Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:53, реферат
Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим – Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них – почти и нашим современником.
Введение…………………………………………………………..3
Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова
Детство композитора……………………………………...4
Юность……………………………………………………..4
Начало творческого пути………………………………….5
Творческий успех………………………………………….6
Семья……………………………………………………….7
Опера – сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова
Основные произведения композитора…………………….9
Опера «Снегурочка»……………………………………….10
Опера «Сказка о царе Салтане…»……………………......12
Опера «Золотой петушок»………………………………...13
Заключение…………………………………………………….16
Литература……………………………………………………..17
Опера Николая Андреевича
Зимой 1898-1899 года Николай Андреевич совместно с В. И. Бельским окончательно установил план оперы по пушкинской «Сказке о царе Салтане» и весной, по мере поучения от Бельского готовых эпизодов либретто, приступил к сочинению.
Сказки Корсакова - не простые сказки. В каждой из них композитор не только противопоставляет свет, добро – тьме и злу. Он делает носителями последнего представителей власти, клеймит их насмешкой или гневом (« Николай Андреевич всегда найдет предлог поглумиться над властью», - отмечает М.А.Балакирев). Салтан глуп и не достоин власти, ибо эта власть делает несчастными даже самых близких ему людей, не говоря о народе. С присущим ему юмором композитор низводит царскую персону до уровня персонажа из балаганного представления.
В «Салтане» Римскому-
Между оперой Римского-
С большим мастерством и убедительностью Римскому-Корсакову удалось передать своеобразную народную манеру повествования. Композитор широко использует чрезвычайно типичными для народных сказок приёмами симметричных повторений. Достаточно вспомнить появления Лебедь – птицы на протяжении оперы, сходность двух сцен Гвидона на берегу моря, повторение колыбельной песни нянюшек в первом действии.
Примечательна в этом
Не меньше значение в создании
общего повествовательного
Музыкальные характеристики реальных персонажей основываются на напевных интонациях народно-песенного склада, что придает всей опере своеобразный, национально-русский колорит. В «Салтане», как и в других произведениях, Римский –Корсаков шёл двумя путями: во-первых, включал в музыкальную ткань оперы подлинную народную песню, во-вторых, сам создавал мелодии в народном духе. Поэтому подчас бывает трудно отличить в его операх тему оригинальной, созданной им песни от подлинной народной мелодии, - настолько глубоко постиг он своеобразие и самобытность склада русской народно-песенной культуры.
Каковы же подлинные народные темы, введённые Римским-Корсаковым в оперу? Наиболее известные из них - колыбельная нянюшек и детская песня «Ладушки» из первого действия, а также песня «во саду ли, в огороде» из четвёртого действия. Помимо названных Николай Андреевич использовал в опере ряд других народных тем.
Из собственных мелодий
В «Салтане», как и в других
сказочно-фантастических операх
Римского-Корсакого, имеется
2.4. Последняя опера Н.А. Римского-Корсакого
«Линия «дискредитации», развенчивания деспотической власти ведёт далее через «Салтана» к «Золотому петушку»… Корсаковский юмор здесь переходит в разящую сатиру».
«Золотой петушок» - последняя опера Н. А. Римского-Корсакова – написана в 1907 году, за год до смерти композитора. Ко времени создания «Золотого петушка» Римский-Корсаков пользовался мировой славой как один из крупнейших русских композиторов.
По содержанию «Золотой
Каков же основной замысел оперы? Идейная суть «Золотого петушка» - в сатире, в высмеивании самодержавия. «Дадона надеюсь осрамить окончательно», - таков был его замысел. Но не только Дадон – посрамлено и все его царство. Однако народ в «Золотом петушке» не является действенной силой. Народа здесь нет – есть лишь забитая и униженная масса, которая после кончины царя так «прославляет» его:
Он премудрый: руки сложа,
Государством правил лежа.
Сатира на царизм заложена
уже в сказке Пушкина…
Высмеивание самодержавия
Царь он саном и нарядом,
Раб же теплом и душою.
С кем сравним его? С верблюдом
По изгибам странным стана,
По ужимкам и причудам
Он прямая обезьяна.
В таких же сатирических тонах выдержан и музыкальная характеристика Дадона (на мотив примитивной песенки «Чижик-пыжик»). Под стать царю и ближайшее окружение: здесь и воевода Полкан, музыкальная речь которого напоминает то тихое рычание, то грубый собачий лай; и возлюбленная царя, ключница Амелфа – «без лести преданная, как Аракчеев» (по словам самого композитора), и сыновья Дадона. Все персонажи обрисованы выразительной характерной музыкой. Сам Римский-Корсаков считал, что эту оперу «можно охарактеризовать словами Берлиозовского Мефистофиля: «скотство во всей его первобытной непорочности». И эпиграфом к ней взял слова из «Майской ночи» Гоголя: «Славная песня, сват! Жаль, что Голову в ней поминают не совсем благопристойными словами».
Определённая сторона
Для побед не нужно рати,
И одною красотой
Всех склоняю пред собой.
Именно в образе Шемаханской царицы, пожалуй, больше всего ощущается что-то общее с характерными, например, для искусства символистов художественными образами. Необычайная изысканность, изломанность чувств, утончённость, жажда неизведанных наслаждений – таков мир Шемаханской царицы.
Основной контраст в «Золотом
петушке» заключается в
Свою
последнюю оперу Римский-
Во всех операх Римский-Корсаков утверждает открытое осуждение и враждебное отношение к насилию – будь то гнетущее царское своеволие; или жестокость и тупость новгородских богатеев, жаждущих головы непокорного Садко; или глупость царя Салтана, обрекшего на гибель жену и сына-младенца; или непроходимая ограниченность и самодурство царя Дадона, не ведающих иных законов, кроме своих примитивных желаний.
И всегда этим силам, подлежащим обличению, осуждению, противостоят иные силы – высокая человечность, красота народного духа.
Композитор, никогда не крививший душой, привыкший смотреть правде в глаза, быть честным в помыслах и поступках, решил запечатлеть в музыке тупость и жестокость власти, ставшей врагом и палачом своих подданных. Он знал, что за ним зорко следят, что его произведения в условиях царской цензуры вряд ли увидит сцену, но решил выполнить, возможно, в последний раз, свой долг гражданина. Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком».
«Золотой петушок» был закончен летом 1907 года. Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор воспротивился: острота сатиры насторожила ревностного царедворца. Опера так и осталась в портфеле композитора.
Первое исполнение «Золотого петушка» состоялось в 1909 году, после смерти композитора. Успех оперы был огромен. Один из выдающихся художников А.Н.Бенуа писал об опере: «Это национальное, или еще лучше – народное произведение в полном смысле слова, это волшебное зеркало, в котором мы сами можем видеть себя…».
Заключение.
Творчество Римского - Корсакова представляет большой интерес и в наше время. Оно так тесно связано с жизнью России, так полно и ярко отразило свою эпоху, что продолжает жить и по сей день – и на оперных сценах, и на концертных эстрадах. Прогрессивное человечество высоко чтит русского композитора-классика не только как замечательного сказочника и кудесника, воспевающего родную природу, красоту народной поэзии, национального русского характера, но и как гражданина, борца, выдающегося педагога, сыгравшего в русской музыке конца XIX века большую роль.
В операх Римского – Корсакова тонко отражено слияние жизни и искусства народа с вечным ритмом природы, чередой времен года; отражен и оптимизм народа, его вера в будущее, в непременное торжество справедливости.
Начав свой путь как композитор-симфонист, Римский-Корсаков сосредоточил свои интересы в жанре оперы, создав при этом ряд замечательных музыкальных образов. В своем творчестве он возвысил народную музыку до невиданных высот, заставляя каждое новое поколение восхищаться красотой народной музыки, так незаслуженно отодвинутое на задний план в наше время.
Информация о работе Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого