Работа с ансамблем в ДМШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:15, дипломная работа

Описание работы

Работа состоит из двух основных глав. В первой главе исследуется история возникновения и развития ансамбля баянистов. Во второй главе раскрыты основные методы и приемы репетиционной работы с ансамблем баянистов, приведены конкретные примеры (упражнения, пьесы различного характера).
Основная цель работы – изучение основных навыков (методов) ансамблевой игры, глубокое осознание роли индивидуальности в контексте коллективного музицирования.
Задача – выявить основные принципы и приемы работы с ансамблем, ознакомиться со спецификой и особенностями репетиционной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. История возникновения и развития ансамблевого искусства в России разных периодов......................................................................................5
I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов. ………………………………………………………………………………8
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12
II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36
II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41
II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………………….………………….....47

Работа содержит 1 файл

диплом 24.12.doc

— 3.73 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.8. Концертное выступление.

Завершающим этапом творческой работы коллектива являются его публичные выступления. Это не только показ результатов повседневного труда коллектива, но и итоговая проверка всей его деятельности. На отчетных выступлениях и показах особенно ярко проявляются как положительные, так и отрицательные качества ансамблевого исполнительства, уровень подготовленности организационной стороны учебно-воспитательного процесса.

Концертное выступление – ответственейший  момент в жизни музыкального коллектива. Во-первых, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного  и образовательного процесса в коллективе, концертное выступление, в отличии от репетиции, имеет временную невозвратимость. На концерте нельзя остановить ансамбль, проиграть еще раз неудавшийся фрагмент, сделать замечание, изменить темповую, ритмическую, динамическую структуру пьесы, выровнять звучание групп отдельных и т.д. Пьеса звучит один раз, звучит такой, как получилась. По этому звучанию судят о техническом и художественном  мастерстве ансамбля. Вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно, если выступление получилось неудачным.

Во-вторых, во время концертного  выступления участники и руководитель переживают иное, чем на репетиции, качественно новое эмоционально-психологическое  состояние. Сильно психологическое  воздействие оказывает на них слушательская аудитория. Присутствие публики порождает повышенную ответственность за исполнение, особое творческое волнение. На концерте пьеса исполняется, как правило, значительно эмоциональнее, ее музыкальная образность, «раскрытая и уложенная» участниками ансамбля, обогащается новыми красками, найденными непосредственно во время выступления, в момент большого творческого подъема.

В-третьих, концертное выступление  отличается от обычной репетиции  тем, что оно активизирует сплочение  коллектива, поднимает творческую дисциплину, интенсифицирует воспитательный процесс. Временная невозвратимость концерта определяет максимальную ответственность каждого члена коллектива.

Педагогу также следует побеседовать с участниками ансамбля о внешнем виде и поведении на эстраде – выходе, посадке, поклоне, уходе. Выполнение требований дисциплины на сцене не только создает определенное впечатление у публики, но и способствует внутренней собранности каждого участника ансамбля, повышает чувство ответственности. Эту работу следует проводить даже в том случае, если данный ансамбль уже выступал в концертах ранее.

После концерта, на ближайшей встрече  с ансамблем, педагог должен обсудить с учащимися итоги выступления, обратив их внимание на допущенные ошибки. Таким образом, концертное выступление неразрывно связанно с классной работой. Оно, с одной стороны, завершает работу над частью репертуара, а с другой – дает новый материал для дальнейшей учебно-воспитательной работы с ансамблем.

Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для ансамбля баянистов характерны слитное, несколько однородное по тембру звучание, обширный диапазон и большое разнообразие нюансов – от сильной, плотной звучности до самой нежной и тихой. Ансамбли баянистов в состоянии исполнять сложнейшие произведения, написанные для симфонического оркестра, не искажая их фактуры и голосоведения.

Большое значение класса ансамбля в  формировании и воспитании разностороннего  музыканта в условиях музыкальной  школы не вызывает сомнения. И главным  здесь является привитие навыков  ансамблевой игры, воспитание чувства ансамбля. Лучшие музыкальные школы на своих ежегодных отчетных концертах демонстрируют не только наиболее одаренных учащихся – исполнителей на различных музыкальных инструментах, хоры и оркестры, но и хорошо и слаженные инструментальные дуэты, трио, квартеты и т.д.

Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. На занятиях ансамблем овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую технику и навыки игры на баяне. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству. Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. Поэтому итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Умение играть в ансамбле – важное качество, необходимое дирижёру и  руководителю народного коллектива. Ведь именно ансамблевая игра –  это результат творческих усилий участников, разных по особенностям творческого мышления, темпераменту, складу характера. Кроме того, игра в ансамбле, чрезвычайно дисциплинирует его участников в ритмическом отношении, активно совершенствует их метроритмические навыки, мелодический, полифонический, ладогармонический и тембровый слух.

Именно в процессе ансамблевой игры со всей полнотой и

отчетливостью выявляют себя основные дидактические принципы

развивающего обучения: а) увеличение объема исполняемого в учении

музыкального материала и б) ускорение темпов его прохождения. Таким

образом, ансамблевая игра - есть ничто  иное, как усвоение максимума

информации в минимум времени.

Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,

полифонического, тембро-динамического).

Игра в ансамбле позволяет успешно  вести работу по развитию

ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы

ритма, а так же овладеть более  сложными метро - ритмическими

категориями, (агогика, пауза и др.).

Ансамблевое музицирование способствует развитию аналитической,

логической, рациональной памяти. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития

игровых способностей.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Гос. муз.

изд-во, 1961.

  1. А.Картин. «Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов» - Москва «Музыка», 1982г.
  2. Владимир Ушенин. «Актуальные проблемы народно-инструментальной педагогики: Избранные статьи и очерки. – Ростов-на-Дону, 2005г.
  3. В.И.Петрушин. «Музыкальная психология» - Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997г.
  4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.: Вече, 2004.
  5. М. И. Имханицкий. «История баянного и аккордеонного искусства». – М., 2006г.
  6. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. «Коллективное музицирование класс ансамбля». – М.,2006г.
  7. Программы для детских и вечерних школ. «Оркестровый класс. Класс ансамбля народных инструментов». – М., 1972г.
  8. С. Рубинштейн. «Репертуар ансамбля баянистов». – Профиздат, 1966
  9. Ю. Т. Акимова. «Баян и баянисты. Сборник методических материалов».-Москва, 1970г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Работа с ансамблем в ДМШ