Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - поиск путей развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие и виды творческих способностей детей младшего школьного возраста.
2) Выявить систему творческих заданий как основу для развития способностей на уроках музыки.
3) Рассмотреть особенности творческого урока и роль учителя музыки в развитии творческих способностей младших школьников.
Введение
§1 Понятие творческой деятельности младших школьников
§2 Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников на уроках музыки
Заключение
Список литературы
- глядеть, чтоб узреть красоту;
-
слушать, чтоб услышать
- ощутить состояние другого и не ранить его своими словами;
-
говорить так, чтоб тебя
- быть самим собой;
- трудиться творчески;
- творить вдохновенно.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству может быть. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит только в том, чтоб отыскать рациональные условия для такового обучения.
Под творческими способностями учащихся соображают «...Комплексные способности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новейших образовательных продуктов»
Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим составляющие творческих способностей младших школьников:
· творческое мышление,
· творческое воображение,
· применение способов организации творческой деятельности.
Для
развития творческого мышления и
творческого воображения
-классифицировать объекты, ситуации, явления по разным основаниям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- созидать взаимосвязи и выявлять новейшие связи меж системами;
-разглядывать систему в развитии;
-делать догадки прогнозного характера;
-выделять противоположные признаки объекта;
-выявлять и формулировать противоречия;
-разделять противоречивые характеристики объектов в пространстве и во времени;
-представлять пространственные объекты;
- употреблять различные системы ориентации в воображаемом пространстве;
-представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
-
преодоление психологической
-
оценивание оригинальности
- сужение поля поиска решения;
-
умопомрачительное
-
мысленное преобразование
Названные умения составляют базу способности системного диалектического мышления, продуктивного случайного пространственного воображения.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдаров, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) Подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, скопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
- перенос ранее усвоенных знаний в новенькую ситуацию, самостоятельное видение трудности, альтернативы её решения,
- комбинирование ранее усвоенных способов в новейшие и другие.
Какие пути и педагогические приемы развития творческих способностей в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?
Прежде всего это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой по сути диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный - ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.
Следующий
педагогический прием связан с организацией
музыкальной деятельности детей
на уроке как полифонического
процесса. Суть его состоит в том,
чтобы создать условия для
прочтения каждым ребенком, исходя
из своего индивидуального видения,
слышания, прочувствования звучащей
музыки. Результатом должно быть не
то, что все дети одинаково чувствовали,
слышали, исполняли музыку, а то,
чтобы восприятие музыки детьми на
уроке приобретало вид
В
детстве постепенно преодолевается
нерасчлененность, диффузность восприятия
музыки и подготавливается база для
осмысленного ее слышания. Такими факторами
являются: опыт общения, коммуникативный
фактор, речевой и двигательный игровой
опыт, а также опыт сенсорный - пространственные
и зрительные ощущения и представления.
Важнейшим фактором, ведущим постепенно
ко все более дифференцированному
слышанию музыки, к различению ее мелодических,
ритмических, гармонических и других
особенностей, является на первых этапах
развития ребенка фактор коммуникативного
опыта - различие разнообразных ситуаций
общения, в которых ребенок
Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или в звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная с танцами; с игрой; музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия.
Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинает различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы.
Наиболее
близкими, более легко дифференцируемыми
оказываются для детей те виды
музыкального восприятия, которые связаны
с активными формами
Что мы понимаем под творчеством? Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей[13].
Творчество
- деятельность, порождающая нечто
качественно новое и
Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок - личность, которая не "сформируется" когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.
Русский живописец и искусствовед И. Грабарь писал: "Те великие, поистине вечные начала, которые от застоя, не раз выводили из глухих тупиков, из мрачных и затхлых помещений на свет и простор. И не может быть сомнения в том, что много раз еще суждено миру возвращаться назад, чтобы в сокровищнице древней красоты черпать силы для нового движения вперед".
В
системе эстетического
Американский психолог П. Эдвардс [14]дает такое толкование творческости - это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Вот каковые его убеждения в отношении творческого процесса:
1.
Дети естественным образом
2.
Творчество есть процесс,
3.
Творческость (креативность) порождается
всем нашим организмом, а не
только интеллектом.
4.
Когда мы соприкасаемся со
своей творческой сущностью,
Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. (Н.В. Кипиани, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов и другие), а его исследования связываются с закономерностями мышления (Н.Г. Алексеев, С.М. Бернштейн, В.С. Библер, В.Н. Тушкин, О.К. Тихомиров, Э.Г. Юдин).
Исследование целого направления в психологии творчества, известного под названием креативность, проводили следующие ученые: М. Воллах, Дж. Гилфорд, Б. Гизелин, С. Медник, В. Смит, П. Торренс, К. Тейлор, Х. Трик, Д. Халперн, Н.Т. Алексеев, С.М. Бернштейн, А.Н. Лук, А.Я. Пономарев, Н.Г. Фролов, Э.Г. Юдин, М.Г. Ярошевский и другие).
Дж.
Гилфорд считает, что креативность
и творческий потенциал могут
быть определены как совокупность способностей
и других черт, которые содействуют
успешному творческому
В последние годы креативность активно исследовалась такими психологами как Л.Н. Алексеева, А.Г. Виноградов, Н.В. Кипиани, В.Р. Пятрулис, И.Н. Семенов, Т.А. Ребеко и другими.
В настоящее время обозначилось несколько основных аспектов исследования креативности: предметно-процессуальный и рефлексивный (процесс решения творческой задачи); личностный (особенности креативной личности); продуктивно-результативный и социально-управленческий (условия креативного развития, самовыражения и косвенного управления сотворческим процессом обучения и воспитания)[6].
Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.
Внутренним содержанием в творчестве маленького ребенка может стать простая эмоциональная оценка музыкального произведения как чего-то радостного, печального, грозного. И если это несложная оценка находит выражение в соответствующем музыкальном образе адекватно замыслу автора, то можно уже говорить о творческом процессе, который превращает эстетическое переживание в сотворчество[13].