Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:53, реферат

Описание работы

Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим – Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них – почти и нашим современником.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова
Детство композитора……………………………………...4
Юность……………………………………………………..4
Начало творческого пути………………………………….5
Творческий успех………………………………………….6
Семья……………………………………………………….7

Опера – сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова
Основные произведения композитора…………………….9
Опера «Снегурочка»……………………………………….10
Опера «Сказка о царе Салтане…»……………………......12
Опера «Золотой петушок»………………………………...13
Заключение…………………………………………………….16
Литература……………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

      Опера Николая Андреевича Римского-Корсакова  «Сказка о царе Салтане, о  сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной царевне Лебеди», на сюжет одноименной сказки А.С. Пушкина, - дань любви и поклонения композитора перед гением великого русского поэта. Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы. она предстала в чудесных декорациях и костюмах Врубеля.

      Зимой 1898-1899 года Николай Андреевич совместно с В. И. Бельским окончательно установил план оперы по пушкинской «Сказке о царе Салтане» и весной, по мере поучения от Бельского готовых эпизодов либретто, приступил к сочинению.

    Сказки  Корсакова - не простые сказки. В  каждой из них композитор не только противопоставляет свет, добро –  тьме и злу. Он делает носителями последнего представителей власти, клеймит их насмешкой  или гневом (« Николай Андреевич всегда найдет предлог поглумиться над властью», - отмечает М.А.Балакирев). Салтан глуп и не достоин власти, ибо эта власть делает несчастными даже самых близких ему людей, не говоря о народе. С присущим ему юмором композитор низводит царскую персону до уровня персонажа из балаганного представления.

      В «Салтане» Римскому-Корсакову  превосходно удалось сохранить  своеобразные черты пушкинской  сказки: её наивность, добродушный  юмор, метко схваченные Пушкиным  приёмы народного повествования,  народный колорит.

      Между оперой Римского-Корсакого  и сказкой Пушкина нет существенных  сюжетных расхождений. Совпадают  в основном главные действующие лица и важнейшие эпизоды, внесены лишь самые незначительные изменения по сравнению с пушкинским текстом: царице дано имя Милитриса, царство Салтана названо Тмутаракань, чудесный город на острове Буяне – Леденец; в число действующих лиц введены Старый дед и Скоморох.

        С большим мастерством и убедительностью Римскому-Корсакову удалось передать своеобразную народную манеру повествования. Композитор широко использует чрезвычайно типичными для народных сказок приёмами симметричных повторений. Достаточно вспомнить появления Лебедь – птицы на протяжении оперы, сходность двух сцен Гвидона на берегу моря, повторение колыбельной песни нянюшек в первом действии. 

      Примечательна в этом отношении  и роль вступительной трубной  фанфары, предшествующей началу  каждого крупного раздела оперы  (действия, картины). По словам Римского-Корсакого,  эта фанфара имеет «значение  призыва или зазыва к слушанию и смотрению начинавшегося за ней действия. Приём своеобразный и для сказки подходящий».

      Не меньше значение в создании  общего повествовательного характера  оперы имеют симфонические антракты (вступления к отдельным действиям  и картинам). Одни из них рассказывают о событиях, не всегда получающих отражения в сценическом действии. Например, антракт к первому действию рисует уход царя на войну. Другие непосредственно предшествуют изображаемому на сцене. Таково вступление ко второму действию, рисующее картину моря, ночного звёздного неба, плавания Милитрисы и Гвидона по морю в бочке; или вступление к последней картине, повествующее о трёх чудесах острова буяна (белочки и тридцать три богатыря), которые затем показываются на сцене. Отмеченные приёмы создают известную неторопливость развития действия в опере, столь свойственную произведениям эпического повествовательного склада.

    Музыкальные характеристики реальных персонажей основываются на напевных интонациях народно-песенного  склада, что придает всей опере своеобразный, национально-русский колорит. В «Салтане», как и в других произведениях, Римский –Корсаков шёл двумя путями: во-первых, включал в музыкальную ткань оперы подлинную народную песню, во-вторых, сам создавал мелодии в народном духе. Поэтому подчас бывает трудно отличить в его операх тему оригинальной, созданной им песни от подлинной народной мелодии, - настолько глубоко постиг он своеобразие и самобытность склада русской народно-песенной культуры.

      Каковы же подлинные народные  темы, введённые Римским-Корсаковым в оперу? Наиболее известные из них - колыбельная нянюшек и детская песня «Ладушки» из первого действия, а также песня «во саду ли, в огороде» из четвёртого действия. Помимо названных Николай Андреевич использовал в опере ряд других народных тем.

      Из собственных мелодий композитора,  сочинённых им в народном духе, достаточно назвать хотя бы  замечательный хор «С крепкий  дуб тебе повырасти» из первого  действия или хор девушек из  первой картины четвёртого действия  «Что так рано солнце красно», в которых тонко передан своеобразный интонационный и ритмический склад русской песни.

      В «Салтане», как и в других  сказочно-фантастических  операх  Римского-Корсакого, имеется характерное  для него противопоставление двух миров, двух планов действия: реально-бытового и фантастического; первый представлен царством Салтана, второй связан с образом Лебеди и чудесного острова Буяна. Но, в отличие от других опер Римского-Корсакого, здесь это противопоставление не столь резкое. Жизнь сказочного города Леденца во многом напоминает быт царства Салтанова. Волшебница Лебедь в конце концов превращается в прекрасную царевну и становится женой Гвидона.

 
 

    2.4. Последняя опера Н.А. Римского-Корсакого

 

    «Линия «дискредитации», развенчивания деспотической власти ведёт далее через «Салтана» к «Золотому петушку»… Корсаковский юмор здесь переходит в разящую сатиру».

                                                                               Л. Данилевич

 

      «Золотой петушок» - последняя опера  Н. А. Римского-Корсакова – написана в 1907 году, за год до смерти композитора. Ко времени создания «Золотого петушка» Римский-Корсаков пользовался мировой славой как один из крупнейших русских композиторов.

      По содержанию «Золотой петушок»  имеет общие черты с раннее  написанной оперой Николая Андреевича «Сказка о царе Салтане», в основу сюжета которой легла другая пушкинская сказка. Центральной фигурой в обеих операх является неумный русский царь; однако подход композитора к сюжетам пушкинских сказок различен.

      Каков же основной замысел оперы? Идейная суть «Золотого петушка» - в сатире, в высмеивании самодержавия. «Дадона надеюсь осрамить окончательно», - таков был его замысел. Но не только Дадон – посрамлено и все его царство. Однако народ в «Золотом петушке» не является действенной силой. Народа здесь нет – есть лишь забитая и униженная масса, которая после кончины царя так «прославляет» его:

 

    Он  премудрый: руки сложа,

    Государством  правил лежа.

 

      Сатира на царизм заложена  уже в сказке Пушкина… Сохранив  большую часть стихов Пушкина Римский-Корсаков внёс в либретто черты своего времени и создал злую сатиру на Николая II и его приближённых, позорно проигравших русско-японскую войну 1904-1905 годов. Первая же сцена – торжественное заседание царской думы – раскрывает ничтожество и тупость царя Дадона, царевичей и бояр.    

      Высмеивание самодержавия раскрывается  в образах Дадонова царства и прежде всего в образе самого Дадона. Этот царь «народом правит лёжа», он не слыхивал слова «закон»; царь, повязанный платочком, пляшет, подобно шуту. Вот одна из характеристик, данных царю в либретто:

 
 

      Царь он саном  и нарядом, 

      Раб же теплом  и душою.

      С кем сравним  его? С верблюдом

      По изгибам странным  стана,

      По ужимкам и  причудам

      Он прямая обезьяна.

 

      В таких же сатирических тонах  выдержан и музыкальная характеристика Дадона (на мотив примитивной песенки «Чижик-пыжик»). Под стать царю и ближайшее окружение: здесь и воевода Полкан, музыкальная речь которого напоминает то тихое рычание, то грубый собачий лай; и возлюбленная царя, ключница Амелфа – «без лести преданная, как Аракчеев» (по словам самого композитора), и сыновья Дадона. Все персонажи обрисованы выразительной характерной музыкой. Сам Римский-Корсаков считал, что эту оперу «можно охарактеризовать словами Берлиозовского Мефистофиля: «скотство во всей его первобытной непорочности». И эпиграфом к ней  взял слова из «Майской ночи» Гоголя: «Славная песня, сват! Жаль, что Голову в ней поминают не совсем благопристойными словами».

      Определённая сторона эстетических  взглядов Римского-Корсакого отразилась в «Золотом петушке» в трактовке образа Шемаханской царицы:

 

          Для побед не  нужно рати,

          И одною красотой

          Всех склоняю пред  собой. 

 

    Именно  в образе Шемаханской царицы, пожалуй, больше всего ощущается что-то общее  с характерными, например, для искусства символистов художественными образами. Необычайная изысканность, изломанность чувств, утончённость, жажда неизведанных наслаждений – таков мир Шемаханской царицы.

      Основной контраст в «Золотом  петушке» заключается в противопоставлении грубой материальной силы и силы красоты. Царю со всем его окружением противопоставляется не действительность народных масс, а идеальная сила – красота.

    Свою  последнюю оперу Римский-Корсаков создал в 1907 году – в период разгула  реакции, военно-полевых судов, ссылок, казней. Поэтому композитор не увидел в русской действительности силы, противостоящие дадонам.

    Во  всех операх Римский-Корсаков утверждает открытое осуждение и враждебное отношение к насилию – будь то гнетущее царское своеволие; или  жестокость и тупость новгородских богатеев, жаждущих головы непокорного Садко; или глупость царя Салтана, обрекшего на гибель жену и сына-младенца; или непроходимая ограниченность и самодурство царя Дадона, не ведающих иных законов, кроме своих примитивных желаний.

    И всегда этим силам, подлежащим обличению, осуждению, противостоят иные силы –  высокая человечность, красота народного  духа.

    Композитор, никогда не крививший душой, привыкший  смотреть правде в глаза, быть честным  в помыслах и поступках, решил  запечатлеть в музыке тупость и жестокость власти, ставшей врагом и палачом своих подданных. Он знал, что за ним зорко следят, что его произведения в условиях царской цензуры вряд ли увидит сцену, но решил выполнить, возможно, в последний раз, свой долг гражданина. Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком».

    «Золотой  петушок» был закончен летом 1907 года. Директор императорских театров Теляковский хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но московский генерал-губернатор воспротивился: острота сатиры насторожила ревностного царедворца. Опера так и осталась в портфеле композитора.

    Первое  исполнение «Золотого петушка» состоялось в 1909 году, после смерти композитора. Успех оперы был огромен. Один из выдающихся художников А.Н.Бенуа писал об опере: «Это национальное, или еще лучше – народное произведение в полном смысле слова, это волшебное зеркало, в котором мы сами можем видеть себя…».

     

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Творчество  Римского - Корсакова представляет большой интерес и в наше время. Оно так тесно связано с жизнью России, так полно и ярко отразило свою эпоху, что продолжает жить и по сей день – и на оперных сценах, и на концертных эстрадах. Прогрессивное человечество высоко чтит русского композитора-классика не только как замечательного сказочника и кудесника, воспевающего родную природу, красоту народной поэзии, национального русского характера, но и как гражданина, борца, выдающегося педагога, сыгравшего в русской музыке конца XIX века большую роль.

    В операх Римского – Корсакова тонко отражено слияние жизни и искусства народа с вечным ритмом природы, чередой времен года; отражен и оптимизм народа, его вера в будущее, в непременное торжество справедливости.

    Начав свой путь как композитор-симфонист, Римский-Корсаков сосредоточил свои интересы в жанре оперы, создав при этом ряд замечательных музыкальных образов. В своем творчестве он возвысил народную музыку до невиданных высот, заставляя каждое новое поколение восхищаться красотой народной музыки, так незаслуженно отодвинутое на задний план в наше время.

Информация о работе Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого