Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа
Цель исследования – выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игровых методов
Глава I. Теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников.
Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
Психолого-педагогические особенности младшего школьника.
Глава II. Особенности развития творческого воображения у младших школьников на уроках музыки в процессе игры.
2.1 Значение игры в процессе обучения младших школьников.
2.2 Творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе игры.
Заключение
Список литературы
2.Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;
3. Формирование музыкальных
- сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;
- определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;
- осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;
- сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;
- элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;
- умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
Проблемой изучения творческого развития младшего школьного возраста на уроках музыки в процессе игры занимались: Апраксина О.А.; Выготский Л.С.; Кабалевский Д.Б.; Петрушин В.И.; Пчелкина Т.; Теплов Б.М.; Шацкая В.Н.; Халабузарь П. В., Попов В. С., Добровольская Н.
Специфика музыкально - игровой деятельности младших школьников заключается в том, что она подчинена единой, четко сформулированной учебной задаче - теме. Введение ребят в мир музыки полно для них приятных открытий. Познавательная активность детей непрерывно получает живые музыкальные импульсы, поскольку здесь тесно переплетаются новое и знакомое. Процесс слушания музыки младшими школьниками интересен им во многом по тому, что в музыке воплощаются различные жизненные сюжеты, события, образы. Дети очень хотят, всем своим существом стремятся участвовать в этом «музыкальном театре», в волшебном музыкальном действии.
По
мере роста и развития учащихся их
музыкальная деятельность приобретает
существенно новые черты. Возрастающий
музыкальный опыт, объем музыкальных
знаний позволяют детям не только
более тонко чувствовать
Игра
сообщает новый импульс живому интересу
ребят к музыкальной
На
уроке музыки игра-драматизация организуется
на сюжете литературного или музыкально-
С
целью обеспечения учителя
Содержание драматизации является то, что именно школьники выделяют в отображаемой жизни как самое главное для них, самое существенное и что они пытаются в первую очередь изобразить в игре на данный сюжет. Анализ выразительных средств драматизации помогает выявить механизм организации и управления игровой деятельностью школьников на уроке.
«Музыка – воображение – фантазия - сказка- творчество -такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы»,- писал В.А. Сухомлинский.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях их художественного взросления. Вместе с тем в каждом классе она имеет особенности в соответствии с возрастными особенностями школьников и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
В 1998 г. вышел учебно-методический комплекс «Музыка» автор Надолинская Т.В., который является дополнением к программе Д.Б.Кабалевского неоднократно подчеркивал вариативность своей программы и творческое отношение учителя к работе, поэтому в содержании обучения был обновлен музыкально-дидактический материал. Каждое не программное произведение, включенное в урок, рассматривается с точки зрения критериев художественно - педагогического анализа. Творчески подходя к включению в содержание дополнительного материала, тематизм программы полностью соблюдается, поскольку последовательное изучение определенных тем остается основой учебно-методического комплекса. Каждая четверть учебного года имеет свою тему, которая раскрывается от урока к уроку, формируя музыкально-языковое мышление младших школьников. Поэтому автор считает необходимым более точно и конкретно определить тему каждого урока, которая помогает отразить различные грани музыки как единого целого. Между четвертями и между всеми годами обучения осуществляется логика развития.
Методическая
новизна данного методического комплекса
заключается в том, что игровое моделирование
становится важным фактором музыкально-творческого
саморазвития младших школьников. Это
создает педагогические условия для использования
на уроке музыки игр, драматизаций (более
80), а также способствует проведению уроков
в театральной форме (например, урок «Музыкальная
сказка», «В музыкальном театре», «Музыкальный
магазин», «Музыкальная ярмарка», «Музыкальный
круиз» и т.д). Игра-драматизация на
уроке музыки организуется на сюжете литературного
или музыкально-сценического произведения,
специфическими особенностями которой
является то, что в ее процессе все прочитанное,
увиденное или услышанное воспроизводится
в «лицах» при помощи различных выразительных
средств: музыкальной и «речевой» интонации,
пантомимики, жеста, позы, мизансцены (группировки).
Сюжет драматизации - это та область музыкального
искусства, которую школьники стремятся
изобразить в игре. Например, сюжетами
драматизации могут стать игры в «музыкальный
магазин», «музыкальное путешествие»
и др. Содержанием драматизации является
то, что именно школьники выделяют в отображаемой
жизни как самое главное для них, самое
существенное и что они пытаются в первую
очередь изобразить в игре на данный сюжет.
Игра-драматизация на один и тот же сюжет
может иметь различное содержание. Предлагаемые
в пособии музыкально-дидактические игры
и драматизации различны по воспитательным,
обучающим и развивающим целям, задачам,
форме проведения и степени театрализации.
Каждая игра предполагает определенный
уровень общего и музыкального развития
школьников, поэтому проводится учителем
музыки в соответствии с индивидуально-
Проблеме развития творческих способностей учащихся на уроках музыки посвящено множество теоретических трудов. Выделяя процесс творчества в качестве предмета исследования, ученые изучают его природу, выводят понятия, дают критерии измерения. Современная наука склоняется к тому, что творческие способности потенциально свойственны всем людям и в той или иной степени их можно развить у всех детей. Важно вовремя пробудить потребность в их развитии.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в школе происходит органично, по мере погружения в предмет, по мере формирования художественного мышления ребенка. Огромный потенциал для творчества заложен изначально в процессе раскрытия художественной идеи произведения.
Исследуя художественную идею автора через интонационную форму произведения, учитель развивает творческие способности в их совокупности. Они лежат в основе изучения искусства, важно это осознавать и грамотно выстраивать познавательный процесс как процесс творческий.
Рассмотрим в общих чертах характерные особенности различных типов игр:
Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания, они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условий цели, оговоренной в правилах. Характерная черта игр для детей начиная с 6-ти лет - появление четких правил, умение подчиняться им. Особенность подвижных игр младших школьников - их соревновательный, творческий коллективный характер.
Сюжетно-ролевые - в этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или развиваются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские.
Игры фантазии - представляют собой искание какого либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жестким кононом, а служит лишь конвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация касается не только текста, но и сценического действия.
Режиссерские игры – игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников игры. В таких играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования замыслов и совместных действий.
Дидактические игры - разновидность игр с правилами специально создаваемыми педагогикой (в т.ч. и народной) в целях обучения и воспитания. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным путем, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:
- предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы)
- настольно-печатные: игры основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого. Развивая логическое мышление, эти игры несут и важную познавательную нагрузку.
- словесные игры включают в себя большинство народных игр: игры - упражнения, игры-загадки, игры-предложения. Эти игры требуют определенного абстрагирования, в них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции; некоторые дидактические игры несут в себе воображаемую игровую ситуацию.
Рассмотрим
примеры музыкальных
Игра «Солнышко-туча»
Суть этой игры - определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «Солнышко» (нисходящее трезвучие в мажоре), «Ту-у-ча» (одноименное минорное нисходящее трезвучие). Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них – круглое солнышко или как бы хорошо раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют МАЖОР (написать на доске большими буквами) - слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют минор (написать на доске маленькими буквами) - слово мягкое, темное, ласковое.
Очень важно с самого начала формирования ладового чувства однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием. Прежде всего, надо слушать не программные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, И. Гайдна, прелюдии И.С. Баха С-dur, d-moll, еs-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и F-moll из второго тома.
Игра «Кто дольше слышит звук?»
Учитель играет на фортепиано один звук, дети вслушиваются в него как можно дольше и, когда перестают его слышать, тихо поднимают руку. Игра хорошо концентрирует внимание, помогает настроить детей на слушание музыки.