Анализ прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также механизм формирования и распределения.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Изучить сущность прибыли и рентабельности деятельности предприятия;
Рассмотреть виды прибыли и рентабельности;
Рассмотреть показатели рентабельности;
Определить цели и задачи управления прибылью и рентабельностью предприятия;
Определить методы анализа формирования и распределения чистой прибыли предприятия;
Провести анализ формирования и распределения чистой прибыли на предприятии;
Провести факторный анализ рентабельности собственного капитала предприятия;
Разработать основные направления повышения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность, понятие прибыли и рентабельности деятельности предприятия и их виды 5
1.2 Цели и задачи управления прибылью и рентабельностью
предприятия 13
1.3 Методы анализа формирования и распределения прибыли
предприятия 17
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ 28
Краткая хозяйственная характеристика предприятия 28
Анализ формирования и распределения прибыли 32
Факторный анализ прибыли 37
2.4 Анализ факторов рентабельности предприятия 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 101.08 Кб (Скачать)

     После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли организации. Это очень  важный процесс, который требует  высокой степени подготовки специалистов, занимающихся этими вопросами. Именно тактическое планирование является наиболее используемым планированием  на практике, так как является связующим  звеном между стратегическим и оперативным  планированием. При этом следует  подчеркнуть, что решения, принимаемые  при тактическом планировании менее  субъективны, потому что базируются на полной и объективной информации, а его реализация связана с  меньшим риском.

     Анализ  прибыли производится по отдельным  ее источникам, то есть анализ реализации товаров, анализ внереализационных  доходов и потерь.

     В процессе анализа прибыли торгового  предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели:

     - отклонение фактической прибыли  от плановой, то есть сумму  сверхплановой прибыли или сумму  недополученной прибыли;

     - определить степень выполнения  плана прибыли, как отношение  фактической суммы прибыли к  плановой;

     - определить фактический уровень  рентабельности по отношению  к товарообороту и установить  его отклонение от планового  уровня;

     - изучить показатели рентабельности  и динамики прибыли.

     Затем оценивают причины изменения  показателей. Особенно тщательно исследуется  состав внереализационных доходов  и расходов.

     В заключение анализа прибыли в  предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении  качества обслуживания населения.

     В процессе анализа необходимо изучить  выполнение плана по использованию  источников прибыли, для чего фактические  данные по источникам образования прибыли  сравниваются с данными плана  и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику  прибыли.  

1.3 Методы анализа  формирования и  распределения прибыли  предприятия 

     Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд  специальных систем и методов  анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования.

     В практике управления прибылью в зависимости  от используемых методов различают  следующие основные системы проведения анализа на предприятии [3, с.48]:

     1. Горизонтальный анализ;

     2. Вертикальный анализ;

     3. Сравнительный анализ;

     4. Анализ рисков;

     5. Анализ коэффициентов;

     6. Интегральный анализ;

     7. Факторный анализ.

     Рассмотрим  каждый из анализов подробнее.

     1. Горизонтальный (или трендовый) анализ  прибыли базируется на изучении  динамики отдельных ее показателей  во времени. В процессе использования  этой системы анализа рассчитываются  темпы роста (прироста) отдельных  видов прибыли, определяются общие  тенденции ее изменения (или  тренда). В практике управления  прибылью наибольшее распространение  получили следующие виды горизонтального  (трендового) анализа:

  • Сравнение показателей формирования, распределителями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).
  • Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей третьего квартала отчетного года с аналогичными показателями третьего квартала предшествующего года). Этот вид анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.
  • Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных изучаемых показателей прибыли в динамике. Результаты такого анализа показателей прибыли обычно оформляются графически.

     Все виды горизонтального (трендового) анализа  прибыли, дополняются обычно исследованием  влияния отдельных факторов на изменение  соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого исследования позволяют построить соответствующие  факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных показателей прибыли.

     2. Вертикальный (или структурный) анализ  прибыли базируется на структурном  разложении агрегированных показателей  ее формирования, распределения  и использования. В процессе  применения этой системы анализа  рассчитываются удельные веса  отдельных структурных составляющих  агрегированного показателя прибыли.  В практике управления прибылью  наибольшее распространение получили  следующие виды вертикального  (структурного) анализа:

  • Структурный анализ прибыли (доходов, затрат), сформированной по отдельным сферам деятельности. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса или соотношения сумм прибыли (доходов, затрат) по операционной и другим сферам деятельности.
  • Структурный анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным видам продукции. Степень агрегирования номенклатуры продукции определяется самим предприятием.
  • Структурный анализ отдельных видов налоговых платежей в общей их сумме, уплачиваемой предприятием. Такой анализ используется для формирования или оценки эффективности налоговой политики предприятия.
  • Структурный анализ активов. В процессе этого анализа рассматриваются соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия; состав используемых внеоборотных активов; структура оборотных активов; состав инвестиционного портфеля и другие структурные показатели. Результаты этого анализа позволяют оценить ресурсный потенциал генерирования прибыли предприятием.
  • Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный или коммерческий кредит и т.п.). Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала и других показателей, оказывающих влияние на формирование прибыли предприятия.
  • Структурный анализ распределения или использования полученной прибыли. Такое структурное разложение осуществляется в разрезе направлений распределения прибыли, а по каждому из направлений распределения в разрезе форм конкретного ее использования.

     3. Сравнительный анализ прибыли  базируется на сопоставлении  значений отдельных групп аналогичных  ее показателей между собой.  В процессе использования этой  системы анализа рассчитываются  размеры абсолютных и относительных  отклонений сравниваемых показателей.  В практике управления прибылью  наибольшее распространение получили  следующие виды сравнительного  ее анализа:

  • Сравнительный анализ показателей уровня прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и среднеотраслевых. Такой анализ проводится предприятием с целью оценки своей конкурентной позиции по уровню хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности производственной деятельности. Соответственно объектом такого анализа являются показатели лишь операционной прибыли.
  • Сравнительный анализ показателей прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и предприятий — конкурентов. Целью осуществления такого анализа является определение конкурентной позиции предприятия в рамках конкретного регионального рынка соответствующей продукции и разработка мероприятий по ее повышению.
  • Сравнительный анализ показателей прибыли (доходов, затрат) отдельных центров ответственности (структурных подразделений предприятия). Такой анализ проводится в разрезе различных типов центров ответственности.
  • Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей прибыли (доходов, затрат). В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных) и определяются причины этих отклонений. Такой анализ используется для контроля процесса текущего формирования и использования прибыли и внесения необходимых корректив в направления хозяйственной деятельности предприятия.

     4. Анализ уровня рисков неотделим  от анализа уровня прибыли  по операциям всех сфер деятельности  предприятия — производственной, инвестиционной и финансовой. Это  связано с тем, что, определяя  меру прибыли по хозяйственной  деятельности (отдельным ее операциям)  следует всегда одновременно  определять и меру риска ей  сопутствующего. В связи с этим  система анализа уровня рисков  должна получит широкое использование  в процессе управления прибылью  предприятия.

     Под хозяйственным риском понимается вероятность  возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения суммы прибыли или  доходов, потери вложенного капитала и  т.п.) в ситуации неопределенности условий  осуществления отдельных видов  деятельности предприятия.

  1. Анализ вероятности возникновения риска основывается на использовании следующих групп методов: экономико-статистических; расчетно-аналитических; аналоговых; экспертных. Выбор конкретных методов оценки определяется наличием необходимой информационной базы и уровнем квалификации менеджеров. Учитывая, что вопросы управления рисками, сопутствующими осуществлению операционной. инвестиционной и финансовой деятельности, рассматриваются в соответствующих разделах. в данном разделе мы рассмотрим лишь основные показатели оценки вероятности возникновения рисков, широко используемые в практике управления прибылью. К числу таких показателей относятся: среднеквадратическое (или стандартное) отклонение; коэффициент вариации; бета-коэффициент.

     Среднеквадратическое (стандартное) отклонение является наиболее распространенным показателем оценки вероятности возникновения отдельных  видов рисков. Этот показатель характеризует  меру колеблемости доходов (прибыли) по определенной хозяйственной операции.

     Коэффициент вариации позволяет определить вероятность  возникновения отдельных видов  рисков, сравниваемые показатели среднеквадратического  отклонения отличаются между собой  размерами конкретных и среднего значений доходов (прибыли) по рассматриваемому виду хозяйственных операций.

     Бета-коэффициент (β-коэффициент) позволяет оценивать  вероятность возникновения риска  индивидуальной операции по отношению  к среднему уровню риска соответствующего рынка в целом. Этот показатель используется обычно для оценки рисков инвестирования в отдельные ценные бумаги.

  1. Анализ размера возможных финансовых потерь при реализации риска определяется суммой вложенного капитала в осуществление данной операции, ожидаемой суммой дохода или прибыли по ней. По размеру возможных финансовых потерь выделяют четыре группы хозяйственных операций:
  • Безрисковые хозяйственные операции. В связи с безрисковым характером таких операций возможные финансовые потери по ним не ожидаются. Примером безрисковых хозяйственных операций являются хеджирование (один из видов биржевых операций по предупреждению ценового риска), приобретение государственных краткосрочных облигаций (при низких темпах инфляции) и некоторые другие.
  • хозяйственные операции с допустимым уровнем финансовых потерь. Критерием такого уровня является возможность финансовых потерь по рассматриваемой хозяйственной операции в размере расчетной суммы прибыли.
  • Хозяйственные операции с критическим уровнем финансовых потерь. Критерием такого уровня является возможность финансовых потерь по рассматриваемой хозяйственной операции в размере расчетной суммы дохода. В этом случае предприятия будет исчисляться суммой понесенных издержек по операции.
  • Хозяйственные операции с катастрофическим уровнем финансовых потерь. Критерием такого уровня выступает возможность финансовых потерь по рассматриваемой хозяйственной операции в размере не только понесенных издержек, но и инвестированного в нее капитала. Такие хозяйственные операции при значительном объеме вложенных в них средств в случае неудачного исхода приводят обычно предприятие к банкротству.

     5. Анализ коэффициентов (R-анализ) базируется  на расчете соотношения различных  абсолютных показателей между  собой. В процессе использования  этой системы анализа определяются  различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты  формирования распределения и  использования прибыли предприятия.  В практике управления прибылью  наибольшее распространение получили  следующие системы аналитических  коэффициентов.

  1. Коэффициенты рентабельности. Основной целью расчета и использования этой системы коэффициентов является определение эффективности формирования прибыли предприятия. В процессе такой оценки должен строго соблюдаться принцип соответствия соотносимых показателей при расчете коэффициентов по конкретным видам деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия