Работа с ансамблем в ДМШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:15, дипломная работа

Описание работы

Работа состоит из двух основных глав. В первой главе исследуется история возникновения и развития ансамбля баянистов. Во второй главе раскрыты основные методы и приемы репетиционной работы с ансамблем баянистов, приведены конкретные примеры (упражнения, пьесы различного характера).
Основная цель работы – изучение основных навыков (методов) ансамблевой игры, глубокое осознание роли индивидуальности в контексте коллективного музицирования.
Задача – выявить основные принципы и приемы работы с ансамблем, ознакомиться со спецификой и особенностями репетиционной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. История возникновения и развития ансамблевого искусства в России разных периодов......................................................................................5
I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов. ………………………………………………………………………………8
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12
II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36
II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41
II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………………….………………….....47

Работа содержит 1 файл

диплом 24.12.doc

— 3.73 Мб (Скачать)

           RIZOL-QUARTET (Квартет баянистов им. Н.И. Ризоля.) - сегодня Квартет Баянистов Национальной Филармонии Украины представляет новое поколение музыкантов: Лауреаты международных конкурсов Олег Шиян, Роман Молоченко и Игорь Саенко во главе с Народным Артистом Украины Сергеем Гринченко.

          Оренбургское муниципальное трио баянистов - в составе П.К.Толмачева , И.В.Батаева , А.А.Семенова существует с 1989 года. В репертуаре Оренбургского трио баянистов разножанровая музыка собственного переложения (А.А.Семенов). Коллективом записаны два CD.

Изучение данного материала дало толчок к активной творческой деятельности. В частности более детальное прослушивание и просмотр записей различный ансамблей помогло в практической работе.

 

 

 

 

 

 

 

II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе.

II.1. Роль руководителя.

Весь процесс работы баянного ансамбля в условиях музыкальной школы протекает под руководством педагога-баяниста. И поэтому успех работы во многом зависит от того, насколько педагог к ней подготовлен. Прежде всего, он должен глубоко знать тот материал, который составляет репертуар исполнительского коллектива, и тщательно изучить каждое произведение, входящее в учебную работу ансамбля.

В силу специфики своей профессии, руководитель детского оркестрового коллектива, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова.

Профессия педагога требует постоянного  совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-экономических сторон жизни, культуры меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художественно-творческой деятельностью.

  Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личности. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

  Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственные состояния личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигенции. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, - это доверие необходимо оправдать.

  Аванс доверия возмещается, прежде всего, высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственные самосовершенствования, высокая требовательность педагога к самому себе – главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

 Другим важным условием личности  педагога является духовность  воспитателя, его глубокая гражданская  убежденность, способность открыто  обсуждать с детьми самые острые  проблемы, убеждать их, мужественно  признавать свои ошибки и промахи.

Лучшим средством налаживания  воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка  в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям искусства и культуры, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к жизни. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитетом педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила – сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет естественным и прочным.

  Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, требовательности к себе. Учит их дружбе, доброте. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновение счастья, видя успехи своих воспитанников.

  Авторитетный педагог поворачивается к детям разными сторонами своей многогранной личности: выступает в качестве организатора, заинтересованного наблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного, требовательного руководителя, товарища и друга.

  Таким образом, завоевание и поддержание авторитета педагогом – сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться постоянно. Если педагог перестает быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношениях с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою «авторитетную» форму, осуществлять духовное нравственное восхождение. Это значит нужно серьезно анализировать свои отношения с детьми, критически осмысливать свое поведение, преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, дешевое самомнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования. Авторитет не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействие детям, поддержания внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной и нравственной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления.

Начинать нужно с похвалы, задавать участнику ансамбля вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать, выражать одобрение по поводу малейших их удачи и отмечать каждый их успех.

От дирижера должны исходить несокрушимые сила и уверенность, подчиняющие  ансамбистов воле руководителя, заставляющие их делать то, что ему нужно. Волевой  жест, поощряющая или одобрительная  улыбка, забавная шутка, легкая ирония, требовательная настойчивость, вежливая просьба – эти и другие приемы взаимодействия  с маленькими музыкантами помогут начинающему руководителю найти свой неповторимый стиль общения с ансамблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2. Комплектация участников ансамбля

Существуют общие принципы, которыми должен руководствоваться педагог, ведущий занятия по классу баянного ансамбля. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников того или иного художественного коллектива. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения баянов. Совместная игра, безусловно, способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Но тем не менее педагог при отборе учеников для ансамбля должен обнаружить у его будущих участников общие черты, которые явятся предпосылкой формирования творческого лица художественного коллектива как единого целого.

Как правило, в любом самодеятельном ансамбле имеется ведущий. Обычно это  наиболее опытный исполнитель. Ему  как руководителю приходится распределять партии между баянистами, учитывая индивидуальную подготовку каждого участника и опыт его работы в ансамбле. К такому распределению  необходимо подходить очень серьезно. Для партий первого и второго баянов требуются исполнители с хорошей технической подготовкой, третий баянист несет наибольшую нагрузку, т.к. играет двумя руками. Его партия обычно выполняет аккомпанирующие функции, без которых немыслима слаженность, полнота звучания, ритмичность ансамбля. Поэтому он должен обладать обостренным чувством ритма и отличной памятью.

Требования динамического и ритмического ансамбля необходимо учитывать при размещении исполнителей: каждый ансамблист должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть всех участников ансамбля и быть слышимым и видимым каждым из них и, во-вторых, чтобы слушатель воспринимал весь ансамбль в целом, а не отдельные партии.

 

 

Показанное на схеме расположение дуэта баянистов удовлетворяет этим требованиям. Кроме того, оно делает возможным более яркое донесение до слушателя звучания правой руки исполнителя 1-й партии (мелодия) и левой руки исполнителя 2-й партии (бас).

Трио баянистов можно расположить  двумя способами.

1)

 

2)

 

Первый вариант расположения трио дает те же положительные результаты, которые указывались в пояснении  к предыдущей схеме. Отрицательным  же здесь является то, что исполнителем 3-й партии плохо слышит мелодию, исполняемую правой рукой 1-го баяна. Второй вариант ликвидирует этот недостаток, но он не способствует равновесию партий трио в восприятии слушателя, так как звучание 1-го баяна несколько заглушается 2-м и 3-м баянами.

Какое именно расположение лучше подходит для каждого ансамбля, должен решить педагог на основе указанных выше общих принципов, но с учетом качества инструментов, силы звука у каждого  исполнителя и т.п. размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать или выступать, - напротив, от расположения ансамбля зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций или как нужно переоборудовать сцену для его выступления. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого ансамблиста.

 

 

 

 

 

 

 

II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле.

Планируя работу детского коллектива, следует исходить из расчета  двух (в начальный период трех) занятий в неделю не менее двух часов каждое. Специальные часы отводятся для групповых и индивидуальных занятий.

Успешной реализации текущего плана  поможет планирование отдельных  занятий. Они могут быть двух видов: общего характера и детально разработанные. Развернутые планы занятий требуют от руководителя много времени, однако ценность их в учебно-воспитательной работе огромна. В них определяется цель занятия, содержание и схема его построения; какие знания должны быть приобретены; методы и методические приемы работы над учебно-инструктивным и художественным материалом. Указывается также время и последовательность ведения занятия.

  Содержание занятия желательно определить на каждый час, а если потребуется – на более мелкие отрезки. Варианты планирования занятий зависят от конкретных учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом на данном этапе обучения. Однако каждое занятие должно являться звеном в единой системе.

  Планируя содержание занятий, руководитель учитывает основные дидактические положения – систематичность и последовательность в обучении, прочность усвоения и закрепления приобретенных навыков и знаний. Нельзя забывать и о повторении пройденного материала, о соответствии его ранее усвоенным знаниям. На каждом занятии дается столько материала, сколько могут легко усвоить ученики в отведенное время. Переходить к изучению новых заданий можно лишь после того, как руководитель убедится в прочном закреплении учащимися пройденного.

  Важным фактором в успешном проведении музыкальных занятий является определение учебного материала, его отбор и использование в соответствии с программными требованиями. Он подбирается с учетом музыкального развития, технической подготовленности участников для каждого конкретного периода обучения.

  Составление рабочих планов – процесс творческий, а не формальный. В умении хорошо спланировать свою работу и работу коллектива проявляются мастерство и опыт преподавателя. Ведь ему приходится координировать установки и требования программ с реальными условиями учебного процесса.

  От повседневной творческой работы, протекающей за пределами коллектива, в значительной степени зависит рост мастерства преподавателя, а с ним – и результаты обучения. Важное место в этой работе занимает планирование, то есть приспособление содержания образования к тем условиям, в которых осуществляется обучение детей. 

Точный учет проделанной работы позволяет выявить результаты деятельности коллектива, установить имеющиеся достижения и недостатки, что способствует правильной организации и дальнейшему усовершенствованию занятий.

Информация о работе Работа с ансамблем в ДМШ