Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игровых методов

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьника.

Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

2.1 Значение игры в процессе обучения младших школьников.

2.2 Творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 184.50 Кб (Скачать)
"justify">     Игра  «Какой звук выше?»

     Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой - в высоком. Дети показывают один или два пальчика. Постепенно звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру полезно проводить в течение первых лет обучения. Игра способствует развитию звуковысотного слуха, подготавливает освоение интервалов.

Игра, в ходе которой дети определяют направление движения мелодии (вверх, вниз, на одной высоте) является логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Дети показывают направление движения рукой, используют музыкальную лесенку или графическую запись. В начале работы учитель предлагает учащимся простые песенки, упражнения, а затем яркие примеры из музыкальной литературы, например:

Григ  Э. Концерт для фортепиано с оркестром, а-moll (фрагмент главной темы);

Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта» (тема Джульетты-девочки); Шуман Р. «Дед Мороз» (первая тема).

     Игра  «Консонанс-диссонанс»

     Это первый шаг к развитию гармонического слуха, умению слышать гармонию. Дети слушают консонансные созвучия и делают мягкое движение кистью; при диссонирующем звучании кисть открывается навстречу педагогу, а пальцы сгибаются, как бы приготовившись царапать. Термины вводятся сразу в контексте сказки, в которой обыгрывается эмоционально-образное воздействие консонирующих и диссонирующих созвучий.

     Для игры можно использовать вначале диссонирующие созвучия, аккорды, интервалы, а затем и примеры из музыкальной литературы:

Кабалевский Д.            «Ежик»

Чайковский  П.               Тема Феи Карабос из балета «Спящая красавица»

Стравинский И.           «Русский танец» из балета «Петрушка» (переложение для фортепиано) Фрагменты из сюиты № 2

Пярт  А.                       «Танец маленьких утят»

Уствольская Г.           «Пляска и плакса»

Мусоргский  М.           «Балет невылупившихся птенцов» (фрагмент).

     Игра  «Прятки»

     Игра  направлена на освоение динамики. Вначале дети осваивают понятия тихо и громко, затем термины forte и piano.

Игра  проводится так: учитель играет пьесу  на фортепиано и вместе с детьми анализирует динамику. Если фраза  исполняется громко (forte), дети прохлопывают пульс (метр) или ритм (что труднее). Если фраза исполняется педагогом тихо (рiano) - дети как бы прячутся, хлопки прекращаются, а те, кто ошибся, садятся на место. Хлопки можно сопровождать энергичным шагом при исполнении марша forte, а на рiano - идти осторожно, крадучись, на носочках, без хлопков; можно просто прятаться, приседая у парты, когда музыка звучит тихо. Фразы, исполняемые в разной динамике, чередуются. Каждое произведение повторяется неоднократно, на нескольких уроках, до тех пор, пока дети перестанут делать ошибки. На следующем этапе можно предложить детям сюрпризы - неожиданное изменение динамики, не нарушающее при этом смысл, стиль и содержание музыки. Для этой игры подходят небольшие пьесы с четким делением на фразы, с повторно-вариантным строением фраз. Можно использовать многие марши, танцы, песни, где четко ощущается метрическая пульсация. Интересно также использовать клавирную музыку XVII-ХVIII вв., в которой обычно сопоставляются фразы с контрастной динамикой.

     Нужно отметить, что в учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Осознанное социальное целепонимание формируется либо через целостное осмысление музыкального произведения, либо через включение общественных музыкальных знаний в контекст музыкального восприятия.  При этом на основе мотивации может сформироваться ряд вариантов цели, подключение же ряда мотивов ведет к возрастанию обобщенности цели. Цель музыкальной деятельности как творческой деятельности  школьников никогда не предшествует этой художественной деятельности ( в отличии от других форм учебных знаний детей в школе) . Она рождается в процессе деятельности и ее осмысления, переосмысления. ( Только во вспомогательных ситуациях анализа, работы над произведением цель может предшествовать музыкальному действию). Здесь отчетливо видна специфика музыкальной деятельности как художественной: в ней (имеется в виду настоящее музыкальное творчество, настоящая музыка) всегда цель возникает не до  восприятия, а в конце его как результат осмысления целостного музыкального  сочинения.  Детская игра - союзник учителя музыки на этом пути. Ведь именно в игре полнозвучно заявляет о себе неиссякаемая детская активность и эмоциональность.

     Таким образом,  в этом параграфе мы рассмотрели нравственно-эстетическое воспитание детей, выявили художественно-творческие устремления детей в процессе игры на уроках музыки, проанализировали формирование музыкальных знаний, умений и навыков у детей младшего школьного возраста. Это позволяет сделать нам ряд выводов:

     - формы применения элементов занимательности  на уроках музыки различны  и каждому педагогу следует  избегать большой перегрузки  ими учебно-воспитательного процесса;

     - урок не должен быть превращен  в сплошную игру и развлечение,  занимательные средства должны  быть направлены на повышении разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала;

     - способствуя лучшему пониманию  и усвоению различных разделов музыкальной грамоты поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка; 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Блонский П. П. Психология младшего школьника. – М.: Академия психологических и социальных наук, 2006. – с.631

2. Белобородова В. К.   Музыкальное восприятие /Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. – М.: Педагогика, 1975.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. С. 96.

4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов пед институтов. – М.: просвещение, 1983.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М.; Знание, 1968. - 174 с.

6. Ильенков Э. В. О воображении / Народное образование. 1968. № 3.

7. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для обще образовательной школы

8. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании, М., 1979.

9. Немов Р.С. Психология: В 3 т. М.: Владос, 2003. Т.3. 635 с.

10. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе.- М.: Владос, 2003.

11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. - 256с.

12. Петровский А. В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Высшая школа, 1979. 400 с.

13. Петрушин В. И. Музыкальная психология – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

14. Рачина Б. С. Педагогическая практика: Уч.- метод. пособие: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010 – 291с.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, т.1. – 486с.

16. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпраис, 1994.

 17. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979.

18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды М.:Просвещение, 2005. - С.68. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Анализ  психолого-педагогической, методической, литературы показал, что развитие творческого  воображения детей является важнейшей  актуальной задачей в современной  педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

     В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения тесно связано с развитием всех видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического). Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения, так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Ценность творческого воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

     В условиях учебной деятельности к  воображению ребенка предъявляются специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Важно, чтобы ученик самостоятельно применял приемы воображения в процессе самоподготовки. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего и творческого воображения. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. Творческое воображение формируется в практической деятельности.

     Ценность  творчества, заключается не только в результативной стороне, но и в  самом процессе творчества. Это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Поэтому именно уроки музыки могут способствовать развитию творческого воображения учащихся младших классов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры