Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:41, статья
Цель настоящей статьи - помочь баянистам (аккордеонистам) в овладении основными исполнительскими приемами и штрихами как средством художественной выразительности. Автором дана классификация упомянутых приемов и штрихов на баяне, охарактеризована техника их воплощения, основанная на сознательном представлении и распределении функций каждого движения.
Одной из основных
задач, решаемых в классе баяна, является
овладение всем богатством выразительных
возможностей инструмента. Для этого
требуется большая и
Цель настоящей
статьи - помочь баянистам (аккордеонистам)
в овладении основными
Специфика звукоизвлечения на баяне
Как известно,
баян относится к группе язычковых
клавишно-духовых музыкальных
Звук - независимо от того, на каком инструменте он извлекается, - включает в себя три фазы: начало (атака звука), основную часть (развитие звука) и окончание (снятие звука). На баяне двум упомянутым факторам воздействия на звукообразование отводится различная роль. Если мех участвует во всех стадиях звукоизвлечения, то способ открытия и закрытия клапана воздействует только на атаку и снятие звука (кроме случаев медленного отпускания клавиши в основной части). Определённый способ ведения меха (увеличение или уменьшение давления в меховой камере), воздействия на клавишу (открытие или закрытие клапана) и сочетания этих параметров (скорость воздушной струи, устремленной на голос) обуславливает специфические особенности звучания на баяне.
Способы атаки, ведения, снятия и соединения звуков составляют основу технических приемов звукоизвлечения, из которых произрастает техника исполнения штрихов.
Несмотря на тесную взаимосвязь этих приемов, необходимо рассмотреть каждый из них в отдельности как целенаправленный и последовательно осуществляемый процесс.
Атака звука
Атака звука на баяне - это момент раскачивания металлической пластинки (голоса) до определенного состояния, то есть до появления качественного звука. Способ раскачивания голоса обуславливает спецефический характер атаки. При мягкой атаке голос раскачивается постепенно за счет медленного открытия клапана и одновременного увеличения давления в меховой камере. Возможно и "опережающее" открытие клапана, которое, как правило, применяется только в начале музыкального построения или после паузы. При твердой атаке голос раскачивается моментально за счет предварительного создания давления в меховой камере и быстрого открытия клапана (медленное открытие клапана в сочетании с предварительным давлением не позволяет достичь при атаке необходимого качественного уровня звука).
Скорость открытия клапана связана с определенной манерой воздействия на клавишу - с так называемым туше. Трудность классификации туше сопряжена с различным звуковым результатом, получаемым при одинаковом движении пальца и дифференцированных движениях меха. Но если представить давление в меховой камере неизменным, то можно вывести два основных способа пальцевого воздействия на клавишу, связанных с медленным или быстрым открытием клапана, - это нажим (движение пальца с площади клавиши) и удар (движение пальца с расстояния от клавиши). Как нажим, так и удар наиболее точно соответствуют медленному и быстрому открытию клапана. Классификация способов прикосновения, предложенная П. Гвоздевым [1, 15], является, на наш взгляд, нецелесообразной, поскольку в ней, наряду с основными способами (нажимом и ударом), выделяются приемы туше, которые либо оказываются производными от основных способов (легкий пальцевой удар, толчок), либо совпадают с характерными приёмами звукоизвлечения (глиссандо). Встречающееся в баянной методической литературе так называемое "неполное туше", связанное с частичным открытием клапана, влияет на специфику основной части звука, а способы соответствующего воздействия на клавишу - неполный нажим или легкий пальцевой удар - можно считать разновидностями основных видов туше.
Другим фактором,
позволяющим варьировать
Отличительная черта эластичной подачи - постепенное и последовательное включение мышц различных частей левой руки баяниста в процесс движения, начиная с мышц плеча; последней включается кисть, которая через обусловленные точки воздействия передает корпусу инструмента уже набранную инерцию движения. Интенсивная подача осуществляется за счет одновременного включения в движение всех мышц руки. Между этими контрастными способами подачи воздуха располагается множество возможных градаций характера исполнительского ведения меха.
Рассмотрев факторы, которым принадлежит важная роль в процессе звукообразования на баяне, сформулируем следующее определение: под техническим приемом атаки звука на баяне подразумеваются способы воздействия на начало звука, связанные со способом подачи воздуха и способом воздействия на клавишу.
Дифференциация технического приема, именуемого атакой звука, на баяне реализуется благодаря различным сочетаниям упомянутых способов воздействия на начало звука. Здесь подразумеваются:
Основные способы атаки звука на баяне
Ведение звука
Атаку сменяет следующая фаза звукообразования, его основная часть - ведение звука. Вся палитра громкостно-динамических оттенков и тембровых красок зависит от характера звуковедения. За исключением медленного отпускания клавиши на звучащей ноте и приема вибрато, рассматриваемая фаза обуславливается специфическими особенностями ведения меха. Управление развитием звука предполагает постоянное ощущение подачи оптимальной струи воздуха, способствующей определенному колебанию голоса.
Возможны различные способы развития на стадии звуковедения, основными из которых являются следующие:
Окончание звука
Процесс окончания
звука связан с прерыванием воздушной
струи, устремленной на голос. Это прерывание
достигается посредством
Технический
прием окончания звука
Основные способы окончания звука
Предлагаемые обозначения основных типов снятия звука:
Штрихи
Переходя к рассмотрению штрихов на баяне, нужно, прежде всего, отметить, что толкование штриха является одним из самых запутанных разделов в баянной методике (да и не только в баянной). Если проследить историю возникновения и развития этого понятия, то станет ясно: трактовка штриха на разных инструментах чаще всего соотносилась с изменением характера звука в зависимости от определенного движения руки.
Термин "штрих" (черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников, поскольку в движениях кисти живописца и смычка скрипача присутствовало что-то общее. Вскоре термин "штрих" приобрел значение того или иного приема игры и получил распространение среди музыкантов различных специальностей, в том числе - баянистов.
Каждый музыкант, исходя из специфики звукоизвлечения на собственном инструменте, трактует понятие штриха на свой лад. К примеру, скрипачами подразумеваются способ и степень контакта смычка со струной, пианистами - принцип воздействия на клавишу, связанный с атакой звука (поскольку основная часть последнего всецело обуславливается характером начальной фазы), органистами - приём пальцевой артикуляции.
Видимо, поэтому баянисты долгое время отождествляли штрихи и исполнительские приёмы, что представляется закономерным. Обращаясь к нотной литературе для упомянутых инструментов, педагоги и аранжировщики зачастую не особенно вдавались в специфику звукоизвлечения; в результате штрихи, а вместе с ними и соответствующие трактовки понятия, механически переносились в методику и исполнительскую практику. Так, в звуковом пособии А. Онегина "Штрихи на баяне" можно встретить формулировку: "Штрихами называются способы извлечения и ведения звука" [2], а в руководстве П. Говорушко "Основы игры на баяне" под штрихами понимаются "способы звукоизвлечения, различные по характеру и окраске звучания" [3, 52].
На самом же деле штрих, по сравнению с приемом, есть понятие более широкое, вбирающее в себя атаку, ведение, снятие и соединение звуков, а также специфические характеристики звучания, порождаемые взаимодействием этих приемов. Штрих, в отличие от приёма, подразумевает полную характеристику звука. В данной работе штрихом будет называться звуковой результат определенного сочетания приемов атаки, ведения, снятия и соединения звуков.