Анализ кадрового потенциала предприятия

Автор: i***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ кадрового потенциала предприятия.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты кадрового потенциала предприятия;
- Изучить показатели оценки кадрового потенциала предприятия
- раскрыть основные аспекты развития кадрового потенциала;
- провести анализ общей характеристики деятельности ОАО «ТАИФ-НК»;
- провести анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;
- провести анализ эффективности использования персонала ОАО «ТАИФ- НК»;
- рассмотреть управление мотивацией и стимулирование персонала в условиях кризиса;
- внести рекомендации по повышению кадрового потенциала на ОАО «ТАИФ-НК»;

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты кадрового потенциала предприятия. 6
1.1 Понятие кадрового потенциала организации и персонал организации, как его основа
1.2 Показатели оценки кадрового потенциала предприятия. 8
1.3 Основные аспекты развития кадрового потенциала 10
1.4 Управление мотивацией и стимулирование персонала 15
2 Анализ кадрового потенциала на примере ОАО «ТАИФ-НК» 21
2.1 Характеристика ОАО «ТАИФ-НК»
2.2 Анализ обеспеченности ОАО «ТАИФ-НК»
трудовыми ресурсами 23
2.3 Основные направления эффективного использования кадрового потенциала на ОАО «ТАИФ-НК» 29
2.4 Пути повышения кадрового потенциала. 33
3. Собственные рекомендации по исследуемой проблеме 40
Заключение 42
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     С наступлением глобального финансового кризиса пришла пора для всех предприятий сократить расходы. Но, не мотивируя и не стимулируя персонал, никакому предприятию не уцелеть и не выбраться из кризиса. И в этих условиях значительно повышается роль нематериальных видов стимулирования работников. На рисунке 1.1 представлены виды нематериальных стимулов.[8] 
 

     

       

     

     

     

     

       

     Рисунок 1.1 – Нематериальные стимулы 

     Моральное стимулирование — самый распространенный и наиболее эффективный вид нематериального  стимулирования. Оно регулирует поведение работников на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания работника и способствующих повышению его престижа.

     В дни кризиса самое время вспомнить  об инструментах морального стимулирования, как наименее затратных для работодателя, но при этом достаточно действенных. Работников необходимо поощрять за достижения в труде, повышение квалификации, самообразование, активное участие в общественной жизни. В данном вопросе необходимо лишь активнее использовать то, что давно придумано и апробировано: грамоты, благодарственные письма, доски почета, присвоение званий, учреждение корпоративных наград, объявление благодарности в приказе — все имеет право на существование. Многие компании данные инструменты использовали и в докризисные времена. Сейчас имеет смысл делать это более активно и регулярно, оптимизируя сообразно требованиям времени номинации и виды поощрений. Видеть достижения своих сотрудников и своевременно поощрять их важно всегда, но в непростые кризисные времена, в условиях нарастающих стрессов и снижения социальной защищенности, моральное стимулирование становится абсолютно необходимым и незаменимым средством.

     Организационное стимулирование призвано регулировать поведение работника на основе повышения чувства его удовлетворенности результатами работы в коллективе, предполагает развитие творческих и соревновательных элементов в его труде, возможность участия в принятии решений, повышает чувство сопричастности каждого работника к общему значимому делу.

     Многие  компании за последние годы создали  и успешно развивали корпоративные  средства массовой информации: корпоративные  газеты, журналы, радио и даже телестудии, интернет-порталы. Кризис и здесь  дал о себе знать: корпоративные  СМИ стали закрываться, прекращали свою деятельность. Между тем их роль в кризисное время необычайно возрастает. Все они могут и должны в нынешних условиях целенаправленно использоваться для оперативного и актуального информирования работников о принимаемых в компании антикризисных мерах, об открывающихся вакансиях, о возможности переобучения, публикации материалов о путях и способах сохранения средств в условиях кризиса, а также должны быть направлены на оказание психологической поддержки, удержания сотрудников от панических настроений. И конечно, корпоративные СМИ — это канал распространения профессионального опыта, средство нематериального стимулирования работников в связи с их достижениями и заслугами.[20]

     Существуют  и другие виды и способы нематериального  стимулирования работников, но представленные выше являются наименее затратными из них. Реализация даже этих мер будет способствовать трудовой мотивации персонала, удержанию в компании ключевых сотрудников и сохранению нормального морально-психологического климата в коллективе, поможет с честью и наименьшими потерями пережить экономический кризис. Как это ни парадоксально, но кризис — не только проверка на зрелость и профессионализм компаний и каждого человека в отдельности, но и новые возможности, открываемые для них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Анализ кадрового потенциала на примере ОАО «ТАИФ-НК» 

             2.1 Характеристика ОАО «ТАИФ-НК» 

     Сегодня Открытое акционерное общество «ТАИФ-НК», объединяющее крупнейший в Татарстане нефтеперерабатывающий завод, производство автомобильных бензинов и завод  по переработке газового конденсата, – ключевое звено нефтегазоперерабатывающего направления деятельности Группы компаний ТАИФ. Общество производит 97% нефтепродуктов республики и является одной из крупнейших компаний региона по обеспечению ресурсами нефтехимических производств Группы ТАИФ, расположенных в Республике Татарстан.

     Основными видами деятельности являются:

     - нефтепереработка, реализация нефтепродуктов  и их производных;

     - строительство и эксплуатация  промышленных производств нефтехимии;

     - другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

     Продукция включает в себя: бензин, керосин, дизельное  топливо, вакуумный газойль, фракции  бутан-бутиленовая, пропан-пропиленовая.

     Стратегической  направленностью развития ОАО «ТАИФ-НК»  является последовательное совершенствование действующих производств Общества и строительство новых установок, позволяющих достичь мирового уровня переработки высокосернистой нефти и максимально обеспечить потребности Республики Татарстан в нефтехимическом сырье и высококачественных моторных топливах, отвечающих требованиям и нормам европейских стандартов.

     Коллектив ОАО «ТАИФ-НК», как один из динамично  развивающих предприятий Республики Татарстан, в 2007 году был отмечен  Благодарственным письмом Министерства экономики и промышленности РТ за стабильный прирост объемов промышленного производства в Республике и реализацию перспективных инвестиционных и инновационных проектов.

     Численность сотрудников ОАО «ТАИФ-НК» на 1 января 2010 года составляет 3083 человек, в том числе:

     - руководители – 370 человек;

     - специалисты – 540 человек;

     - другие служащие – 86 человек;

     - рабочие – 2087 человек.

     Таким образом, Открытое акционерное общество «ТАИФ-НК» представляет собой современный  классический нефтеперерабатывающий  комплекс со всеми основными компонентами и набором технологических объектов [15]. 
 
 
 
 
 

     2.2 Анализ обеспеченности  ОАО «ТАИФ-НК»  трудовыми ресурсами 

     Большинство специалистов в области теории фирмы  считают, что именно персонал, работающий на предприятии, представляет главную ценность, которой оно может обладать.

     От  обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами и эффективности их использования зависят объем  и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие  – объем производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

     Весь  персонал ОАО «ТАИФ-НК» подразделяется на следующие категории: рабочие, служащие, специалисты и руководители

     К промышленно-производственному персоналу (ППП) ОАО «ТАИФ-НК» относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия (изготовление промышленной продукции  и выполнение работ промышленного  характера, организация производства и управлением предприятием и тому подобное).

     К рабочим относятся лица, занятые  непосредственным воздействием на предметы труда, их перемещением и перемещением продукции, уходом за средствами труда  и контролем за их работой, выполнением  операций по контролю качества продукции и другим видам обслуживания производственного процесса.

     Структура персонала меняется по мере роста  технической вооруженности предприятия.  

    Рисунок 2.1 – Структура персонала ОАО  «ТАИФ-НК» 

     Проведем  анализ обеспеченности ОАО «ТАИФ-НК» трудовыми ресурсами.

     Обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами  определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Обеспеченность ОАО «ТАИФ-НК» промышленным персоналом за период представлена в таблице 1.

     Таблица 1 – Численность промышленно-производственного  персонала ОАО «ТАИФ-НК» с 2007-2009 годы, человек

Категория персонала Численность % обеспеченности Численность % обеспеченности Численность % обеспеченности
2007 год 2008 год 2009 год
факт штат факт штат факт штат
Всего в том числе: 2698 2729 98,86 2920 2991 97,63 2941 2987 98,46
- руководители 326 336 97,02 356 375 94,93 357 357 100,00
- специалисты  472 483 97,72 522 547 95,43 530 548 96,72
- служащие 75 70 107,14 76 73 104,11 74 73 101,37
- рабочие 1825 1840 99,18 1966 1996 98,50 1980 1991 99,45
 

     Данные  таблицы 1 показывают, что на ОАО  «ТАИФ-НК» структура персонала  за период с 2007-2009 года изменилась значительно. Основной прирост произошел в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счет категории рабочих на 141 человек, специалистов на 50 человек и руководителей на 30 человек. В 2009 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение численности на 243 человека.

     Численность 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 222 человека, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 21 человек. Небольшое уменьшение численности произошло в 2009 году по сравнению с 2008 годом за счет категории служащих на 2 человека.

     Обеспеченность  персоналом ОАО «ТАИФ-НК» показывает уменьшения по сравнению с планом по всем годам. Практически во всех случаях фактически среднесписочная численность промышленно-производственного персонала оказывается меньше. Исключением является категория служащие.

     Квалификационный  уровень работников во многом зависит от их возраста, образования. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить изменения в составе рабочих по этим признакам (таблица 3). 

     Таблица 3 – Качественный состав трудовых ресурсов ОАО «ТАИФ НК» с 2007-2009 года, человек

Показатель Численность рабочих на конец года Удельный  вес, %
2007 год 2008 год 2009 год 2007 год 2008 год 2009 год
Группа  рабочих
По  возрасту, лет            
до 20 45 32 23 2,47 1,63 1,16
21-30 626 641 605 34,30 32,60 30,56
31-40 399 468 496 21,86 23,81 25,05
41-50 552 572 535 30,25 29,09 27,02
51-60 199 246 304 10,90 12,51 15,35
старше 60 4 7 17 0,22 0,36 0,86
Итого 1825 1966 1980 100 100 100
По  образованию:            
высшее  профессиональное 373 379 383 20,44 19,28 19,34
начальное (общее) 6 6 7 0,33 0,31 0,35
начальное профессиональное 726 782 805 39,78 39,78 40,66
неполное  высшее 1 1 2 0,06 0,05 0,10
основное  общее  15 15 20 0,82 0,76 1,01
среднее (общее) 211 225 209 11,56 11,44 10,56
среднее профессиональное 493 558 554 27,01 28,38 27,98
Итого 1825 1966 1980 100 100 100

Информация о работе Анализ кадрового потенциала предприятия