Анализ деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования. Не следует, однако, воспринимать этот вид анализа как простое "расчленение" объекта и описание составляющих его частей. Любой экономический субъект является сложной системой со множеством взаимосвязей как между его собственными составляющими, так и с внешней средой. Простое выявление и описание этих связей тоже мало что даст для практической деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ структуры и динамики имущества и финансовых результатов организации 5
1.1. Горизонтальный и вертикальный анализ активов организации 5
1.2. Горизонтальный и вертикальный анализ пассивов организации 9
1.3. Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов организации (отчета о прибылях и убытках) 12
Глава 2. Анализ финансового состояния организации 15
2.1. Анализ ликвидности 15
2.2. Анализ платежеспособности и вероятности банкротства 19
2.3. Анализ финансовой устойчивости 26
2.4. Анализ рентабельности 30
2.5. Анализ деловой активности 33
Глава 3. Обобщающая комплексная оценка деятельности организации 37
3.1. Анализ экономического потенциала 37
3.2. Комплексная оценка резервов производства 40
Заключение 47
Список использованной литературы 50

Работа содержит 1 файл

kursovaya_anya.docx

— 382.82 Кб (Скачать)

 

2.4. Анализ рентабельности

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим.

Рентабельность  – показатель, характеризующий размер прибыли, приходящийся на рубль потребляемых ресурсов.

Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как  инструмент инвестиционной политике и  ценообразовании.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

1) рентабельность  продаж;

2) экономическая  рентабельность;

3) рентабельность  активов;

4) рентабельность  капитала.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли. Будем использовать прибыль от продаж (таблица 15).

Таблица 15

Расчет  показателей рентабельности

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Re продаж

4

5

7,5

12

3

5

5,5

8

Экон.Re

3,83

6,28

4,42

9,51

2,98

6,97

4,59

10,01

Re активов

3,06

5,02

3,54

7,60

2,38

5,57

3,67

8,01

Re ВОА

3,52

          6,23  

         5,61  

         13,57  

           2,29  

         6,69  

         4,71  

         10,78  

Re ОА

           2,70  

           4,97  

         4,59  

         11,33  

           2,45  

         6,85  

         5,00  

         11,50  

Re запасов

5,82

10,72

10,18

25,40

6,22

18,29

12,84

28,68

Re CK

           9,57  

         13,96  

         8,50  

         17,28  

           8,51  

       17,42  

         7,66  

         17,26  

Re ЗС

2,54

5,03

5,26

13,72

1,82

5,64

6,07

13,25


 

Графическое представление  показателей рентабельности представлено на рис.2.

Рисунок 2. Показатели рентабельности

Рентабельность  продаж определяется как отношение  прибыли к выручке от реализации, показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Мы видим положительную динамику рентабельности продаж на протяжении всего периода, кроме 5 квартала, рентабельность в этом квартале резко снизилась. Рентабельность  продаж по сравнению с 1 и 8 кварталом увеличилась в 2 раза.

Рентабельность  активов определяется как отношение  прибыли к средней за анализируемой  период стоимости основных и оборотных  активов. Рентабельность активов имеет положительную динамику, кроме 5 квартала, рентабельность в этом квартале резко снизилась.  В период с 1 по 8 квартал она увеличилась с 3,06% до 8,01%.

Рентабельность  собственного капитала определена как  отношение прибыли к величине собственного капитала, показывает эффективность использования собственного капитала. Рентабельность собственного капитала имеет положительную динамику,  в период с 1 по 8 квартал она увеличилась с 9,57% до 17,26%.

Рассчитанные  коэффициенты рентабельности характеризуют  эффективность функционирования организации. Все показатели рентабельности имеют положительную динамику, но их величина остается достаточно низкой. В целом деятельность организации может быть оценена, как нерентабельная. 

2.5. Анализ деловой  активности

В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа  финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком  смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.

Деловая активность предприятия проявляется  в динамичности ее развития, достижении поставленных целей, эффективном использовании  экономического потенциала, расширении рынков сбыта.

Таблица 16

Расчет показателей деловой  активности

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Оборачиваемость

           

активов

0,38

0,55

0,34

0,51

0,39

0,68

0,44

0,70

запасов

1,46

2,14

1,36

2,12

2,07

3,66

2,33

3,59

кратк. ДЗ

1,73

2,74

1,59

2,45

1,85

2,96

2,01

3,13

долг. ДЗ

23,84

34,56

21,04

30,26

35,84

84,59

49,02

86,94

собст.средств

0,95

1,23

0,65

0,94

1,13

1,69

0,74

1,20

Период оборота

           

активов

235,93

162,77

267,31

174,98

228,32

133,00

203,98

129,40

запасов

61,81

41,99

66,29

42,52

43,38

24,60

38,55

25,10

кратк. ДЗ

51,90

32,85

56,67

36,75

48,63

30,46

44,88

28,73

долг. ДЗ

3,77

2,60

4,28

2,97

2,51

1,06

1,84

1,04

собст.средств

94,37

73,25

139,00

96,24

79,91

53,20

122,39

75,05

Фондоотдача

1,20

1,68

1,01

1,51

1,01

1,73

1,12

1,77

Фондоемкость

0,83

0,60

0,99

0,66

0,99

0,58

0,89

0,57

Материалоотдача

0,67

0,99

0,61

0,94

0,82

1,37

0,91

1,44

материалоемкость

1,48

1,01

1,63

1,06

1,23

0,73

1,10

0,70


Показатели оборачиваемости. Анализ платежеспособности исследуемого предприятия показал, что предприятие в течение восьми кварталов является практически платежеспособным. На платежеспособность организации непосредственное влияние оказывают показатели оборачиваемости, т.е. насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Рассмотрим оборачиваемость активов, запасов, краткосрочной дебиторской задолженности, долгосрочной дебиторской задолженности, собственных средств.

Коэффициент оборачиваемости активов характеризует эффективность использования активов с точки зрения объёма продаж. В соответствии с табл.16, самая высокая оборачиваемость активов достигнута в 8 квартале, а самая низкая в 1, при этом период оборота равен 129,4 и 235,92 соответственно.

Коэффициент оборачиваемости запасов. Этот коэффициент показывает, сколько раз в среднем продаются запасы предприятия за некоторый период времени. Самая высокая оборачиваемость запасов зафиксирована в 6 квартале (3,66), низкая – в 3 квартале (1,36). При этом период оборота равен 24,6 и 66,29 соответственно.

Коэффициент оборачиваемости краткосрочной  дебиторской задолженности – это отношение выручки от продаж к средней за период величине дебиторской задолженности.  Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает вынужденное или добровольное расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Самое высокое значение в 8-ом квартале –3,13 при количестве периодов оборотов – 28,73, самое низкое в 3 квартале – 1,59 при 56,67 периодов оборота.

Коэффициент оборачиваемости долгосрочной дебиторской  задолженности. По коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Максимальное значение в 8-ом квартале – 86,94 при количестве оборотов 1,04, минимальное значение в 3 квартале – 21,04 при 4,28 периодов оборота.

Коэффициент оборачиваемости собственных средств. Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он значительно превышает уровень реализации над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают активнее участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, растет также риск кредиторов, в связи с чем компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или общей тенденцией к снижению цен. Напротив, низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой более подходящий источник доходов.

Самый низкий показатель зафиксирован в 3 периоде – 0,65, что говорит о недоиспользовании собственных средств. А самый высокий в 6 квартале – 1,69, в данном случае собственные средства используются в полной мере.

Фондоотдача - показатель эффективности использования основных средств, обратный фондоемкости, рассчитывается как годовой выпуск продукции, деленный на стоимость основных средств, с помощью которых произведена эта продукция.

Наиболее  эффективно используются основные средства во 8-ом квартале – 1,77 соответственно, менее эффективно в 3 и 5 кварталах – 1,01.

Фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции. Фондоемкость продукции используется при определении потребности в основных фондах при разработке перспективных планов, выборе эффективных вариантов технического развития, для изучения экономической эффективности действующего производства.

Наиболее  высокая потребность в основных фондах в 3 и 5 кварталах – 0,99, а самая низкая во 8-ом квартале – 0,57.

Материалоотдача - показатель, обратный материалоемкости, характеризует выпуск продукции на 1 руб. потребленных материальных ресурсов. Самый высокий показатель в 8 квартале – 1,44, а самый низкий в 3 -0,61.

Материалоемкость - расход материалов в расчете на натуральную единицу или на рубль стоимости выпускаемой продукции. Самый высокий расход материалов зафиксирован в 3-ом квартале – 1,63, а самый низкий расход материалов в 8 – 0,7.

 

Глава 3. Обобщающая комплексная оценка деятельности организации

3.1. Анализ экономического  потенциала

Экономический потенциал – совокупная способность предприятия осуществлять экономическую деятельность и обеспечивать развитие производства, а также потребления.

Экономический потенциал характеризует эффективность  деятельности организации. Если показатель экономического потенциала имеет положительную  тенденцию, то можно сделать вывод, что организация эффективно осуществляет свою деятельность.

Условие наращения экономического потенциала заключается в том, что темп роста  прибыли в анализируемом периоде  должен превышать темп роста выручки, а темп роста выручки должен превышать  темп роста себестоимости:

Темп роста  прибыли > Темп роста выручки > Темп роста себестоимости (ТpPr>TpTR>TpCe).

Используя форму  отчетности № 2 «Отчет о прибылях и  убытках», проведем анализ экономического потенциала (таблица 17)

Таблица 17

Анализ  экономического потенциала

Темп изменения

1

2

3

4

5

6

7

8

Чистая прибыль

-

117,04

116,09

176,10

37,66

140,09

102,81

145,89

Выручка

-

103,44

100,40

125,17

92,06

102,87

101,68

105,49

Себестоимость

-

102,36

97,76

119,08

101,48

100,75

101,14

102,70

Выполнение условия ТpPr>TpTR>TpCe

-

да

да

да

нет

да

да

да


Графически условие наращивания экономического потенциала для предприятия отображено на Рис.3.

Рисунок 3. Условия наращивания экономического потенциала

Проанализировав таблицу 17 и рисунок 3, можно сделать вывод, что условие экономического потенциала соблюдается во всех кварталах, кроме 5.

На  рисунке 3 видно, что  темп прибыли  имеет скачкообразный характер. В 5 квартале происходит резкое уменьшение темпа роста чистой прибыли.

  Отрицательным моментом является  практически равная динамика  темпов роста себестоимости и  выручки, на графике эти две  кривые расположены очень близко  друг к другу. 

Рисунок 4. Динамика чистой прибыли, выручки, себестоимости

Если  рассмотреть абсолютное изменение  выручки, себестоимости, прибыли за анализируемый период на рис. 4,  видим, что кривая роста выручки не на много превышает кривую себестоимости. 

Величина  выручки  в абсолютном отношении  увеличивается с 14540 тыс.руб. в 1 квартале до 19200 тыс.руб. в 8 квартале. Наблюдается резкое увеличение в 4 квартале – 18900 тыс. руб.

Величина  себестоимости  в абсолютном отношении  увеличивается с 13958,4  тыс.руб. в 1 квартале до 17664 тыс.руб. в 8 квартале. Наблюдается плавное увеличение себестоимости, лишь только в 4 квартале она растет большими темпами.

Величина  прибыли увеличивается в абсолютном отношении с 1167,85 тыс. руб. в 1 квартале до 2211,23 тыс. руб. в 8 квартале. Прибыль является  недостаточно большой, что может быть связано с высоким показателем себестоимости.  

3.2. Комплексная  оценка резервов производства

Одно  из важнейших направлений экономического анализа — выявление существующих в организации хозяйственных резервов и оценка возможности их использования.

Ограниченность  ресурсов диктует необходимость  поиска дополнительных источников для расширения доли организации на рынке и удовлетворения возрастающих потребностей в товарах производственного и бытового назначения. В условиях ограниченности ресурсов дополнительным источником служат выявление и вовлечение резервов на этапе оживления и экономического роста. Под резервами понимаются неиспользованные возможности снижения удельного (т.е. приходящегося на единицу выпуска и реализации продукции) расхода материальных ресурсов, труда, капитальных затрат.

Поиск резервов необходим для увеличения объема выпуска и реализации продукции, достижения уровня рентабельности, необходимого для сохранения конкурентных позиций и повышения стоимости бизнеса. Для поиска и оценки резервов требуется количественное измерение возможного увеличения выпуска в результате повышения эффективности использования ресурсов, их оптимального сочетания и увеличения доли организации на рынке.

Информация о работе Анализ деятельности