Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования − изучить влияния музыки, корректирующей эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Объект исследования -- музыкальное образование младших школьников.
Предметом исследования является развитие эмоционального состояния младших школьников в ходе музыкальных занятий.
Задачи исследования:
- познакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по теме;
- раскрыть особенности категории эмоционального состояния личности;
Введение 3
1 Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное
состояние детей младшего школьного возраста
1.1 Эмоциональное состояние младшего школьника, как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Коррекция эмоционального состояния младшего школьника как проблема
педагогического исследования 9
2 Музыка как средство коррекции эмоционального состояния детей
младшего школьного возраста 16
2.1 Педагогические технологии коррекции эмоционального
состояния младших школьников в учебно-образовательном процессе 16
2.2 Методические рекомендации по организации коррекции
эмоционального состояния младшего школьного возраста 20
Заключение 43
Список используемой литературы
Проектная деятельность
Тема "Полет над музыкальным миром"
Проекты. Музыкальное соревнование "Полет на воздушном шаре к Вершине творчества". Школьный концерт народной музыки. Школьный музыкальный салон.
Заключение
Музыка играет огромную роль в становлении личности ребенка, обогащении его духовного мира и способствует самопознанию себя и мира в целом.
В курсовой работе, на основе анализа литературы для раскрытия сущностной характеристики эмоционального состояния младшего школьника были рассмотрены следующие категории: эмоция, эмоциональность, эмоциональное состояние младшего школьника.
Одним из методов коррекции эмоционального состояния младшего школьника является музыкотерапия, которая может служить вспомогательным средством, облегчающим эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы.
Автором методики моделирования эмоций является музыкальный психолог В.И. Петрушин. Он даёт обоснование причины изменения состояния слушателя под воздействием того или иного произведения. В настоящее время накоплен теоретический и практический опыт по организации коррекции эмоционального состояния младшего школьника в школе. В.И. Петрушин, выделил несколько школ, занимающихся исследованиями в данном направлении:
- Шведская
- Американская
- Немецкая
Также в курсовой работе были раскрыты принципы и методы включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс. Обзор учебной литературы показал, что на практике апробированы следующие варианты музыкотерапии:
- Медитативные игры
- Психотерапевтические игры.
- Вокалотерапия
- Эвритмия
Во второй главе представлены коррекционно-развивающие упражнения, виде групповой тренинговой и психотерапевтической работы, а также в виде большой игры. Представлен конкретный пример использования арт-терапевтических и коррекционных занятий на уроках музыки в учебной программе «Планета знаний» Т.И. Баклановой.
Таким
образом, музыкотерапия может служить
вспомогательным средством, облегчающим
эмоциональное реагирование в процессе
коррекционной работы, а также использоваться
в качестве профилактических занятий
на уроках.
Список используемой литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. -- М.: 2003. - 143с.
2. Аверин, A.B. Психология детей и подростков / А.В. Аверин. -- С.: 2004. - 286с.
3. Анохин, П.К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности / П.К. Анохин. // Проблемы высшей нервной деятельности. -- М.: 2009. - 179с.
4. Апраксина, O.A. О праве учителя-музыканта
на эксперимент / О.А. Апраксина. // Музыкальное
воспитание в школе. -- М.: 2008. - С. 15-31.
5. Апраксина,
O.A. Методика музыкального воспитания
в школе / О.А. Апраксина. -- М.: 2009. - 174с.
6. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. -- Л.: 2007. - 207с.
7. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. -- Л.: 2008. - 243с.
8. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. -- М.: 2007. - 165с.
9. Батрусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Батрусь. -- М.: 2007. - 201с.
10. Благонадежина, JI.B. Эмоции и чувства / Л.В. Благонадежина. // Психология. -- М.: 2006. - 178с.
11. Блинова, М.В. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности / М.В. Блинова. -- М.: 2008. - 302с.
12. Бодина, Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности / Е.А. Бородина. // Педагогика. -- М.: 2006. - № 5-6. -- С. 32-37.
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -- М.: 2008. - 403с.
14. Бочкарев, Л.Л. Адекватное восприятие музыки в зависимости от психических состояний слушателей Л.Л. Бочкарев.// Новые исследования в психологии. -- М.: 2010. -- № 2. -- С. 63-74.
15. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности личности в детстве / Г.М.
Бреслав. -- М.: 2006. - 179с.
16. Вахнянская, Л.Л. Особенности отношения школьников к эстетическому содержанию музыки / Л.Л. Вахнянская. // Новые исследования в психологии. -- М.: 2008. -- № 1. -- С. 47-49.
17. Голошумова, Г.С. Музыка как средство коррекции работы / Г.С. Голошумова. // Вестник ППУ. -- Вып. 1. -- Н. Тагил: -- 2006. -- С. 21-27.
18. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева. // Вопросы психологии. -- М.: 2010. -- №2. -- С. 137-149.
19. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Горсдинер. -- М.: 2009.- 148с.
20. Грановская, P.M. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. --Л.: 2008. - 156с.
21. Дорфман, Л.Я. Исследование структуры эмоциональных состояний, возникающих под влиянием музыки / Л.Я. Дорфман. // Психологические проблемы индивидуальности. -- M.: 2007. -- Вып. 1.-- С. 66-67.
22. Ильина, Г.А. К вопросу о формировании музыкального переживания / Г.А. Ильина. // Вопросы психологии. -- М.: 2009.-- №5. -- С. 134-142.
23. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьников / Г.А. Карпова. -- Екатеринбург: 2007. - 321с.
24. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев // Психология эмоций. - М.: Психология, 2005. - С. 13-20.
25. Петрушин, В.И. Музыкальная психология и психотерапия / В.И. Петрушен. - М.: 2007. - 154с.