Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:53, реферат
Шестьдесят четыре года жизни этого композитора вместили так много разнообразных событий, что хватило бы и на две более долгие жизни. Римский-Корсаков помнил Крымскую войну и крестьянскую реформу и был свидетелем революции 1905 года. Он был младшим современником Глинки и Шопена и старшим – Скрябина и Дебюсси. Он был, наконец, учителем ряда советских композиторов старшего поколения, а через них – почти и нашим современником.
Введение…………………………………………………………..3
Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова
Детство композитора……………………………………...4
Юность……………………………………………………..4
Начало творческого пути………………………………….5
Творческий успех………………………………………….6
Семья……………………………………………………….7
Опера – сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова
Основные произведения композитора…………………….9
Опера «Снегурочка»……………………………………….10
Опера «Сказка о царе Салтане…»……………………......12
Опера «Золотой петушок»………………………………...13
Заключение…………………………………………………….16
Литература……………………………………………………..17
1.5
Семья Н.А. Римского-Корсакого
Род Римских-Корсаковых был
В 60-е годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов кружка участвовали две очаровательные девушки – Александра и Надежда Пургольд. Римский-Корсаков все чаще бывает у Пургольдов. Он восхищается игрой Надежды Николаевны, и не только игрой. Ему нравится делиться с ней мыслями и жизненными планами.
Летом
1869 года, написав первый хор задуманной
оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам.
Услышав в исполнении Надежды Николаевны
пронизанную страхом и тоскою мелодию,
так странно диссонирующую с перезвоном
колоколов, он окончательно понял, что
будет писать «Псковитянку». Надежда Николаевна
принимала горячее участие в сочинении
«Псковитянки». Она проигрывала эскизы,
обсуждала их с автором, даже инструментовала
несколько отрывков. Взаимная любовь связала
судьбу молодых людей на всю жизнь. В июле
1872 года Надежда – милая, добрая девушка,
с серьезным нежным лицом и задумчивыми
глазами стала Надеждой Николаевной
Римской-Корсаковой.
5 июня 1908 года Н.А. Римскому-Корсакову
пришли неприятные письма: одно
из Парижа с отказом
Он стремился перебороть
Приступ начался сразу после двух часов ночи. Сыновья Андрей и Михаил сделали впрыскивание морфия и камфоры, однако это не принесло облегчения. В это время за окнами раздался короткий и сильный удар грома, а вслед за ним шум начинающего летнего ливня. Смерть наступила около половины третьего…
* * *
Николай Андреевич Римский – Корсаков похоронен в Петербурге в некрополе Александро-Невской лавры. Семья его жила на Псковщине до 1919 года. В 1921 году по инициативе первого наркома просвещения Республики Советов А.В.Луначарского оба дома – в Вечаше и в Любенске – были взяты под охрану государства.
Война не пощадила этих памятных мест. Фашисты сожгли дома в Вечаше и Любенске, почти полностью вырубили сады и парки.
Псковичи, как и все русские люди, чтут память гениального композитора. После Великой отечественной войны в Вечаше был создан музей Н.А.Римского-Корсакова, который сейчас превращен в музей-заповедник.
2. Оперы – сказки в творчестве Н.А. Римского-Корсакого
2.1 Произведения Н.А. Римского-Корсакого
Произведения Н.А. Римского-Корсакого разнообразны по характеру музыки, темам, сюжетам. Однако в каждом из них виден великий художник-гражданин, борец за социальную справедливость.
Темы добра и зла, красоты и насилия над ней, любви к родине и защиты от врагов занимают центральное место в его творчестве. Характерна привязанность композитора к былинам, преданиям, сказкам, в которых образно раскрывается борьба добра и зла, утверждается вера в победу светлого начала.
Особенность творчества композитора - его многогранность.
Он создал:
Основные оперы Н.А. Римского-Корсакого:
Эти оперы на сказочные и исторические сюжеты выразили то непреходящее ценное, вечное, чем жил наш народ века. Пристрастию композитора к народной жизни, народному искусству способствовало многое: и первые детские впечатления от народных песен, слышанные когда-то в родном Тихвине; и воздействие музыки Глинки, в которой так много национальной самобытности; и принадлежность к творческому содружеству композиторов «Могучей кучки». И, наконец, большая самостоятельная работа по записи и изучению русского музыкального фольклора. Все это в большей мере сказалось в прекрасной, поэтичной «весенней сказке» «Снегурочка».
2.2. Опера «Снегурочка»
Оча
смо
внимательно слушает и людские песни, и му-
зык
люд
под
и в безграничном просторе океана…
«Зимой мне пришла мысль писать оперу на сюжет и слова «Снегурочки» Островского. В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати… Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку Островского. Появлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле - Солнцу. Сейчас же после чтения (помнится в феврале) начали приходить в голову мотивы, темы, ходы аккордов, и стали мерещиться, сначала неуловимо, потом всё яснее и яснее, настроения и краски, соответствующие различным моментам сюжета. У меня была толстая книга из нотной бумаги, и я стал записывать всё это в виде черновых набросков…»
Делая общий обзор музыки «Снегурочки», следует сказать, что в этой опере Н.А. Римский-Корсаков в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствуя их преимущество из своего сборника.
«Напев клича бирючей помнился
мною с детства, когда по
Тихвину разъезжал верховой, снаряженный
от монастыря, и зычным
В 1881 году Римский-Корсаков окончил эту оперу. «Снегурочка» в сказочной форме прославляет добро, любовь к людям, неотразимую силу искусства, его красоту. Покоряет и народность сказки, созданной по мотивам русского фольклора; и насыщенность ее древними языческими обычаями и обрядами; и обилие песен, близких к народным.
Из этой горячей влюбленности композитора в русскую природу, русские народные песни, сказочный народный сюжет и родилась чудесная «весенняя сказка» - опера «Снегурочка».
Создавалась она как бы на одном дыхании, единым вдохновенным творческим порывом. «Ни одно сочинение до сих не давалось мне с такой легкостью и скоростью»,- признавался сам композитор.
Опера представляет собой чередование различных картин из народной жизни. Они то яркие, наполненные звонкими голосами природы и людей (композитор писал: «Я прислушивался к голосам народного творчества и природы»), то спокойно-лирические, пронизанные таинственным, словно мерцающим светом народной поэзии. А все вместе они создают единую многокрасочную картину народной жизни: цельной, здоровой и прекрасной.
И за всем этим угадывается добрая улыбка мудрого сказочника, его глубокие размышления о неисчерпаемости природы и жизни, о мудрости и гармоничности их законов. По этим законам живут в своей сказочной стране берендеи, живут, не ведая неправды и зла. Все здесь и обычно - и необычно в то же время: волшебные, сказочно-фантастические сцены и реальные, народно-бытовые тесно переплелись; сказочные существа (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший, Снегурочка) вступают в общение с реальными людьми (Купавой, Мизгирем, Бобылем и Бобылихой).
Берендеи совершают свои весенние и бытовые обряды, поют подлинные народные песни - те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далекие языческие времена.
И весь музыкальный язык оперы тоже пронизан интонациями народных песен, что придает этому произведению особую прелесть и национальное своеобразие.
Музыка оперы словно напоена ароматами весеннего воздуха, расцвечена красками ранней весны. «Это именно весенняя сказка, со всею красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием»,- писал о «Снегурочке» Бородин.
Образ Снегурочки – один из самых прекрасных сказочных женских образов в операх Римского-Корсакова. Эта тема – по определению автора «характера легкого, светлого, грациозного, игривого, холодная, несмотря на оживление», - рисует Снегурочку как наивного дитя природы, полуребёнка, еще не знающего чувства любви. В сцене смерти та же Снегурочка, но любящая и любимая, страдающая от трагического сознания близящейся гибели.
Опера «Снегурочка» очень полно выразила творческие и философские взгляды Римского-Корсакова, его отношение к искусству и к жизни. Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги»,- писал он впоследствии.
Поставленная на сцене в 1882 году, «Снегурочка» шла с успехом. Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
2.3. Опера «Сказка о царе Салтане»
В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Информация о работе Сказка-опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакого