Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игровых методов

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьника.

Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

2.1 Значение игры в процессе обучения младших школьников.

2.2 Творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе игры.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Значение  использования игр в младшем  школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

     В данном параграфе решались следующие задачи.

Сущность  игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной  форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает школьника к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов. Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках музыки, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

      Проблемой значения игры в процессе обучения занимались: Надолинская Т.В.; Перфильева И. А.; Эльконин Д. Б.; Школяр Р.В.; Кононова Н. Г.; Белобородова В. К.; Ветлугина Н. А.

     Игровая деятельность, представлена в форме  музыкально- дидактических игр и  драматизации, имеет ряд преимуществ  по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Во-первых, игра мало утомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и интеллект, развивает многосторонние художественные способности; в-третьих, помогает моделировать музыкально - образовательный процесс в игровой форме.

      Игра-драматизация является разновидностью художественной игры с присущими ей специфическими особенностями.

      Во-первых, игра-драматизация является формой усвоения социального опыта людей, причем не только теоретико-познавательного, но и опыта общения, художественных ценностей и значений.

      Во-вторых, в игре актуализируется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной  деятельности.

      В-третьих, необходимо отметить процессуальность игры, которая рождается в данный момент и является следствием взаимодействия первых двух сторон - социального опыта, как результативной стороны деятельности и индивидуального опыта как ее побудительного начала.

      При подготовке и проведении игры в процессе игры младших школьников нужно придерживаться трех этапов:

      Установочно-подготовительный этап: знакомство учащихся с названием и условиями проведения игры, игровыми и дидактическими задачами, правилами» действиями, результатом, выбор участников игры, распределение ролей.

      Функциональный  этап: включение учащихся в художественно-творческую и музыкальную деятельность» проведения игры по заданным правилам и действия, работа над драматическим развитием игры.

      Оценочный (результирующий) этап: оценка выполнения игровых и дидактических задач, правил, действий, сценичность воплощения музыкально-игровых образов.

      Итак, в отечественной педагогике интенсивно разрабатывается методология игровой имитации - новые модели процессов учебно-воспитательной деятельности, необходимые для формирования смысловых, эмоциональных, когнитивных аспектов личности школьника, но целостной теории до сих пор не существует. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется стремление к общественно-оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкой деятельности учебной. В игре актуализируется индивидуальный опыт школьника в сфере музыкальной деятельности.

      Главная цель предлагаемых игр и драматизаций в процессе обучения - развитие музыкально-языкового мышления младших школьников, усвоение ключевых и частных знаний о музыке в музыкально-творческой деятельности и проникновение в сущность музыкального искусства.

     Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании  музыкально-дидактических игр и  пособий. Сочетание применяемых  в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

     Цель  применения музыкально-дидактических  игр и пособий — развивать  музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические  игры отличаются от пособий тем, что  они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств. [256 с.]

       Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

     Различение  свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит  в основе развития музыкально-сенсорных  способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие — с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

     Развитие  музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах  музыкальных звуков) является средством  активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентиров в языке музыки. Было отмечено, что дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее — о высоте и ритме.

     Поскольку основные музыкальные способности  лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и  ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.

     Применение  зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше — ниже, длиннее  — короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.

     Существуют  различные классификации игр  и пособий. Например, Н. А. Ветлугина  разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей. [4,200 с.]

      Из  всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы:

      Педагогическая  наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования - личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. В отечественной педагогике продолжают нарастать тенденции вариативности не только в содержании обучения и воспитания детей, но и в области методов и форм организации музыкальной деятельности. Ученые и педагоги разрабатывают новые методы и приемы музыкально-эстетической работы с детьми, вплоть до создания нетрадиционных музыкальных технологий. Прогрессивные музыкальные технологии способствуют творческому развитию детей, их инициативы и самостоятельности.

      В отечественной педагогике интенсивно разрабатывается методология игровой  имитации - новые модели процессов  учебно-воспитательной деятельности, необходимые для формирования смысловых, эмоциональных аспектов личности школьника, но целостной теории до сих пор не существует. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной. Главная цель предлагаемых игр и драматизации - развитие музыкально-языкового мышления младших школьников, усвоение ключевых и частных знаний о музыке в музыкально-творческой деятельности и проникновение в сущность музыкально искусства.

     Отличие игр-драматизаций от дидактических  игр состоит в том что, в играх-драматизациях содержание, роли и игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми. С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

     Дидактические игры отличаются от драматизации тем, что она одновременно является формой обучения и воспитания, наиболее характерной для младших школьников. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличии от прямой постановки задачи на занятиях, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

     В связи с этим можно сделать следующие выводы:

     - главной целью дидактических  игр  и драматизации – является  развитие музыкально-языкового мышления  младших школьников;

     - в процессе игровой деятельности  на ряду с умственным развитием  осуществляется физическое, эстетическое  и нравственное воспитание младших школьников;

     - развиваются у детей логическое  мышление, память, внимание;

     - учащиеся эффективнее закрепляют, обобщают и систематизируют полученные  знания в процессе игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Творческое развитие  младших школьников  на уроках музыки в процессе игры

     Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личностей (Психология: Словарь. - М., 1990. - с. 127).

       Развитию творческих способностей  свойственны определенные этапы:

         1. Накопление впечатлений;

         2.Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

         3.Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

         4.Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

   Преодоление этих этапов осуществляется  при решении следующих задач,  которые рассмотрены в этом  параграфе:

         1.Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;

Информация о работе Развитие творческого воображения у младших школьников на уроке музыки в процессе игры