Уровень знаний и навыков учащихся
фиксируется в журнале успеваемости,
в сводной ведомости по четвертям,
по итогам года с учётом
результатов контрольных уроков
и зачётов.
По
окончании курса обучения итоговая
оценка заносится в «Свидетельство
об окончании школы» и должна соответствовать
следующим приобретённым знаниям
и навыкам:
-
слышание ансамбля в целом
и своей партии, как части ансамбля;
- гибкость
исполнения, которая связана с
фразировкой и мгновенным
переключением от мелодии к
сопровождению и наоборот;
- динамическая, ритмическая,
штриховая, темповая и интонационная
согласованность обеих партий;
- умение подхватывать
музыкальную ткань при ошибке
своей или партнёра;
- одновременное
вступление и завершение исполнения;
-
синхронность в движениях и
жестах;
-
выстраивание произведения как
по вертикали, так и по горизонтали.
Методика определения результатов
обучения, периодичность, система
их фиксирования изложены выше,
а также в разделе «Формы
и виды контроля».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН №1
№ |
Темы учебного курса |
Количество
часов |
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
5кл |
6кл |
7кл |
8кл |
1 |
Изучение теоретического
материала. Организация игрового аппарата,
совершенствование игровых движений |
7
|
7 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Чтение нот
с листа
|
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Знакомство
с нотным материалом, тщательная проработка
всех авторских указаний |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
7 |
4 |
Техническая отработка
материала
|
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
Работа над
звуком, фразировкой, динамикой, педалью |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Работа над
соотношением звучания партий рук каждого
исполнителя, а также соотношением
звучания первой и второй партий |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
7 |
Работа над
ритмической согласованностью, единством
исполнения штрихов, фразировки |
4
|
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
8 |
Работа над
согласованностью движений рук исполнителей
и жестов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого
|
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН №2
№ |
Темы учебного
курса |
Количество
часов |
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
5кл |
6кл |
1 |
Изучение теоретического
материала. Организация игрового аппарата,
совершенствование игровых движений |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
2 |
Чтение нот
с листа
|
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Знакомство
с нотным материалом, тщательная проработка
всех авторских указаний |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
8 |
4 |
Техническая отработка
материала
|
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
Работа над
звуком, фразировкой, динамикой, педалью |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
6 |
Работа над
соотношением звучания партий рук каждого
исполнителя, а также соотношением
звучания первой и второй партий |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
7 |
Работа над
ритмической согласованностью, единством
исполнения штрихов, фразировки |
4
|
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
8 |
Работа над
согласованностью движений рук исполнителей
и жестов |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
|
Итого
|
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Изучение
теоретического материала.
Организация игрового
аппарата, совершенствование
игровых движений.
Изучение теоретического материала
на уроках ансамбля проходит
в тесной взаимосвязи с изучением
его на предметах теоретических
дисциплин, специального фортепиано
и соответствует программным
требованиям. Освоение навыков
игры на начальном этапе обучения
начинается со знакомства с
инструментом, его устройством и
исполнительскими возможностями.
Особое значение на всех этапах
обучения имеет организация игрового
аппарата (в начальных классах)
и совершенствование игровых
движений (в средних и старших
классах). Правильно организованный
игровой аппарат является той
основой, на которой строится
всё дальнейшее обучение, без
которой невозможно ни техническое
совершенство, ни решение художественных
задач. На начальном этапе обучения,
следует использовать различные
упражнения, ассоциативно связанные
с доступными для детского
понимания образами (явления природы,
сказочные персонажи, мир игрушек
и т.д.). Основные пианистические
приёмы необходимо закреплять
на большом количестве несложных
ансамблевых пьес, где ребёнок
исполняет главную партию, а педагог
аккомпанирующую. Желательно, чтобы
на начальном этапе обучения
это были детские песенки со
словами. В дальнейшем работа
над совершенствованием игровых
движений происходит в зависимости
от тех или иных трудностей,
встречающихся в каждом конкретном
произведении посредством поиска
удобного положения рук с наименьшими
физическими затратами, с использованием
различных упражнений.
Чтение
нот с лиcта.
Свободное чтение нот с листа
– одно из самых необходимых
качеств в прохождении большего
количества произведений, дающее
возможность ознакомиться с различными
по стилю и жанру произведениями.
Педагогу следует дать ученику
необходимый материал в этом
разделе работы и систематически
осуществлять контроль за правильным
его применением. Ученик должен
научиться визуально анализировать
нотный текст, его аппликатурные
и штриховые особенности, определять
метроритм, ладотональность, характер
мелодического и гармонического
развития, общие контуры формы,
темп и постараться представить
себе все эти элементы целостно,
в развитии, как единый поток
звучащей музыки. А затем, во
время исполнения, стремиться охватить
на нотном стане зрением и
слухом возможно больше звуков,
стараясь предслышать развитие
музыкальной ткани произведения,
и как можно меньше смотреть
на клавиатуру.
Знакомство
с нотным материалом,
тщательная проработка
авторских указаний.
Ознакомившись с произведением,
ученик приступает к тщательному
прочтению текста, к его разбору.
Грамотный, музыкально-осмысленный
разбор создаёт основу для
дальнейшей правильной работы, поэтому
значение его трудно переоценить.
На данной начальной ступени
работы не должно быть неряшливости,
небрежности. Внимательное отношение
к тексту ещё при разборе
приводит к вдумчивому изучению
и самому тщательному выполнению
всех имеющихся авторских пометок,
указаний. Эти указания должны
проходить красной нитью через
всю работу ученика. На этой
стадии работы необходимо подчеркнуть
важность внимания учащегося
к аппликатуре. Он должен знать,
что небрежное отношение к
ней затрудняет и удлиняет
работу. К решению аппликатурных
вопросов должны привлекаться
и сами учащиеся, что способствует
развитию самостоятельных навыков
в данном разделе работы.
Техническая
отработка материала.
Работа над художественным исполнением
должна идти рука об руку
с техническим развитием. Необходимо
разучивать произведения в разных
темпах, чтобы ученик мог уловить
все малейшие детали фактуры.
Чёткая артикуляция, игра по
фразам, а затем по отдельным
разделам формы и целиком, –
необходимые условия для продуктивных
занятий. Техническая отработка
различных пассажей, понимание их
структуры, мотивного строения, даёт
возможность выразительно исполнять
каждый мотив пассажа, представляя
его как мелодию. Существуют
различные способы технической
тренировки на материале вычленяемого
мотива: многократное его повторение,
перенос по октавам, исполнение
в виде восходящих и нисходящих
секвенций с различной градацией
звука, с переменой штрихов
(вместо легато – стаккато
и наоборот). Работая над технически
трудными местами с разнообразной
фактурой изложения, можно прибегать
к упражнениям, способствующим
совершенствованию игровых движений
и направленных на раскрытие
образного содержания произведения.
Работа
над звуком, фразировкой,
динамикой, педалью.
Звуковая выразительность является
важнейшим исполнительским средством,
поэтому работа над звуком
должна занимать центральное
место во всём процессе обучения.
Качество звукоизвлечения напрямую зависит
от постановки игрового аппарата, работа
над которым ведётся уже на начальном
этапе обучения. Чрезвычайно важно научить
ребёнка любить самый обычный фортепианный
звук – полный, мягкий и сочный – и привить
потребность в таком звучании. Ученику
необходимо помочь овладеть умением «слушать
вперёд», т.е. играя и прослушивая звуковую
линию, вести её слухом, несколько предвосхищая
появление реального звучания каждой
последующей ноты, интонации, мотива. У
начинающих эта подготовка может проходить
лишь сознательно (им приходится думать
о том, чтобы «приготовить пальцы» для
того или иного мотива). В дальнейшем она
непосредственно связывается со слуховым
представлением, автоматизируется на
основании приобретённого опыта. У учащихся
надо развивать чуткость и восприимчивость
к оттенкам выразительности звучания,
способность различать тонкие звуковые
градации, умение находить их на инструменте,
уделять достаточно внимание артикуляции.
Долгое время эта работа направляется
педагогом и требует многочисленных показов
на инструменте, объяснений, образных
сравнений. Самостоятельность учащегося
вырабатывается очень постепенно, с накоплением
слуховых представлений.
Параллельно идёт работа над,
фразировкой. Начиная с самых
простых сочинений педагогу необходимо
обращать внимание ученика на
выразительность исполнения. Ощущение
дыхания и выявляющих его цезур,
понимание значения этих музыкальных
«знаков препинания» и целенаправленность
развития музыки – одно из
главных условий осмысленности
исполнения. Педагог должен научить
учащегося понимать и передавать
выразительное содержание каждой
фразы, искать нужные исполнительские
краски, напоминать о том, что
вести линию музыкальной фразы
необходимо при исполнении различными
штрихами, чувствовать фразу при
паузах, которые не должны прерывать
развитие произведения. Необходимо
учить прислушиваться к интонационным
оборотам в партии партнёра, вести
движение мелодии цельно, без
промежуточных метроритмических
опор.
Работа над осмысленностью и
выразительностью исполнения как
бы вбирает в себя все необходимые
средства, позволяющие выявить творческий
замысел композитора. Это фразировка,
штрихи, агогика, динамические краски
и тембровые возможности инструмента.
Образное содержание, стиль, характер
произведения должны определять
требования к исполнению.
Важную роль в работе над
произведениями играет правильная
педализация. С самого начала
надо воспитать у ученика
резко отрицательное отношение
к «грязной» педали, и наоборот,
побуждать с удовольствием слушать
педальное звучание глубокого,
чистого баса или широко расположенного
красивого созвучия. Ученик должен
знать, что педалью всегда управляет
только слух.
Работа
над соотношением
звучания партий рук
каждого исполнителя,
а также соотношением
звучания первой и
второй партий.
Распространённой ошибкой исполнителей
является динамическое сближение
мелодии и аккомпанемента, недостаток
«воздушной прослойки» между
первым и вторым планами. Помочь
может ощущение горизонтального
развития музыки, а также навыки
крупных объединяющих движений
рук. Выбирать произведения следует
с учётом уровня пианистических
возможностей ученика и обязательно
чередуя исполнение первой и
второй партий. Состав
ансамбля может быть как ученическим,
так и c педагогом. В средних и старших
классах возможно исполнение произведений
для двух инструментов.