Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа
Данная курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также механизм формирования и распределения.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Изучить сущность прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
Рассмотреть виды прибыли и рентабельности;
Рассмотреть показатели рентабельности;
Определить цели и задачи управления прибылью и рентабельностью предприятия;
Определить методы анализа формирования и распределения чистой прибыли предприятия;
Провести анализ формирования и распределения чистой прибыли на предприятии;
Провести факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия;
Разработать основные направления повышения прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
Анализ формирования и распределения прибыли 32
Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Прибыль - это абсолютный показатель, обладающий поэтому весьма существенным недостатком: показатели прибыли несопоставимы по различным хозяйствующим субъектам. Прибыль в 1000 рублей одновременно может быть прибылью и крупного завода, и мелкой лавки.
Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями - системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.
Рентабельность дословно означает возможность и способность «делать прибыль», т. е. обеспечивать прибыльность.
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [12, 230].
По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.
Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.
Показатели
рентабельности характеризуют финансовые
результаты и эффективность деятельности
предприятия. Они измеряют доходность
предприятия с различных
Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности (формула 1.1):
(1.1)
где П — прибыль организации;
V - показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.
В числителе могут быть представлены:
• прибыль от продажи продукции;
• прибыль до налогообложения;
• прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль);
• чистая прибыль.
Знаменатель может содержать:
• активы (или капитал) организации;
• собственный капитал;
• перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств);
• текущие активы:
• основные производственные фонды;
• производственные фонды (сумма основных производственных и оборотных производственных фондов);
• выручку от реализации продукции;
•
себестоимость проданной
Использование
большого числа состава показателей
и их сочетаний для расчета
рентабельности в практической и
аналитической работе является, с
одной стороны, следствием сложности
финансово-хозяйственной
На практике выделились следующие показатели рентабельности, достаточно полно характеризующие эффективность деятельности организации:
•
рентабельность всего капитала (совокупных
активов) по бухгалтерской прибыли
(прибыли до налогообложения) – отношение
прибыли до налогообложения к
среднегодовой стоимости
• общая рентабельность собственного капитала по бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) – отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости
собственного капитала;
• рентабельность продаж по чистой прибыли – отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции;
• рентабельность продаж по прибыли от реализации – отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции;
• рентабельность собственного капитала по чистой прибыли – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рассмотренные показатели рентабельности при необходимости могут быть рассчитаны также на начало или конец отчетного периода. В таких случаях в знаменателе дроби отражаются показатели баланса соответственно на начало или конец периода [9, 262].
Показатели рентабельности анализируют различными методами.
Методы
факторного анализа показателей
рентабельности предусматривают разложение
исходных формул расчета показателя
по качественным и количественным характеристикам
интенсификации производства и повышения
эффективности хозяйственной
Двухфакторная модель рентабельности продукции, где оценивается влияние:
• объема от реализации;
•
себестоимости реализованной
Трехфакторная модель рентабельности производственных фондов, где оценивается влияние:
• рентабельности продаж;
• фондоемкости производства продукции;
•
оборачиваемости оборотных
Сюда же следует отнести модель рентабельности собственного капитала (чистых активов), где по формуле Дюпона также оценивается влияние трех факторов:
• рентабельности продукции;
• производительности (оборачиваемости) активов;
• коэффициента финансовой активности, равного отношению общего капитала фирмы к ее собственному капиталу.
Пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, где можно оценить влияние:
• фондоемкости производства продукции;
•
оборачиваемости оборотных
• материалоемкости производства продукции;
• зарплатоемкости продукции;
• амортизациоемкости продукции.
В
целом факторные модели рентабельности
раскрывают важнейшие причинно-
1.2
Цели и задачи
управления прибылью
и рентабельностью
предприятия
Высокая
роль прибыли в развитии предприятия
и обеспечении интересов его
собственников и персонала
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Исходя из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач [2, с. 126], направленных на реализацию главной цели управления прибылью:
1.
Обеспечение максимизации
размера формируемой
прибыли, соответствующего
2.
Обеспечение оптимальной
3.
Обеспечение высокого качества
формируемой прибыли. В
процессе формирования прибыли
предприятия должны быть в
первую очередь реализованы
резервы ее роста за
счет операционной деятельности
и реального инвестирования,
обеспечивающих основу
4.
Обеспечение выплаты
5.
Обеспечение формирования
6.
Обеспечение постоянного
7.
Обеспечение эффективности
Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.
Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения.