Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.
Целью данной работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию. Объектом исследования является механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на примере ЗАО "Протрэйд".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции
1.3 Подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции
2.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика ЗАО «Протрэйд» и выпускаемой продукции
2.2 Анализ основных рынков предприятия и его конкурентов
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
ЗАО «Протрэйд»
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Организация управления конкурентоспособностью на принципах
системного подхода
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 497.00 Кб (Скачать)

Обычно модификация продукта увеличивает  продажи быстрее, чем крупное нововведение, поскольку уже имеет поддержку во мнении потребителя о данной марке товара или его аналоге. Цена предложения модифицированного продукта на этом этапе может незначительно превосходить уровень цен немодифицированного продукта или его конкурентного аналога в соответствии с его уровнем конкурентоспособности. Цена предложения крупного нововведения на первом этапе определяется верхним пределом ценовой ниши аналогичных материалов и только после серьезной рекламной, информационной и сервисной поддержки, выработки у потребителя мнения о высоком уровне качества товара может быть поднята в соответствии с уровнем конкурентоспособности.

Только на этапе роста жизненного цикла товара можно говорить о  погашении издержек производства, маркетинга и получении ощутимой серьезной прибыли.

Как показывает практика, помимо всего  перечисленного выше, на конкурентоспособность  и успешное продвижение на рынок  новых товаров оказывают влияние  такие факторы, как оригинальный дизайн упаковки, тары и этикетки, наличие позиционированных отличительных особенностей, доходчивая и подробная инструкция по применению, удобство работы с новым товаром и т.д.

Завершая тему, хочется напомнить, что в конкурентной борьбе выигрывает лишь тот производитель, который  сумеет своевременно и правильно оценить рынок.

Применение методов оценки конкурентоспособного качества продукции позволяет не только расширить и приспособить предлагаемый ассортимент продукции  к потребительскому спросу высококачественных товаров, но и спланировать успешную деятельность фирмы на рынке товаров завтрашнего дня.

Оценка конкурентоспособности  товара. Конкурентоспособность товара в общем случае определяется, тремя необходимыми элементами:

свойствами данного товара,

свойствами конкурирующих товаров,

особенностями потребителей.

В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

угрозой появления новых конкурентов;

угрозой появления товаров или  услуг - заменителей;

способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

способностью покупателей торговаться;

соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой.

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

Следует отметить, что в подавляющем  большинстве работ, посвященных  конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей - параметров качества (технических) и экономических параметров.

Анализ других подходов к оценке конкурентоспособности товара, основанных на выявлении мнения потребителя, в частности работ по маркетингу, показывает, что и в этом случае такая важнейшая составляющая конкурентоспособности товара как особенности потребителей учитывается недостаточно. В тех редких изданиях, которые посвящены проблеме конкуренции, в лучшем случае говорится лишь о потребителях как об одной из сторон рыночного механизма без изучения такой важнейшей составляющей поведения покупателя как потребительское поведение.

В экономической теории рассматривается  несколько видов конкуренции, при  анализе которых, опять-таки, исследуются  только поставщики товара на рынок  и их поведение, но никак не изучаются  свойства потребителей и влияние  этих свойств на конкуренцию и  конкурентоспособность товаров. Единственный шаг в этом направлении экономисты, занимающиеся изучением конкуренции и конкурентоспособности, сделали, введя понятие дифференциация продукта. Таким образом, учитывается то обстоятельство, что различие в свойствах товара ведет к различной реакции на товар со стороны потребителя. В тех же случаях, когда существует возможность дифференциации, объем сбыта зависит, напротив, от того, насколько удачным является отличие данного товара от других и насколько оно способно заинтересовать особую группу покупателей. Однако дальше самой констатации того факта, что товары с различными (дифференцированными) свойствами могут различным образом конкурировать друг с другом на рынке ученые не идут.

Экономическая практика, однако, уже  давно показала, что потребители на рынке не выступают единым целым - они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами и это свойство необходимо учитывать в теоретических разработках, посвященных конкурентоспособности. Именно это обстоятельство должно учитываться маркетологами ЗАО "Протрэйд" при сегментировании рынка и позиционировании товара. Значит, для того, чтобы определить конкурентоспособность товара, мало просто сравнить его свойства со свойствами конкурентов. Необходимо изучить поведение потребителей и их реакцию на товар.

 

3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия

 

Под условиями, влияющими на качество продукции, понимаются обстоятельства, в которых действуют перечисленные  факторы. К числу условий влияющих на уровень качества продукции, относятся формы организации труда, производственных процессов и другие обстоятельства. Для обеспечения оптимального уровня качества продукции необходимо обеспечить наиболее благоприятное соотношение между факторами и условиями, влияющими на качество.

Все факторы, влияющие на качество продукции, разделяются на объективные и  субъективные. К объективным факторам относят: технический уровень производственной базы, организацию подготовки производства, механизацию и автоматизацию производства и другие.

К группе субъективных факторов относятся: профессиональное мастерство; общеобразовательный уровень; психологический склад человека; личные устремления и заинтересованность в результатах труда.

Качество выпускаемой продукции  по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Требования к качеству устанавливаются  и финансируются в нормативных  и нормативно - технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п.

Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94). С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели качества, петля качества. Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами - это главный признак полнокровной, процветающей экономики.

Сегодня в мире применяются различные  системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

Принцип первый - ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организацию, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй - роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий - вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии, с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый - процессный подход по обеспечению качества на этапах производства, монтажа и технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет.

Пятый принцип - системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей" к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.

В стандартных ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой - постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой - принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

Принцип восьмой - взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Необходимо понимать, что современная  концепция управления качеством  - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.

Созданная в сороковые годы, международная  организация по стандартизации (ИСО) взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.

Тем самым была заложена основа для  приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов. Реализовать эти требования можно было только при условии выполнения основополагающих постулатов, функционирования систем обеспечения качества продукции:

цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;

достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;

основным критерием достижения целей в области качества продукции  является удовлетворение потребностей потребителей;

применение системного подхода  при обеспечении управления качеством  продукции;

непрерывное и систематическое обучения рабочих и служащих;

воспитание у каждого изготовителя продукции уважительного отношения  к потребителю;

постоянная, добросовестная и творческая работа всех сотрудников по повышению, обеспечению, и улучшению качества продукции.

Под влиянием развития технологий производства и потребностей человека роль и значения качества постоянно возрастает. Подъем уровня культуры, и образования с каждым днем делает потребителя всё более разборчивыми и придирчивыми.

Работа по повышению качества, ранее  начинавшаяся с заключающих стадий технологического процесса - контрольных операций, теперь производится на каждой технологической стадии и в настоящее время представляет собой, прежде всего работу по повышению выхода годной продукции являясь неотъемлемой частью производственного процесса.

В обеспечении конкурентоспособности  уже в 80-е годы двадцатого века требования к качеству стали определяющими. Более 80% покупателей приобретая продукцию на мировом рынке, теперь предпочитают цене качество. Опыт показывает: объективно необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-25% совокупных производственных затрат.

С качеством продукции связаны  возможности кредитования, инвестиций, предоставления льгот. Например, в ряде стран Европы действуют законы, по которым один товар вообще не допускается на рынке без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов международной организации по стандартизации - ИСО, другие, не сертифицированные товары, должны продаваться вдвое дешевле.

В настоящее время наиболее передовой опыт в области качества продукции и применении системного подхода в управлении качеством продукции накоплен в разных фирмах промышленно развитых стран. При этом разработаны различные модели систем управления качеством продукции. Наибольший интерес представляют модели Фейгенбаума, Эттингера-Ситтига и Джурана. Каждую систему можно представить графически:

модель Фейгенбаума - это треугольник, с разделенными боковыми сторонами на пять частей горизонтальными линиями, а каждая часть, в свою очередь, подразделяется вертикальными линиями, что образует в общей сложности во всех пяти частях 17 функций (участков), в основу которых практически положен только контроль качества продукции;

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции предприятия