Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:41, статья

Описание работы

Цель настоящей статьи - помочь баянистам (аккордеонистам) в овладении основными исполнительскими приемами и штрихами как средством художественной выразительности. Автором дана классификация упомянутых приемов и штрихов на баяне, охарактеризована техника их воплощения, основанная на сознательном представлении и распределении функций каждого движения.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

При изучении штрихов каждый из них необходимо расчленить на составные динамические элементы, уделяя особое внимание одной  из сторон, участвующих в звукоизвлечении - меху или пальцу, - и добиваясь естественной, без напряжения, работы мышц. Такой детальный разбор и освоение отдельных движений позволяют досконально изучить процесс возникновения того или иного звучания и, при необходимости, сосредоточить внимание на дополнительном тренинге одного из упомянутых элементов.

Следующая стадия - одновременное воссоздание  всех составных частей штриха. Достигнув  необходимого качества звучания, рекомендуется  постепенно автоматизировать соответствующие  движения за счет переключения внимания (с двигательной сферы на слуховую).

Оптимальный результат достигается исполнителем, когда представляемый внутренним слухом характер звучания, при помощи автоматизированного  действия, находит реальное воплощение в звучании инструмента. При этом контролю двигательной сферы отводится периферийная роль, а слуховое внимание приближается к максимальной концентрации.

Добившись автоматизма естественного действия при звуковом воссоздании того или  иного штриха, следует переходить к использованию полученных навыков в художественном репертуаре. Здесь процесс работы над штрихами приобретает как бы обратную направленность. Звуковое представление требует адекватного "отклика" инструмента, а значит, и соответствующих движений, иначе говоря - точного алгоритма "движение - звук - штрих". Баянист, владеющий основными типами штриховой техники, должен стремиться к дифференцированному восприятию и отбору градаций звучания исходя из характера произведения, его образно-эмоциональной палитры.

С целью  скорейшего овладения исполнительскими приемами и штрихами рекомендуется:

1. Ясно представлять  звуковую специфику определённого  штриха и его инструментальное  воплощение.

2. Качественно  выполнять штриховые указания  и сохранять штриховое единство  там, где это предписывается  логикой художественного развития.

3. Учитывать  зависимость выбираемого штриха  от темпа и, соответственно, - темпа  от характера произведения.

4. Гибко  соотносить изменения в звучании  штриха с темповыми изменениями.  Разучивая произведение в медленном  темпе, следует представлять его настоящий "скоростной режим" и, согласно этому представлению, формировать звукодвигательную основу исполняемых штрихов.

5. Точно  соразмерять и оперативно осуществлять  штриховые коррективы, обусловленные  громкостной динамикой произведения.

Группа залигованных штрихов

Установив последовательность: от максимально  плавного перехода одного звука в  другой до предельно интенсивного акцентирования при связном соединении, - кратко охарактеризуем основные штрихи данной группы (с учётом возможного многообразия штриховых "оттенков" в зависимости от характера, стиля исполняемого произведения, индивидуальности музыканта, его манеры игры и качества инструмента).

1. Легато (связно). Условием легато является непрерывность звукового соединения, при которой появление нового звука должно быть как можно более незаметным - "вытекающим" из предыдущего звука. Обозначается данный штрих лигой и ремаркой legato.

На баяне  штрих легато исполняется следующим  образом: атака звука - мягкая (допустимы  оба её варианта), основная часть - выдержанная (громкостно-динамическое развитие в данный момент не учитывается), соединение (основа характеристики штриха, его определяющий технический прием, сочетающий в себе приемы снятия и атаки) осуществляется за счет координации действий - освобождения одной и нажатия другой клавиши, при чутком реагировании меха, проистекающем из характера интонирования. В момент, предшествующий полному освобождению первой клавиши, нажимается вторая. Благодаря точному соотношению этих движений в меховой камере на протяжении перехода поддерживается постоянное давление воздуха.

Схема исполнения легато 

Штрих легато применяется при исполнении певучих, протяжных мелодий. Обозначается общей лигой над или под нотами:

Аналогичным образом используется данный штрих  в пьесах "Жаворонок" М. Глинки, в обработке русской народной песни "У зари-то, у зореньки" и т. д.

2. Легато-портато (меховое) представляет собой подчеркнутое мехом связное соединение звуков. В момент нажима клавиши осуществляется подача воздуха, которая, в зависимости от громкостной динамики и характера музыки, может быть как незначительной, так и довольно весомой. Степень подчеркивания зависит и от уровня предварительного давления в меховой камере, и от масштабов упомянутой подачи, "суммируя" предыдущее и последующее движения меха. Обозначается черточками под (над) нотами и общей лигой:

3. Легато-портато (пальцевое) - соединение звуков, подчеркнутое ударами пальцев. Движение меха связано с поддержанием давления в меховой камере, так как последнее в момент открытия очередного клапана начинает падать. Этот штрих характеризуется тем, что звуки, связанные лигой, подчеркиваются пальцевыми ударами в момент атаки. В зависимости от силы удара (определяемой с учётом высоты и скорости падения пальца), можно выделить остропальцевое портато и мягкое пальцевое портато.

Пальцевое портато является основным штрихом  при сполнении быстрых залигованных (одноголосных или двухголосных) построений, подчеркивающим характер танцевальных мелодий, орнаментальных вариаций и т.п. Обозначается клинышками под или над нотами в сочетании с общей лигой:

4. Легато маркато - подчеркнутое соединение звуков толчком меха и ударом пальца. Этот штрих является комбинацией пальцевого и мехового портато.

Легато маркато  обозначается акцентом под лигой:

Группа прерывистых штрихов

Отличительная черта этой группы - некоторое сокращение длительности звука (до 25%), вследствие чего при исполнении достигается не связное, но и не слишком отрывистое звучание. Благодаря возникающим паузам между звуками (в отличие от залигованных) прерывистые штрихи характеризуются возможностью более разнообразного использования приемов атаки и снятия звука. В зависимости от темпа и громкостной динамики, мех по-разному участвует в процессе звукоизвлечения названных штрихов. В отдельных случаях, при медленном или умеренном темпе, движения меха приобретают самостоятельное значение, но с ускорением темпа, как правило, ограничиваются общефразировочной, соединительной функцией.

В основу классификации  этой группы штрихов полагается характер воздействия меха - на группу нот  или на каждую ноту в отдельности.

I. Группа прерывистых штрихов с общим движением меха

1. Твердое пальцевое нон легато. Важнейшие характеристики:  
атака - твердая;  
основная часть - согласно громкостно-динамическому "рельефу" произведения;  
снятие-освобождение.

Обозначается твердое пальцевое нон легато точками под (над) нотами и общей лигой:

Этот штрих  применяется также при исполнении протяжных мелодий, которые невозможно сыграть легато из-за специфических особенностей фактуры.

2. Жёсткое пальцевое нон легато. Важнейшие характеристики:  
атака - жёсткая;  
основная часть - согласно громкостной динамике произведения;  
снятие-отдергивание.

В подвижном  темпе снятие-освобождение данного  штриха будет противоречить характеру  звука и физиологическим особенностям движения пальцев. При быстром ударе  пальца, в качестве противовеса этому  движению, требуется снятие-отдергивание.

Обозначается  жёсткое пальцевое нон легато посредством комбинации точек и  клинышков у соответствующих  нот, а также общей лиги:

II. Группа прерывистых штрихов с воздействием меха на каждую ноту

1. Мягкое нон легато. Важнейшие характеристики:  
атака - мягкая;  
основная часть - выдержанная;  
снятие - синхронное мягкое.

Обозначается  черточками над или под нотами:

2. Твердое меховое нон легато. Важнейшие характеристики:  
атака - твердая;  
основная часть - ослабление громкостной динамики;  
снятие - синхронное.

Обозначается  перевернутыми "галочками" над  нотами:

3. Акцентированное нон легато. Важнейшие характеристики:  
атака - жесткая;  
основная часть - выдержанная по громкостной динамике;  
снятие - синхронное.

Обозначается акцентами под или над нотами:

Разновидностью  акцентированного нон легато является нон легато сфорцандо. Основной части  этого штриха присуще быстрое  затухание. Обозначается знаком сфорцандо.

Группа отрывистых штрихов

В отличие  от прерывистых штрихов, эта группа характеризуется значительным сокращением  длительности звука (не менее чем  вдвое); при этом достигается отрывистое звучание.

Отрывистые  штрихи, как и прерывистые, подразделяются на пальцевые (кистевые), в которых мех распределяется на несколько нот, выполняя соединительную функцию, и меховые - в них движения меха реагируют на каждую ноту.

1. Мягкое пальцевое стаккато. Важнейшие характеристики:  
атака - твердая;  
основная часть - выдержанная;  
снятие-отдергивание (здесь благодаря возрастанию паузы между звуками отсутствует "противоречие" между нажимом и отдергиванием).

Обозначается  точками под (над) нотами:

2. Активное стаккато. Важнейшие характеристики:  
атака - жесткая;  
основная часть - выдержанная;  
снятие-отдергивание.

Обозначается  точками и клинышками под (над) нотами:

3. Твердое стаккато. Важнейшие характеристики:  
атака - твердая;  
основная часть - ослабление громкостной динамики;  
снятие - синхронное, резкое.

Обозначается  точками и перевернутыми "галочками" под (над) нотами:

4. Акцентированное стаккато. Важнейшие характеристики:  
атака - жесткая;  
основная часть - ослабление громкостной динамики;  
снятие - синхронное, резкое.

Обозначается точками и акцентами под (над) нотами:

5. Стаккатиссимо. Важнейшие характеристики:  
атака - жесткая;  
основная часть связана только со слуховой фиксацией звуковысотных параметров;  
снятие-отдергивание.

Особой эффектностью отличается исполнение указанного штриха на отдаче меха.

Специфическая особенность стаккатиссимо - сокращение длительности звука более чем  наполовину (обычно на 75%).

Характерные и специфические приемы игры на баяне

Характерными  называются технические приемы, которые  не входят в число основных штрихов, но оказывают существенное воздействие  на звуковую палитру баяна. Характерные  приемы, по происхождению связанные  с другими инструментами, на баяне приобретают специфическое для него звучание.

Одним из характерных  приемов игры на баяне является вибрато, которому в последнее время придаётся все большее значение. На баяне вибрато - исполнительский прием, обусловленный периодическими незначительными изменениями силы и окраски звука в пределах, не нарушающих его основных параметров. Вибрато характеризуется частотой, размахом и формой. Частота вибрато определяется числом упомянутых изменений силы и окраски звука в секунду, размах - амплитудой колебаний, форма - изменением звуковых характеристик во времени.

Информация о работе Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста)