Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:41, статья
Цель настоящей статьи - помочь баянистам (аккордеонистам) в овладении основными исполнительскими приемами и штрихами как средством художественной выразительности. Автором дана классификация упомянутых приемов и штрихов на баяне, охарактеризована техника их воплощения, основанная на сознательном представлении и распределении функций каждого движения.
При изучении штрихов каждый из них необходимо расчленить на составные динамические элементы, уделяя особое внимание одной из сторон, участвующих в звукоизвлечении - меху или пальцу, - и добиваясь естественной, без напряжения, работы мышц. Такой детальный разбор и освоение отдельных движений позволяют досконально изучить процесс возникновения того или иного звучания и, при необходимости, сосредоточить внимание на дополнительном тренинге одного из упомянутых элементов.
Следующая стадия - одновременное воссоздание всех составных частей штриха. Достигнув необходимого качества звучания, рекомендуется постепенно автоматизировать соответствующие движения за счет переключения внимания (с двигательной сферы на слуховую).
Оптимальный
результат достигается
Добившись
автоматизма естественного
С целью скорейшего овладения исполнительскими приемами и штрихами рекомендуется:
1. Ясно представлять
звуковую специфику
2. Качественно
выполнять штриховые указания
и сохранять штриховое
3. Учитывать
зависимость выбираемого
4. Гибко
соотносить изменения в
5. Точно
соразмерять и оперативно
Группа залигованных штрихов
Установив последовательность: от максимально плавного перехода одного звука в другой до предельно интенсивного акцентирования при связном соединении, - кратко охарактеризуем основные штрихи данной группы (с учётом возможного многообразия штриховых "оттенков" в зависимости от характера, стиля исполняемого произведения, индивидуальности музыканта, его манеры игры и качества инструмента).
1. Легато (связно). Условием легато является непрерывность звукового соединения, при которой появление нового звука должно быть как можно более незаметным - "вытекающим" из предыдущего звука. Обозначается данный штрих лигой и ремаркой legato.
На баяне штрих легато исполняется следующим образом: атака звука - мягкая (допустимы оба её варианта), основная часть - выдержанная (громкостно-динамическое развитие в данный момент не учитывается), соединение (основа характеристики штриха, его определяющий технический прием, сочетающий в себе приемы снятия и атаки) осуществляется за счет координации действий - освобождения одной и нажатия другой клавиши, при чутком реагировании меха, проистекающем из характера интонирования. В момент, предшествующий полному освобождению первой клавиши, нажимается вторая. Благодаря точному соотношению этих движений в меховой камере на протяжении перехода поддерживается постоянное давление воздуха.
Схема
исполнения легато
Штрих легато применяется при исполнении певучих, протяжных мелодий. Обозначается общей лигой над или под нотами:
Аналогичным образом используется данный штрих в пьесах "Жаворонок" М. Глинки, в обработке русской народной песни "У зари-то, у зореньки" и т. д.
2. Легато-портато (меховое) представляет собой подчеркнутое мехом связное соединение звуков. В момент нажима клавиши осуществляется подача воздуха, которая, в зависимости от громкостной динамики и характера музыки, может быть как незначительной, так и довольно весомой. Степень подчеркивания зависит и от уровня предварительного давления в меховой камере, и от масштабов упомянутой подачи, "суммируя" предыдущее и последующее движения меха. Обозначается черточками под (над) нотами и общей лигой:
3. Легато-портато (пальцевое) - соединение звуков, подчеркнутое ударами пальцев. Движение меха связано с поддержанием давления в меховой камере, так как последнее в момент открытия очередного клапана начинает падать. Этот штрих характеризуется тем, что звуки, связанные лигой, подчеркиваются пальцевыми ударами в момент атаки. В зависимости от силы удара (определяемой с учётом высоты и скорости падения пальца), можно выделить остропальцевое портато и мягкое пальцевое портато.
Пальцевое
портато является основным штрихом
при сполнении быстрых
4. Легато маркато - подчеркнутое соединение звуков толчком меха и ударом пальца. Этот штрих является комбинацией пальцевого и мехового портато.
Легато маркато обозначается акцентом под лигой:
Группа прерывистых штрихов
Отличительная черта этой группы - некоторое сокращение длительности звука (до 25%), вследствие чего при исполнении достигается не связное, но и не слишком отрывистое звучание. Благодаря возникающим паузам между звуками (в отличие от залигованных) прерывистые штрихи характеризуются возможностью более разнообразного использования приемов атаки и снятия звука. В зависимости от темпа и громкостной динамики, мех по-разному участвует в процессе звукоизвлечения названных штрихов. В отдельных случаях, при медленном или умеренном темпе, движения меха приобретают самостоятельное значение, но с ускорением темпа, как правило, ограничиваются общефразировочной, соединительной функцией.
В основу классификации этой группы штрихов полагается характер воздействия меха - на группу нот или на каждую ноту в отдельности.
I. Группа прерывистых штрихов с общим движением меха
1. Твердое
пальцевое нон легато. Важнейшие характеристики:
атака - твердая;
основная часть - согласно громкостно-динамическому
"рельефу" произведения;
снятие-освобождение.
Обозначается твердое пальцевое нон легато точками под (над) нотами и общей лигой:
Этот штрих
применяется также при
2. Жёсткое
пальцевое нон легато. Важнейшие характеристики:
атака - жёсткая;
основная часть - согласно громкостной
динамике произведения;
снятие-отдергивание.
В подвижном
темпе снятие-освобождение данного
штриха будет противоречить характеру
звука и физиологическим
Обозначается жёсткое пальцевое нон легато посредством комбинации точек и клинышков у соответствующих нот, а также общей лиги:
II. Группа прерывистых штрихов с воздействием меха на каждую ноту
1. Мягкое
нон легато. Важнейшие характеристики:
атака - мягкая;
основная часть - выдержанная;
снятие - синхронное мягкое.
Обозначается черточками над или под нотами:
2. Твердое
меховое нон легато. Важнейшие характеристики:
атака - твердая;
основная часть - ослабление громкостной
динамики;
снятие - синхронное.
Обозначается перевернутыми "галочками" над нотами:
3. Акцентированное
нон легато. Важнейшие характеристики:
атака - жесткая;
основная часть - выдержанная по громкостной
динамике;
снятие - синхронное.
Обозначается акцентами под или над нотами:
Разновидностью акцентированного нон легато является нон легато сфорцандо. Основной части этого штриха присуще быстрое затухание. Обозначается знаком сфорцандо.
Группа отрывистых штрихов
В отличие от прерывистых штрихов, эта группа характеризуется значительным сокращением длительности звука (не менее чем вдвое); при этом достигается отрывистое звучание.
Отрывистые штрихи, как и прерывистые, подразделяются на пальцевые (кистевые), в которых мех распределяется на несколько нот, выполняя соединительную функцию, и меховые - в них движения меха реагируют на каждую ноту.
1. Мягкое
пальцевое стаккато. Важнейшие характеристики:
атака - твердая;
основная часть - выдержанная;
снятие-отдергивание (здесь благодаря
возрастанию паузы между звуками отсутствует
"противоречие" между нажимом и отдергиванием).
Обозначается точками под (над) нотами:
2. Активное
стаккато. Важнейшие характеристики:
атака - жесткая;
основная часть - выдержанная;
снятие-отдергивание.
Обозначается точками и клинышками под (над) нотами:
3. Твердое
стаккато. Важнейшие характеристики:
атака - твердая;
основная часть - ослабление громкостной
динамики;
снятие - синхронное, резкое.
Обозначается точками и перевернутыми "галочками" под (над) нотами:
4. Акцентированное
стаккато. Важнейшие характеристики:
атака - жесткая;
основная часть - ослабление громкостной
динамики;
снятие - синхронное, резкое.
Обозначается точками и акцентами под (над) нотами:
5. Стаккатиссимо.
Важнейшие характеристики:
атака - жесткая;
основная часть связана только со слуховой
фиксацией звуковысотных параметров;
снятие-отдергивание.
Особой эффектностью отличается исполнение указанного штриха на отдаче меха.
Специфическая особенность стаккатиссимо - сокращение длительности звука более чем наполовину (обычно на 75%).
Характерные и специфические приемы игры на баяне
Характерными называются технические приемы, которые не входят в число основных штрихов, но оказывают существенное воздействие на звуковую палитру баяна. Характерные приемы, по происхождению связанные с другими инструментами, на баяне приобретают специфическое для него звучание.
Одним из характерных приемов игры на баяне является вибрато, которому в последнее время придаётся все большее значение. На баяне вибрато - исполнительский прием, обусловленный периодическими незначительными изменениями силы и окраски звука в пределах, не нарушающих его основных параметров. Вибрато характеризуется частотой, размахом и формой. Частота вибрато определяется числом упомянутых изменений силы и окраски звука в секунду, размах - амплитудой колебаний, форма - изменением звуковых характеристик во времени.