Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:53, реферат

Описание работы

Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим – Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них – почти и нашим современником.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова
Детство композитора……………………………………...4
Юность……………………………………………………..4
Начало творческого пути………………………………….5
Творческий успех………………………………………….6
Семья……………………………………………………….7

Опера – сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова
Основные произведения композитора…………………….9
Опера «Снегурочка»……………………………………….10
Опера «Сказка о царе Салтане…»……………………......12
Опера «Золотой петушок»………………………………...13
Заключение…………………………………………………….16
Литература……………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

Государственная Академия Управленческих Кадров

Культуры  и Искусств 
 
 
 

Тема: Опера – сказка в творчестве

Н.А. Римского – Корсакого 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил:

студент IV курса

Калашникова Александра 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

Введение…………………………………………………………..3

  1. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова
    1. Детство композитора……………………………………...4
    2. Юность……………………………………………………..4
    3. Начало творческого пути………………………………….5
    4. Творческий успех………………………………………….6
    5. Семья……………………………………………………….7
 
  1. Опера –  сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова
    1. Основные произведения композитора…………………….9
    2. Опера «Снегурочка»……………………………………….10
    3. Опера «Сказка о царе Салтане…»……………………......12
    4. Опера «Золотой петушок»………………………………...13

    Заключение…………………………………………………….16

    Литература……………………………………………………..17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.             

 

    Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим – Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них – почти и нашим современником.

   Деятельность его поражает многообразием. Дирижёр, пропагандировавший русскую музыку; теоретик-мыслитель, оставивший ряд трудов по теории музыки; педагог, вырастивший несколько поколений музыкантов; собиратель и исследователь народного творчества; редактор многих крупнейших произведений русской музыки…

   Творчество Римского-Корсакова проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия. В нем широко разработаны народные мелодии, народно-поэтические образы, отражены предания, легенды, древнеславянские обряды, поэзия родной страны, разнообразие и красота народного творчества.

      В историю русской музыки Римский-Корсаков вошел как былинный повествователь, мудрый сказочник и летописец. Его  оперы на исторические, историко-бытовые, легендарные сюжеты («Псковитянка», «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога», «Сказание о невидимом граде Китеже»), а так же на сюжеты сказочные («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок») явились не только данью минувшему, но и принадлежат будущему, в котором мы живем.

      В своей работе мне хотелось ближе познакомиться с жизнью и творчеством композитора, глубже узнать историю его произведений. Особенно мне интересны его оперы-сказки… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакого 
 

1.1 Детство композитора 

      Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии.

      Его окружала природа: большой  тенистый сад, в котором он  играл, лес и луга, куда ходил  гулять с родными, речка Тихвинка, на которой он проводил много  времени, мечтая о морской службе по наследственной традиции семьи. У мальчика рано пробудился интерес к природе. Взрослые, поддерживая этот интерес, приучали его к наблюдению, точному знанию. Ещё ребёнком он знал множество названий цветов и очерёдность их цветения, замечал повадки птиц и животных. Вместе с матерью он регулярно наблюдал звёздное небо, сверяя увиденное со звёздной картой.

      В семье любили музыку. Отец пел и играл на фортепьяно по слуху, не зная нот, но «довольно порядочно, хотя и не особенно бегло».

      У матери тоже был хороший слух: она пела русские народные песни, от неё сын впервые услышал о М.И. Глинке, она познакомила его с музыкой великого композитора.

      Мальчика учили играть на фортепьяно, и музыка ему давалась легко.  Однако никто не думал, что  он станет музыкантом. 
 
 

    1.2 Юность Н.А. Римского-Корсакого 

      В 1856 году двенадцатилетнего мальчика  привезли в Петербург и определили  в Морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», и  муштры.

      В первый год учёбы в Морском  корпусе он писал матери: «Как  теперь, я думаю, приятно и весело  было бы мне погулять за  Красный луг к Заболотью, на  том большом поле, что близко  этой деревни…  Воображаю землянику или любимую дядей малину, гримы, тебя, мама, варящую в саду варенье или поливавшую вечером цветы; купальню и купанье в ней папа с дядей; наконец, Буку, Шарика, Серко, или, как его называет Варвара, Тимоню Толстого, Матроску, корову, куриц, твою, мама, кладовую… Большой сад, ёлку, бузину, берёзы… сирени, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики, георгины и проч., наконец, овёс, который посеян в огороде, бабочек, жуков, пчёл, мух, слепне, комаров, шмелей, стрекоз, кузнечиков и проч. Я всё это воображаю, как будто я в Тихвине; скорее бы попасть туда!» 

      В течение шести лет занятий в корпусе он числился среди первого десятка учеников. Однако любовь к музыке всё более возрастала. Николай брал уроки музыки, хотя ещё и не сознавал, что она будет его профессией. В 1858 году Ника стал учиться у известного пианиста Фёдора Андреевича Канниле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. Однако старший брат – Воин Андреевич решил их прекратить, считая, что трата времени на музыку может неблагоприятно сказаться на учебе в корпусе. По - своему он был прав, 16-летний юноша потерял интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план все остальное. А тут ещё осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский – Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой.

      В 1862 году Н.А. Римский-Корсаков закончил Морской корпус и в звании гардемарина получил назначение в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». Осенью на петербургской пристани он простился с провожавшими его Балакиревым, Кюи, Канниле. Отправляясь в плавание, юный гардемарин твердо решил продолжать заниматься композицией. Плавание продолжалось 2 года 8 месяцев. Он служил исправно, был хорошим офицером, но морскую службу не полюбил. 
 

    1.3 Начало творческого пути 

      В 1859 году его учителем становится  Ф.А. Канилле. Молодой талантливый педагог сумел завоевать доверие ученика, быстро определил его редкие музыкальные способности и поощрял в сочинении музыки.

      «Канилле открыл мне глаза  на многое. С каким восхищением  я от него узнал, что «Руслан»  действительно лучшая опера в мире, что Глинка – Величайший гений! Я до тех пор это предчувствовал, - теперь я это услыхал от настоящего музыканта. Он познакомил меня с «Холмским», Ночью в Мадриде», некоторыми фугами Баха, квартетом ми – бемоль мажор Бетховена, сочинениями Шумана и со многими другими» - так рассказывал Н.А. Римский-Корсаков о своём учителе. 

      Шестидесятые годы XIX века в русской общественной жизни - время сложное и противоречивое. Половинчатая реформа 1861 года, провозгласившая «волю», обманула надежды крестьян. Народ волновался, демократическая интеллигенция была возбуждена. Царское правительство отвечало репрессиями. Шли аресты, закрывались журналы, преследовались прогрессивные деятели. Однако именно в это время появляется целый ряд выдающихся произведений искусства.

      Осенью 1861 года Ф.А. Канилле познакомил  своего ученика с М.А. Балакиревым,  выдающимся композитором и деятелем  русского музыкального искусства  XIX века. М.А. Балакирев объединил вокруг себя группу молодых композиторов, получившую известность под названием «Могучая кучка». Н.А. Римский-Корсаков был самым молодым в этом кружке. Римский-Корсаков стал усердно заниматься самообразованием и сочинением музыки – он много и с жадностью читает, играет на фортепиано, стремясь наверстать упущенное в плавании время. Дружеское внимание, поддержка старших членов «Могучей кучки» помогли Николаю Андреевичу почувствовать себя их товарищем.

      В 1862 году он начал свою Первую симфонию. В декабре 1865 года это произведение, доработанное после окончания плавания, прозвучала в публичном исполнении. В 1866 году была создана «Увертюра на три русские темы», а в 1867 году - «Фантазия на сербские темы».

      Эти три произведения получили  благожелательные отклики в печати. 
 

    1.4 Творческий успех 
 
 

                                                                                    Музыка есть искусство поэтических мыслей.                                                                                                                        Н. Римский-Корсаков 

    В 1867 году Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем. Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами. «Садко» - первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный пульс. И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся еще недавно недоступными. Тогда зародилась идея «Антара» - программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки.

    В 1868 году Н.А. Римский-Корсаков заканчивает  оркестровое произведение «Антара». В нём композитор впервые в  творчестве воплотил образы Востока.

      Почти одновременно с «Антаром»,  в 1868 году, Николай Андреевич начал  сочинение своей первой оперы  «Псковитянка». Опера писалась  в период тесной дружбы с  М.П. Мусоргским.

      Ещё до окончания «Псковитянки»  Римский-Корсаков получил приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и руководителя оркестрового класса в Петербургскую консерваторию. Уровень преподавательского состава в ней был очень высок, и сам факт приглашения Николая Андреевича был знаменателен и свидетельствовал о том, какое признание уже получила его музыка.

      С поступлением на службу в  консерваторию для Николая Андреевича  открылась «возможность поставить  себя окончательно на музыкальном  поприще». Начался новый этап в его жизни – систематизация накопленных опытов знаний, приобретение композиторского мастерства. Римский-Корсаков посвятил несколько лет упорной учёбе, в результате чего полностью «перевооружился» творчески. Однако он стремился к ещё более глубокому постижению музыки. Назначение в 1873 году на должность инспектора музыкальных хоров и духовных оркестров Московского ведомства толкнуло его на глубокое изучение духовых инструментов; приглашение в 1874 году стать директором Бесплатной музыкальной школы способствовало приобретению навыков в дирижировании. В результате он стал одним из самых знающих и образованных музыкантов своего времени.

      Римский-Корсаков 37 лет преподавал  в консерватории и 10 лет (с1883 по 1893 год) в Придворной капелле.  За это время он выучил целую  плеяду музыкантов, из которых многие стали знаменитыми композиторами или видными деятелями музыкальной культуры. 

Информация о работе Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого