Реальное состояние музыкального воспитания дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена специфика музыкального воспитания дошкольников в теории и практике. Кратко изложено содержание трех программ по музыкальному воспитанию дошкольников, это программа Ветлугиной Н.А., программа Радыновой О.П., программы «Синтез». Дана сравнительная характеристика этих программ и сделаны выводы о наиболее совершенной, на мой взгляд, программе.

Содержание

Введение Стр.
Глава 1 Основы теории музыкального воспитания дошкольников Стр.

§ 1 Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников
Стр.
§ 2 Музыкальная деятельность дошкольников Стр.
- структура и виды музыкальной деятельности Стр.
- развитие музыкального восприятия дошкольников Стр.
- детское музыкальное исполнительство Стр.
- детское музыкальное творчество Стр.
- музыкально образовательная деятельность Стр.
Глава 2 Особенности различных программ по музыкальному воспитанию дошкольников

Стр.
§ 1 Содержание некоторых программ по музыкальному воспитанию дошкольников.

Стр.
- программа Н.А.Ветлугиной Стр.
- программа О.П.Радыновой Стр.
- программа «Синтез» Стр.
§ 2 Сравнительная характеристика программ Стр.
Глава 3 Реальное состояние музыкального воспитания дошкольного возраста Стр.
§ 1 Музыкальное воспитание дошкольников в детских дошкольных учреждениях г.Реж
Стр.
§ 2 Рекомендации по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников
Стр.
Выводы

Работа содержит 1 файл

курсов специфика муз. воспитания дошкольников пед.doc

— 149.50 Кб (Скачать)
 

    Н.А.Ветлугина  в своих исследованиях всесторонне  проанализировала возможности детей  в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

    Детское музыкальное творчество, как и  детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

    Что бы ребенок мог сочинить и спеть  мелодию, у него необходимо развить  основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное  ориентировка в непривычных ситуациях.

    Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

    Повышенное  внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые  служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

    Инструментальное  творчество детей как правило  проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

    Одно  из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

    МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 

    Выше  говорилось о том, что в детском  саду дошкольники не только обучаются  практическим музыкальным умениям  и навыкам, но и получают необходимые  теоретические знания о музыке.

    Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера  всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

    Для формирования музыкально-слуховых представлений  важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

    Музыкально  образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности  (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

    Дети  проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у  каждого ребенка стремление к  общению с музыкой в том  виде музыкальной деятельности, к  которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности  реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во  внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

    ГЛАВА 2

    ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛОНИКОВ

    § 1

    СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.

    Целью программы является развитие у ребенка  общей музыкальности. Это достигается  через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

    В работе с детьми возрастных групп  решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

    Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области  восприятия музыки, пения, движения и  игры на музыкальных инструментах.

         Репертуар по слушанию музыки  в программе Н.А.Ветлугиной строится  на произведениях композиторов - классиков. Для более полного  восприятия произведения детьми  автор рекомендует использовать  различные наглядные пособия  –литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.

         В разделе пение на музыкальных   занятиях  акцентируется внимание  на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых  развивает правильность и чистоту  интонирования. Н.А.Ветлугина   считает, что для полноценного  восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

         Музыкально-ритмические движения  помогают детям наиболее полно  воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением  движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

           Для исполнения  оркестром Н.А.Ветлугина  рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.  

    ПРОГРАММА    О.П.РАДЫНОВОЙ

    

      Эта программа по музыкальному  воспитанию дошкольников составлена  группой авторов: О.П.Радыновой,  А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под  редакцией О.П.Радыновой. Это последователи  и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому  основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.

    «Музыкальное  воспитание в детском саду - это  организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной  культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка» (20,стр.7). Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

    Авторы  программы считают  и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются  основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

    Обучая  детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить  ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

    Авторы  вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.

    Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

    Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает  наглядно-образное восприятие.

Информация о работе Реальное состояние музыкального воспитания дошкольного возраста