Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования – оценка системы адаптации персонала в условиях организационных изменений.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- определить сущность и цели адаптации;
- определить составляющие системы управления адаптации работника на предприятии;
- изучение особенностей управления адаптацией персоналом;
Объект исследования – персонал организации
Введение ……………………………………………………………………………………..3
I Глава Теоретические основы управления адаптацией персонала…………………5
1.1 Понятие и сущность адаптации…………………………………………………………5
1.2 Особенности управления адаптацией………………………………………………….10
1.3 Классификация адаптации. Этапы адаптации…………………………………………12
1.4 Проблемы адаптации…………………………………………………………………….20
II Глава Анализ системы управления адаптацией персонала ……………………….25
2.1. Цели и задачи системы управления адаптацией………………………………………25
2.2.Направление деятельности и организационные решения процесса адаптации персонала……………………………………………………………………………………...29
III Глава Адаптация персонала в организации ………………………………………..33
3.1. Описание организации ………………………………………………………………….33
3.2. Применение метода шкалирования в оценке существующей системы адаптации персонала в организации …………………………………………………………………….35
3.3. Практические выводы по системе существующей системы адаптации персонала в организации…………………………………………………………………………………...40
Заключение…………………………………………………………………………..……......43
Список использованной литературы ………………
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях»
Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции
Многие руководители недостаточно много времени уделяют процессу адаптации персонала, считая, что есть инструкции, есть регламенты - чего же ещё нужно? Пусть новичок берёт их, изучает, а что ему непонятно - пусть спрашивает. И сразу же напрашивается вопрос: « А для чего вообще нужна адаптация новых сотрудников?» Чтобы ответить на него, необходимо для начала рассмотреть цели и задачи системы управления адаптацией.
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, являются:
Так же следует сказать, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
1) структурного
закрепления функций
2) организации технологии процесса адаптации;
3) организации
информационного обеспечения
Прежде всего, она необходима для того, чтобы сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей.
Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При использовании грамотно разработанной системы адаптации человек, недавно пришедший в компанию, чувствует себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу в работе.
2.2 Направление деятельности и организационные решения процесса адаптации персонала
Непосредственно процесс адаптации значительно облегчается участием в нем руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем— смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.
Со всеми этими выводами сложно не согласиться, так как в современных
российских условиях, когда большая часть организаций не может себе позволить не то что организовать отдельное подразделение, выполняющее исключительно функции адаптации персонала, а даже нормально функционирующий кадровый отдел, который бы состоял из квалифицированных сотрудников, в этих условиях на плечи непосредственных руководителей ложиться гораздо больше функций.
Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных функций в руках руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации, и что ему, подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным.
Социально-психологической адаптации руководителей также уделено много внимания у Веснина. Он, в частности, пишет, что эта адаптация сложна «прежде всего из-за несоответствия уровня их и новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований, и руководитель в сущности окажется в положении генерала без войска; в противном случае коллектив будет «стадом без пастуха». Процесс вхождения осложняется в том случае, если прежний начальник остается начальником более высокого уровня.
В учебнике же у Кибанова представлена, по сути, идеализированная схема распределения функций по адаптации персонала между подразделениями. Но ее необходимо изучать и пытаться к ней максимально приблизиться.
Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.
Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно
выполнять следующие функции:
мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей
переструктуризации кадрового потенциала;
работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей
профориентации;
закреплением
ротаций и
формирование
стабильного трудового
организатора;
В обязанности профконсультанта входят:
1. Профессиональная консультация для работников предприятия.
2. Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии.
3. Участие в найме и отборе персонала.
4.Организация
(совместно с администрацией
5. Налаживание связей с ПТУ.
6. Организация
оборудования кабинета
7. Оказание
помощи ПТУ и школам по
профориентации.
8. Организация разработки профессиограмм.
9. Организация
тематических вечеров для
10. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих,
руководителей, специалистов управления предприятия.
11. Организация в школах выставок литературы о выборе профессии.
12. Проведение
группового обследования
школьников.
13. Организация
лектория для родителей
14. Проведение в организации дня открытых дверей.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
3. Организация экскурсии по рабочим местам.
4. Разъяснение
условий работы, ознакомление с
функциями (совместно с
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
6. Введение
в коллектив, представление
руководителем).
III Глава Адаптация персонала в организации
3.1 Оисание организации
Для исследования и совершенствования организационной системы в первую очередь необходимо иметь ее описание или. другими словами, ее модель. Описание сложных систем удобно проводить до частям. При описании организационных систем можно выделить три составляющие модели:
Начнем по порядку-с определения структуры организационной системы.
В самом общем смысле применительно к системе вообще в понятии «структура системы» фиксируются относительно инвариантные и статические, связанные co строением и способом взаимодействия частей, закономерности. Таким образом, общее определение структуры сие темы не задает конкретного набора закономерностей, определяющих структуру, а лишь указывает, какими эти закономерности должны быть - это относительно и инвариантные и статические составляющие описания системы.
Как нетрудно видеть, определение понятия «структура системы» применительно к тому или иному типу допускает определенный произвол. На практике это приводит к тому, что отнесение тех иных частей описания системы к структуре во многом определяется целями исследования. Это обстоятельство, видимо, и объясняет наличие целого ряда определений структур для различных типов систем и организационных систем, в частности.
Так, под структурой автоматизированной системы управления в понимается «множество узлов системы и связей между ними, распределение задач, возлагаемых на технические средства АСУ, по уровням и узлам системы и выбор комплекса технических средств, обеспечивающих их своевременное решение». Под структурой производственной системы понимается «устойчивое пространственно-временное распределение хозяйственных решений и обеспечивающих их реализацию ресурсов c соответствующими взаимосвязями. Наиболее общепринятым является, по-видимому, представление структуры в виде структурной схемы: каждый структурный блок на такой схеме соответствует какому-либо подразделению либо должности в организации; линии, соединяющие блоки, служат для обозначения административного или функционального подчинения и связей элементов. В более широком смысле термином «структура организационной системы» обозначают всю совокупность правил и предписании, регламентирующих деятельность членов организации.