Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа
Цель исследования – выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игровых методов
Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьника.
Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры.
2.1 Значение игры в процессе обучения младших школьников.
2.2 Творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе игры.
Заключение
Список литературы
Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой - в высоком. Дети показывают один или два пальчика. Постепенно звуки сближаются до терции, до секунды. Эту игру полезно проводить в течение первых лет обучения. Игра способствует развитию звуковысотного слуха, подготавливает освоение интервалов.
Игра, в ходе которой дети определяют направление движения мелодии (вверх, вниз, на одной высоте) является логическим продолжением игры «Какой звук выше?». Дети показывают направление движения рукой, используют музыкальную лесенку или графическую запись. В начале работы учитель предлагает учащимся простые песенки, упражнения, а затем яркие примеры из музыкальной литературы, например:
Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром, а-moll (фрагмент главной темы);
Прокофьев С. Балет «Ромео и Джульетта» (тема Джульетты-девочки); Шуман Р. «Дед Мороз» (первая тема).
Игра «Консонанс-диссонанс»
Это первый шаг к развитию гармонического слуха, умению слышать гармонию. Дети слушают консонансные созвучия и делают мягкое движение кистью; при диссонирующем звучании кисть открывается навстречу педагогу, а пальцы сгибаются, как бы приготовившись царапать. Термины вводятся сразу в контексте сказки, в которой обыгрывается эмоционально-образное воздействие консонирующих и диссонирующих созвучий.
Для игры можно использовать вначале диссонирующие созвучия, аккорды, интервалы, а затем и примеры из музыкальной литературы:
Кабалевский Д. «Ежик»
Чайковский П. Тема Феи Карабос из балета «Спящая красавица»
Стравинский И. «Русский танец» из балета «Петрушка» (переложение для фортепиано) Фрагменты из сюиты № 2
Пярт А. «Танец маленьких утят»
Уствольская Г. «Пляска и плакса»
Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов» (фрагмент).
Игра «Прятки»
Игра направлена на освоение динамики. Вначале дети осваивают понятия тихо и громко, затем термины forte и piano.
Игра проводится так: учитель играет пьесу на фортепиано и вместе с детьми анализирует динамику. Если фраза исполняется громко (forte), дети прохлопывают пульс (метр) или ритм (что труднее). Если фраза исполняется педагогом тихо (рiano) - дети как бы прячутся, хлопки прекращаются, а те, кто ошибся, садятся на место. Хлопки можно сопровождать энергичным шагом при исполнении марша forte, а на рiano - идти осторожно, крадучись, на носочках, без хлопков; можно просто прятаться, приседая у парты, когда музыка звучит тихо. Фразы, исполняемые в разной динамике, чередуются. Каждое произведение повторяется неоднократно, на нескольких уроках, до тех пор, пока дети перестанут делать ошибки. На следующем этапе можно предложить детям сюрпризы - неожиданное изменение динамики, не нарушающее при этом смысл, стиль и содержание музыки. Для этой игры подходят небольшие пьесы с четким делением на фразы, с повторно-вариантным строением фраз. Можно использовать многие марши, танцы, песни, где четко ощущается метрическая пульсация. Интересно также использовать клавирную музыку XVII-ХVIII вв., в которой обычно сопоставляются фразы с контрастной динамикой.
Нужно отметить, что в учебно-воспитательной музыкальной деятельности моторная, сенсорно-перцептивная и интеллектуально-волевая активность всегда соотносится с ведущей ролью мотивационной, эмоционально-выразительной активности. Осознанное социальное целепонимание формируется либо через целостное осмысление музыкального произведения, либо через включение общественных музыкальных знаний в контекст музыкального восприятия. При этом на основе мотивации может сформироваться ряд вариантов цели, подключение же ряда мотивов ведет к возрастанию обобщенности цели. Цель музыкальной деятельности как творческой деятельности школьников никогда не предшествует этой художественной деятельности ( в отличии от других форм учебных знаний детей в школе) . Она рождается в процессе деятельности и ее осмысления, переосмысления. ( Только во вспомогательных ситуациях анализа, работы над произведением цель может предшествовать музыкальному действию). Здесь отчетливо видна специфика музыкальной деятельности как художественной: в ней (имеется в виду настоящее музыкальное творчество, настоящая музыка) всегда цель возникает не до восприятия, а в конце его как результат осмысления целостного музыкального сочинения. Детская игра - союзник учителя музыки на этом пути. Ведь именно в игре полнозвучно заявляет о себе неиссякаемая детская активность и эмоциональность.
Таким
образом, в этом параграфе мы
рассмотрели нравственно-
-
формы применения элементов
-
урок не должен быть превращен
в сплошную игру и развлечение,
-
способствуя лучшему пониманию
и усвоению различных разделов музыкальной
грамоты поддерживая интерес учащихся
до конца урока, развивать у них серьезное
отношение к изучению основ музыкального
языка;
Список
литературы
1. Блонский П. П. Психология младшего школьника. – М.: Академия психологических и социальных наук, 2006. – с.631
2. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие /Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. – М.: Педагогика, 1975.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. С. 96.
4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов пед институтов. – М.: просвещение, 1983.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М.; Знание, 1968. - 174 с.
6. Ильенков Э. В. О воображении / Народное образование. 1968. № 3.
7. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке для обще образовательной школы
8. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании, М., 1979.
9. Немов Р.С. Психология: В 3 т. М.: Владос, 2003. Т.3. 635 с.
10. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе.- М.: Владос, 2003.
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. - 256с.
12. Петровский А. В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Высшая школа, 1979. 400 с.
13. Петрушин В. И. Музыкальная психология – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
14. Рачина Б. С. Педагогическая практика: Уч.- метод. пособие: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010 – 291с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, т.1. – 486с.
16. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпраис, 1994.
17. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1979.
18. Эльконин
Д. Б. Избранные психологические труды
М.:Просвещение, 2005. - С.68.
Заключение
Анализ психолого-педагогической, методической, литературы показал, что развитие творческого воображения детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения тесно связано с развитием всех видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического). Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения, так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Ценность творческого воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.
В
условиях учебной деятельности к
воображению ребенка
Ценность
творчества, заключается не только
в результативной стороне, но и в
самом процессе творчества. Это в полной
мере относится к музыкальному искусству
и школьным урокам музыки. Поэтому именно
уроки музыки могут способствовать развитию
творческого воображения учащихся младших
классов.