Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования − изучить влияния музыки, корректирующей эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Объект исследования -- музыкальное образование младших школьников.
Предметом исследования является развитие эмоционального состояния младших школьников в ходе музыкальных занятий.
Задачи исследования:
- познакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по теме;
- раскрыть особенности категории эмоционального состояния личности;
Введение 3
1 Теоретические основы воздействия музыки на эмоциональное
состояние детей младшего школьного возраста
1.1 Эмоциональное состояние младшего школьника, как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Коррекция эмоционального состояния младшего школьника как проблема
педагогического исследования 9
2 Музыка как средство коррекции эмоционального состояния детей
младшего школьного возраста 16
2.1 Педагогические технологии коррекции эмоционального
состояния младших школьников в учебно-образовательном процессе 16
2.2 Методические рекомендации по организации коррекции
эмоционального состояния младшего школьного возраста 20
Заключение 43
Список используемой литературы
Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей -- «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие -- лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»
Выразительные движения: ребенок стоит, руки скрещены на груди, смотрит перед собой (роль грибника должен сыграть каждый ребенок).
В практической работе можно использовать опыт, представленный в учебной программе «Планета знаний» Т.И. Баклановой.
Специальный
акцент на уроках музыки сделан на арт-терапевтических
и коррекционных функциях художественного
образования, а также дифференцированном
подходе к различным группам учащихся,
в том числе - к одаренным детям. Содержание
программы основано на целенаправленно
отобранных музыкальных образах природы,
сказочных персонажей, человека, народа,
Родины. Методологической
основой формирования концептуальных
основ данной программы явились труды
Л. С. Выготского по культурно-исторической
психологии, например, "Ребенок и его
поведение" из книги "Этюды по истории
поведения" Л. С.Выготского и А. Р.Лурии
(М., 1993); идеи Г. Д.Гачева об отражении в
искусстве национальных образов мира,
о которых рассказано в его книге "Национальные
образы мира" (М., 1993) и др.
При создании данной программы были учтены
результаты исследований ученых в области
теории, методики и практики музыкального
образования (Э. Б.Абдуллин, Ю. Б.Алиев,
Л. А.Безбородова, Е. А. Бодина, Н. А. Ветлугина,
Д. Б. Кабалевский, Л. А.Рапацкая, О. П.Радынова,
Е. В.Николаева, Г. М.Цыпин, Л. В.Школяр и
др.); музыкальной психологии и музыкальной
терапии (М. Л.Лазарев, В. И.Петрушин и др.).
Все программы данного курса имеют взаимосвязанные темы:
- "Путешествие по музыкальному миру" (1 класс),
- "Композиторы - исполнители - слушатели" (2 класс),
- "Наше музыкальное наследие" (3 класс),
- "Современный мир музыки" (4 класс).
Приведем пример использование коррекционно-развивающей работы по программе Т.И Баклановой за 1 класс.
Программа для первого класса структурирована в виде четырех больших тем: "Волшебное царство звуков", "Сказочная страна", "На родных просторах" и "Остров музыкальных сокровищ".
Содержание программы
Тема "Волшебное царство звуков" (1 четверть)
Урок 1. Где музыка берет начало?
Основы музыкальных знаний. Звуки окружающего мира.
Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня "Где музыка берет начало?" из т/ф "Чехарда" (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина).
Слушание музыки. Песня "Где музыка берет начало?" из т/ф "Чехарда" ( муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина). Музыка с имитацией звуков природы. Песня "Музыка" (муз. Г.Струве, сл. И.Исаковой).
Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков природы.
Упражнения: "Музыкальное знакомство" и др.
Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему "Где музыка берет начало?" (интегрированное задание).
Урок 2. На зеленом лугу
Основы музыкальных знаний. Звуки шумовые и музыкальные.
Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня "На зеленом лугу". Повторение песен из программы по музыке для дошкольных учреждений, например: "Кто пасется на лугу" (муз. А.Пахмутовой, сл. Ю.Черных); "Кузнечик" (муз. В.Герчик, сл. А.Жилиной); "В траве сидел кузнечик" (муз.В.Шаинского, сл. Н.Носова).
Элементарное музицирование: звуковая импровизация по озвучиванию пейзажа "Звуки и краски лета" (музыкальные инструменты: дудочка, свистулька, колокольчик и др.).
Слушание
музыки. Пьеса "Песня жаворонка" из
цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского.
Звучание синтезатора, имитирующего голоса
птиц.
Арт-терапевтическая деятельность. Слушание
звуков летней природы: голосов птиц, стрекотания
кузнечиков, жужжания пчел и др. Упражнения:
"Голоса природы", "Аромат цветов",
"Цветок", "Кузнечики, стрекозы,
бабочки".
Музыкально-пластическая деятельность.
Пластическая импровизация под музыку
"Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"
П. И.Чайковского.
Музыкально-изобразительная деятельность.
Цветовая композиция на тему "Цветы
танцуют" (интегрированное задание).
Урок 3. В вихрях грозы
Основы
музыкальных знаний. Громкие звуки. Стаккато.
Изобразительность музыки. Цветомузыка.
Музыкально-исполнительская деятельность.
Пение: песня "Громкая песенка" (муз.
Г.Струве, сл. В.Викторова). Песня "Неприятность
эту мы переживем" из м/ф "Лето кота
Леопольда" (муз. Б.Савельева, сл. А.Хайта).
Русская народная песня "Назеленом
лугу" (повторение).
Элементарное
музицирование: звуковая импровизация
"Музыка грозы" (музыкальные инструменты:
барабан, треугольник, металлофон).
Слушание музыки. Имитация раскатов грома
на синтезаторе. "Третья песня Леля"
из оперы "Снегурочка" Н. А.Римского-Корсакова.
Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков грозы. Упражнения: "Ветер", "Дождик" и др.
Основы музыкальной композиции. Импровизированное чтение нараспев нескольких стихотворных строчек.
Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунки на темы "Музыка грозы" и "Разноцветная музыка радуги" (интегрированное задание).
Урок 4. У тихого пруда
Основы
музыкальных знаний. Тихие звуки. Легато.
Выразительность музыки. Пиано.
Музыкально-исполнительская деятельность.
Пение: упражнение на распевание (волнообразные
мелодии на гласные звуки). Песня "Тихая
песенка" (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова).
Песня "Аленушка" (муз. Ж.Кузнецовой,
сл. И.Векшегоновой). Повторение одной
из разученных ранее песен (по выбору).
Элементарное музицирование: звуковая
импровизация "Тихий плеск воды"
(музыкальные инструменты: игрушечные
гусли, детский синтезатор).
Слушание музыки. Пьеса "Печальная история"
Д. Б.Кабалевского. Пьеса "Весело - грустно"
Л. Ванн Бетховена.
Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения: "Звуковые волны", "Разноцветные рыбки", "Игра воды", "Лягушки", "Утки", "Пузырьки воздуха".
Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация "Игра воды" под музыку М.Равеля (пьеса "Игра воды").
Музыкально-изобразительная деятельность. Цветовая композиция "Весело - грустно" (интегрированное задание).
Урок 5. Высоко в горах
Основы музыкальных знаний. Высота звука. Регистр.
Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песня "Музыкальное эхо" (муз. и сл. М.Андреевой). Русская народная песня "Как под горкой".
Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Камнепад в горах" (музыкальные инструменты: барабан, маракасы; звучащие предметы, например, камушки). Звуковая картина "Полет к вершине" (музыкальные инструменты: синтезатор, металлофон).
Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков гор. Упражнения: "Эхо в горах", "Высоко - низко", "Вверх - вниз", "Горка", "Горный ручеек", "Танец ручейка", "Пляска огня", "Пробуждающийся гейзер".
Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация "Проснувшийся вулкан: танец огня" под музыку А. Н.Скрябина: симфоническое произведение "Прометей (Поэма огня)" или М.деФалья (пьеса "Танец огня"). Пластическая импровизация "Горный поток" под музыку А.Шнитке (пьеса "Поток").
Урок 6. В лесу. В летнем лесу. В осеннем лесу.
Основы музыкальных знаний. Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация.
Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: русская народная песня "Куда летишь, кукушечка?" Русская народная песня "Как пошли наши подружки". Песня "Лесная прогулка" (муз.В.Титаренко, сл. В.Викторова). Песня "Лесная песенка" (муз.В.Витлина, сл. П.Кагановой). Песня "Листопад" (муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найденовой).
Элементарное музицирование: звуковая импровизация по озвучиванию летнего пейзажа "Звуки леса" (музыкальные инструменты: свистульки, барабан, ложки, трещотки, рубель и др.). Звуковая композиция "Звуки осени" (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон и др.).
Слушание музыки. Пьеса "Грустный дождик" Д. Б.Кабалевского. Пьеса "Осенняя песня" из цикла "Времена года" П. И.Чайковского. Пьеса "Кукушка" Л.Дакена. Пьеса "Пение птиц" Э.Денисова.
Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков леса. Упражнения: "В лесу", "Чья птичка пропоет дольше?", "Лесной родник", "Опавшие листья", "Грибной дождь", "Осенний ветер", "Шорох осенних листьев", "Ворона", "Кукушка", "Дятел", "Филин", "Филин и зайцы".
Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему "Музыка осени" (интегрированное задание).
Урок 7. Во владениях его величества ритма
Основы музыкальных знаний. Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп.
Музыкально-исполнительская
деятельность. Пение: песня "Барабанщик"
(муз. и сл. Ю.Литова). Песня "Часы"
(муз. П.Ступелла, сл. П.Авчарского).
Элементарное музицирование: исполнение
различных ритмических рисунков (музыкальные
инструменты: барабан, треугольник, бубен,
колокольчик). Ритмическое сопровождение
песни, марша и танца. Ритмический аккомпанемент
пьес "Марш деревянных солдатиков"
и "Вальс" из цикла "Детский альбом"
П. И.Чайковского.
Слушание
музыки. Пьеса "Старый замок" из цикла
"Картинки с выставки" М. П.Мусоргского.
Арт-терапевтическая деятельность. Упражнения:
"Поезд", "Бег с передышками".
Музыкально-пластическая деятельность.
Марш под музыку П. И.Чайковского (пьеса
"Марш деревянных солдатиков" из
цикла "Детский альбом"). Пляска под
музыку П. И.Чайковского (пьеса "Камаринская"
из цикла "Детский альбом").
Урок 8. Во дворце королевы мелодии
Основы
музыкальных знаний. Мелодия. Мелодический
рисунок. Аккомпанемент.
Музыкально-исполнительская деятельность.
Пение: пение различных мелодических рисунков.
Повторение песен, разученных в первой
четверти (по выбору).
Элементарное музицирование: импровизации
на темы "Грустная королева" и "Веселая
королева" (музыкальные инструменты:
металлофон, детский синтезатор, игрушечное
пианино).
Слушание музыки. Пьеса "Мелодия" П. И.Чайковского.
Музыкально-пластическая деятельность. Импровизация "Танцуем на балу у королевы Мелодии" под музыку П. И.Чайковского (пьеса "Вальс" из цикла "Детский альбом").
Подготовка к проектной деятельности. Просмотр видеозаписи или посещение цветомузыкального представления. Знакомство со старинной цветомузыкальной установкой в музее А. Н.Скрябина вМоскве.
Дополнительный
урок. В школе скрипичного ключа
Основы музыкальных знаний. Ноты и другие
нотные знаки.
Музыкально-исполнительская
деятельность. Пение: гамма до мажор. Музыкальная
игра "Живые нотки". "Песенка о
гамме" (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой).
Пение по нотам. Пение по образным нотным
записям коротких мелодий, например: мелодии
звезд, цветов, дождя, снежинок, солнышка
и др.
Элементарное музицирование: игра по нотам
коротких мелодий знакомых песен (по цветным
нотным записям, на цветной детской клавиатуре;
музыкальные инструменты: металлофон,
игрушечное пианино, детский синтезатор).
Подготовка к проектной деятельности.
Подготовка костюмов разных жителей Волшебного
царства звуков. Придумывание вопросов
викторины "Звуки и цвета окружающего
мира".
Проектная деятельность
Тема "ЗВУК И ЦВЕТ"
Проекты. Рисование под музыку. Выставка рисунков "Звуки и краски окружающего мира". Игра "Мы озвучиваем фильм". Игра-импровизация "Звук и цвет".