Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:53, реферат
Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим – Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них – почти и нашим современником.
Введение…………………………………………………………..3
Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова
Детство композитора……………………………………...4
Юность……………………………………………………..4
Начало творческого пути………………………………….5
Творческий успех………………………………………….6
Семья……………………………………………………….7
Опера – сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова
Основные произведения композитора…………………….9
Опера «Снегурочка»……………………………………….10
Опера «Сказка о царе Салтане…»……………………......12
Опера «Золотой петушок»………………………………...13
Заключение…………………………………………………….16
Литература……………………………………………………..17
Государственная Академия Управленческих Кадров
Культуры
и Искусств
Тема: Опера – сказка в творчестве
Н.А.
Римского – Корсакого
Работу выполнил:
студент IV курса
Калашникова
Александра
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим – Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них – почти и нашим современником.
Деятельность его поражает многообразием. Дирижёр, пропагандировавший русскую музыку; теоретик-мыслитель, оставивший ряд трудов по теории музыки; педагог, вырастивший несколько поколений музыкантов; собиратель и исследователь народного творчества; редактор многих крупнейших произведений русской музыки…
Творчество Римского-Корсакова проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия. В нем широко разработаны народные мелодии, народно-поэтические образы, отражены предания, легенды, древнеславянские обряды, поэзия родной страны, разнообразие и красота народного творчества.
В историю русской музыки Римский-Корсаков вошел как былинный повествователь, мудрый сказочник и летописец. Его оперы на исторические, историко-бытовые, легендарные сюжеты («Псковитянка», «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога», «Сказание о невидимом граде Китеже»), а так же на сюжеты сказочные («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок») явились не только данью минувшему, но и принадлежат будущему, в котором мы живем.
В
своей работе мне хотелось ближе познакомиться
с жизнью и творчеством композитора, глубже
узнать историю его произведений. Особенно
мне интересны его оперы-сказки…
1. Жизнь
и творчество Н.А.
Римского-Корсакого
1.1
Детство композитора
Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии.
Его окружала природа: большой
тенистый сад, в котором он
играл, лес и луга, куда ходил
гулять с родными, речка
В семье любили музыку. Отец пел и играл на фортепьяно по слуху, не зная нот, но «довольно порядочно, хотя и не особенно бегло».
У матери тоже был хороший слух: она пела русские народные песни, от неё сын впервые услышал о М.И. Глинке, она познакомила его с музыкой великого композитора.
Мальчика учили играть на
1.2
Юность Н.А. Римского-Корсакого
В 1856 году двенадцатилетнего
В первый год учёбы в Морском корпусе он писал матери: «Как теперь, я думаю, приятно и весело было бы мне погулять за Красный луг к Заболотью, на том большом поле, что близко этой деревни… Воображаю землянику или любимую дядей малину, гримы, тебя, мама, варящую в саду варенье или поливавшую вечером цветы; купальню и купанье в ней папа с дядей; наконец, Буку, Шарика, Серко, или, как его называет Варвара, Тимоню Толстого, Матроску, корову, куриц, твою, мама, кладовую… Большой сад, ёлку, бузину, берёзы… сирени, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики, георгины и проч., наконец, овёс, который посеян в огороде, бабочек, жуков, пчёл, мух, слепне, комаров, шмелей, стрекоз, кузнечиков и проч. Я всё это воображаю, как будто я в Тихвине; скорее бы попасть туда!»
В течение шести лет занятий в корпусе он числился среди первого десятка учеников. Однако любовь к музыке всё более возрастала. Николай брал уроки музыки, хотя ещё и не сознавал, что она будет его профессией. В 1858 году Ника стал учиться у известного пианиста Фёдора Андреевича Канниле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат – Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По - своему он был прав, 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. А тут ещё осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский – Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой.
В 1862 году Н.А. Римский-Корсаков закончил
Морской корпус и в звании гардемарина
получил назначение в кругосветное плавание
на военном учебном клипере «Алмаз». Осенью
на петербургской пристани он простился
с провожавшими его Балакиревым, Кюи, Канниле.
Отправляясь в плавание, юный гардемарин
твердо решил продолжать заниматься композицией.
Плавание продолжалось 2 года 8 месяцев.
Он служил исправно, был хорошим офицером,
но морскую службу не полюбил.
1.3
Начало творческого
пути
В 1859 году его учителем становится Ф.А. Канилле. Молодой талантливый педагог сумел завоевать доверие ученика, быстро определил его редкие музыкальные способности и поощрял в сочинении музыки.
«Канилле открыл мне глаза на многое. С каким восхищением я от него узнал, что «Руслан» действительно лучшая опера в мире, что Глинка – Величайший гений! Я до тех пор это предчувствовал, - теперь я это услыхал от настоящего музыканта. Он познакомил меня с «Холмским», Ночью в Мадриде», некоторыми фугами Баха, квартетом ми – бемоль мажор Бетховена, сочинениями Шумана и со многими другими» - так рассказывал Н.А. Римский-Корсаков о своём учителе.
Шестидесятые годы XIX века в русской общественной жизни - время сложное и противоречивое. Половинчатая реформа 1861 года, провозгласившая «волю», обманула надежды крестьян. Народ волновался, демократическая интеллигенция была возбуждена. Царское правительство отвечало репрессиями. Шли аресты, закрывались журналы, преследовались прогрессивные деятели. Однако именно в это время появляется целый ряд выдающихся произведений искусства.
Осенью 1861 года Ф.А. Канилле познакомил
своего ученика с М.А.
В 1862 году он начал свою Первую симфонию. В декабре 1865 года это произведение, доработанное после окончания плавания, прозвучала в публичном исполнении. В 1866 году была создана «Увертюра на три русские темы», а в 1867 году - «Фантазия на сербские темы».
Эти три произведения получили
благожелательные отклики в
1.4
Творческий успех
В 1867 году Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем. Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами. «Садко» - первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный пульс. И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся еще недавно недоступными. Тогда зародилась идея «Антара» - программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки.
В 1868 году Н.А. Римский-Корсаков заканчивает оркестровое произведение «Антара». В нём композитор впервые в творчестве воплотил образы Востока.
Почти одновременно с «Антаром»
Ещё до окончания «Псковитянки»
С поступлением на службу в
консерваторию для Николая
Римский-Корсаков 37 лет преподавал
в консерватории и 10 лет (с1883
по 1893 год) в Придворной капелле.
За это время он выучил целую
плеяду музыкантов, из которых многие
стали знаменитыми композиторами или
видными деятелями музыкальной культуры.
Информация о работе Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого