Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - поиск путей развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие и виды творческих способностей детей младшего школьного возраста.
2) Выявить систему творческих заданий как основу для развития способностей на уроках музыки.
3) Рассмотреть особенности творческого урока и роль учителя музыки в развитии творческих способностей младших школьников.
Введение
§1 Понятие творческой деятельности младших школьников
§2 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников на уроках музыки
Заключение
Список литературы
Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.
Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.
Необходимо
глубже осмыслить метод К.
Творить, по определению К.Станиславского, означает "страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче"- постижению и раскрытию художественного образа произведения.
С
педагогической точки зрения в подготовке
учителя музыки для нас важна
та часть наследия К.Станиславского,
которая тесно связана с
Учитель
музыки должен уметь быть выразительным
во всех своих проявлениях, уметь
находить адекватную внешнюю форму
выражения переживаемых им чувств,
эмоций. Поэтому педагогу необходимо
научиться не бояться определять
словами, выразительными движениями, мимикой
то, что трудноуловимо в
Хочется привести несколько мыслей из книги С. Волконского "Выразительный человек", которые, на наш взгляд, могут обратить внимание педагогов к этой важнейшей проблеме - выразительности учителя музыки:
"В
актерском искусстве, как во
всяком другом, не довольно внутреннего
побуждения, а нужно умение этому
побуждению повиноваться, не довольно
чувствовать, а надо уметь
Многообразная
палитра взаимоотношений
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок[15].
Учитель на уроке искусства - посредник, проводник ребят в мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.
Первым
важнейшим методическим принципом
является средство эмоционального и
рационального начал в работе
школьника на уроке при общей
повышенной эмоциональности
Вторым определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить различные виды искусства в единое целое.
Третьим принципом мы выделяем игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа в младших классах.
Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность урока.
Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной (учитель - ученики) деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании младших школьников, а для уроков творческого типа (музыки) игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий[15].
Итак,
процесс активизации творчества
на уроке искусства зависит от
установки учителя на созидание
во всех видах деятельности. Комплексное
освоение искусства способствует как
более полному выявлению
Заключение
Список литературы
1. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. - М.: Просвещение, 1993
3. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993
4 . Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1991.
5 Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999
6 . Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. М.: Просвещение, 1998.
7. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989.
8. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992.
9. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990.
10. Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990.
11. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 - 4 классы. М.: Просвещение. 1994
12. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. Дом "Восток", 2001
13. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996
14. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. Пособие. - Магнитогорск, 1991
15.Фридман Л.М., Кулагина
И.Ю. Психологический справочник учителя.