
Так, показатель рентабельности продаж
в 2009 году составляет 54,5 %. Рост рентабельности
продукции объясняется
2.2
Анализ формирования
и распределения
прибыли
Анализ
формирования, распределения и использования
прибыли проводиться в
Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:
В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.
Чистая прибыль на анализируемом предприятии распределяется в соответствии с Уставом предприятия.
За счет чистой прибыли
Так, на предприятии из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы (рисунок 2.2).
Рисунок
2.2 - Схема распределения чистой прибыли
В
зависимости от степени детализаций
активов и капитала, а также
выбранного показателя прибыли рассчитывается
несколько показателей
Соотношение использования прибыли на накопление и потребление, оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Анализ
использования прибыли
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;
- определение влияния как
- выявление резервов увеличения
суммы прибыли и
- разработка мероприятий по
Общую характеристику прибыльности и доходности проведем на основе формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и представим в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1 - Формирование и динамика прибыли
В тысячах рублей
Наименование показателя | 2008 год | 2009 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка (нетто) от продажи товаров | 56516 | 108344 | 51828 | 191,7 |
Себестоимость проданных товаров | 38345 | 43680 | 5335 | 113,9 |
Валовая прибыль | 18171 | 64664 | 46493 | 355,9 |
Управленческие расходы | 4283 | 5748 | 1465 | 134,2 |
Прибыль от продаж | 13889 | 58916 | 45027 | 424,2 |
Доходы от участия в других организациях | 22 | 1 | -21 | 4,5 |
Прочие доходы | 4027 | 2198 | -1829 | 54,6 |
Окончание таблицы 2.2.1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Прочие расходы | 4415 | 1301 | -3114 | 29,5 |
Прибыль до налогообложения | 13523 | 59813 | 46290 | 442,3 |
Текущий налог на прибыль | 2060 | 14607 | 12547 | 709,1 |
Чистая прибыль | 11458 | 45672 | 34214 | 398,6 |
Из таблицы 2.2.1 видно, что выручка от продажи и себестоимость проданных товаров выросла на 91,7% и 13,9% соответственно, увеличились управленческие расходы на 34,2. Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась в 4,2 раза, чистая прибыль в 3,9 раза.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, расчет представлен в таблице 2.2.2. Они отражают окончательные результаты хозяйствования, их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Таблица 2.2.2 - Коэффициенты рентабельности
Показатели | Годы | Отклонение | ||
2008 | 2009 | абсолютное | в % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Выручка (нетто), тыс. руб. | 56516 | 108344 | 51828 | 191,7 |
2. Прибыль от продаж, тыс. руб. | 13889 | 58916 | 45027 | 424,2 |
3. Чистая прибыль, тыс. руб. | 11458 | 45672 | 34214 | 398,6 |
4. Среднегодовая сумма всех активов, тыс. руб. | 51366 | 166383 | 115017 | 323,9 |
5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости), тыс. руб. | 29835 | 104512 | 74677 | 354,1 |
6. Среднегодовая величина оборотных активов, тыс. руб. | 21516 | 61872 | 40356 | 302,1 |
7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов), тыс. руб. | 20481 | 66072 | 45591 | 322,6 |
8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4 | 0,223 | 0,274 | 0,1 | 122,9 |
Окончание таблицы 2.2.2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5 | 0,384 | 0,437 | 0,1 | 113,8 |
10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6 | 0,533 | 0,738 | 0,2 | 138,5 |
11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7 | 0,559 | 0,691 | 0,1 | 123,6 |
12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1 | 0,246 | 0,544 | 0,3 | 221,1 |
13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1 | 0,203 | 0,422 | 0,2 | 207,9 |
Рентабельность
активов оценивает
Рентабельность продаж показывает долю прибыли от продаж в выручке от продаж, то есть показывает эффективность деятельности предприятия, рентабельность продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность
собственного капитала характеризует
эффективность использования
Предприятие
использует как свои, так и заемные
активы, причем рентабельность активов
выросла на 5,1%. Рентабельность собственного
капитала увеличилась на 113,2%. Рентабельность
продукции увеличилась на 98,7 %. Эффективность
деятельности предприятия возросла
на 29,8%, что показывает коэффициент
рентабельности продаж. Темпы роста
чистой прибыли выше темпов роста
выручки, при этом выручка растет
быстрее себестоимости, что положительно
сказывается на финансовом состоянии
предприятия.
Величина балансовой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии.
Рассмотрим факторы оказавшие воздействие на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчетного года. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции.
Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19%.
Тогда индекс цены будет рассчитан по формуле 2.3.1:
J=100+19/100=1,19
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна (формула 2.3.2):
В=В1/J
где В – выручка от продажи в сопоставимых ценах;
B1 – выручка о продажи продукции в отчетном периоде;