Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 09:48, контрольная работа
Таким образом, оперная реформа Вагнера — это кризис музыкального театра, отрицание закономерной специфики оперного жанра. Но музыка Вагнера по художественной силе и выразительности имеет поистине непреходящее значение. «Надо быть глухим ко всякой красоте музыкальной, — писал А. Н. Серов, — чтобы, кроме блестящей и богатейшей палитры... оркестра, не чувствовать в его музыке дыхания чего-то нового в искусстве, чего-то поэтически уносящего вдаль, открывающего безвестные необъятные горизонты».
Введение……………………..………………………………………………….....3
Творческий путь…………………………...………………………………......….6
Теория и практика.…………………….……………………………………..….18
Заключение…………………….……………………………………………..…..21
Список используемой литературы……………………………………...………23
Однако между вагнеровской теорией музыкальной драмы и его творческой практикой существуют противоречия. В теории Вагнер изгоняет ансамбли и хоры, как условность старой оперы, нарушающую драматическую правду. Все же не только в ранних, но и в поздних операх («Мейстерзингеры», «Парсифаль») он ими широко пользуется; в «Нибелунгах» хоров и ансамблей значительно меньше, но и там они изредка встречаются. Умаляя в теории значение вокальной сферы, Вагнер создал в своих музыкальных драмах немало прекрасных вокальных мелодий, да и речитативы его отличаются большой интонационной выразительностью. В теории он утверждает, что каждое из искусств, слитых в музыкальной драме, обладает специфической, только ему одному свойственной, выразительной функцией и не должно вторгаться в область другого искусства; так, музыка не должна дублировать то, что зритель видит на сцене, не должна живописать. Однако в своих музыкальных драмах он широко и мастерски пользуется программно-изобразительными свойствами музыки и создает дивные по красоте ярко изобразительные музыкальные картины (полет валькирий, волшебный огонь, ковка меча Зигфрида, шелест леса и пение птички). Все эти и некоторые другие противоречия между теорией и творческой практикой у Вагнера обусловлены тем, что, как великий художник, он не мог во всем подчинить свое творчество надуманной теории музыкальной драмы.
При этом все крайности творчества позднего периода являются отражением его теорий: преобладающая роль оркестра, непрерывность симфонического развития, превращение оперы в программную вокально-симфоническую поэму, наличие большого количества моментов резонерской риторики, противопоказанной театральному искусству и отяжеляющей и тормозящей драматическое действие, отвлеченная символика. В результате драматическое действие благодаря обилию разговоров и скучных рассуждений статично и неподвижно, в то время как музыкальное, симфоническое развитие во многом чрезвычайно динамично. В этом тоже противоречие вагнеровской музыкальной драмы.
Не
смотря ни на что музыкальная драматургия
Вагнера оказала и положительное воздействие
на дальнейшее развитие оперного искусства
(при условии сохранения жизненных традиций
старой оперы): повысилась роль оркестровой
партии, которую уже невозможно было низводить
к чисто аккомпанирующей функции; в драматургии
оперы наряду с ариями и завершенными
ансамблями большое значение получили
драматические сцены со сквозным музыкальным
развитием.
Заключение
Целью творческой жизни Рихарда Вагнера было создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Возможным создателем такого произведения он считал только себя.
Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций оперных форм. Он старался приблизить оперу к жизни. Пришёл к сквозному, непрерывному развитию. В его музыкальных драмах («Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунга») вокальная партия подавляется оркестровой, становится одним из инструментов симфонического оркестра. Она речитативна, очень трудна, отсутствует песенность, ариозность. Внешнее действие сведено к минимуму, оно как бы перенесено в психологическую сторону, которую олицетворяет оркестр с помощью огромной системы лейтмотивов (в «Кольце Нибелунга» более 100 лейтмотивов). Рихард Вагнер необыкновенно возвысил роль оркестра. Он был мастером оркестрового колорита. Оркестр красочен, пышен, грандиозен. Гармония поражает напряженным, изысканным звучанием, способствуя непрерывному нарастанию эмоций.
Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела он приводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой. Вагнер восстал против диктатуры певца, не считающейся с драматическим смыслом, против пустой вокальной виртуозности, характерной для многих итальянских опер того времени, против жалкой роли в них оркестра; он восстал также против нагромождения внешних эффектов в «большой» французской опере. В критике Вагнером итальянской и французской опер было много одностороннего и несправедливого, но он был прав в борьбе с оперной рутиной, с угодливостью ряда композиторов перед требованиями певцов и дешевыми вкусами буржуазно-аристократической публики. Вагнер, прежде всего, вел борьбу за немецкое национальное искусство. В своем стремлении к органическому синтезу музыки и драмы он исходил из ложных идеалистических взглядов. Поэтому в его оперной реформе, в его теории музыкальной драмы было много уязвимого. Ведя борьбу против перевеса вокальной сферы в итальянской опере, Вагнер пришел к громадному перевесу инструментально-симфонической. На долю певцов зачастую остается выразительная речитативная декламация, накладываемая на роскошную симфонию оркестра.
Оперная реформа Вагнера — это кризис музыкального театра, отрицание закономерной специфики оперного жанра. Но музыка Вагнера по художественной силе и выразительности имеет поистине непреходящее значение. «Надо быть глухим ко всякой красоте музыкальной, - писал А. Н. Серов, — чтобы, кроме блестящей и богатейшей палитры... оркестра, не чувствовать в его музыке дыхания чего-то нового в искусстве, чего-то поэтически уносящего вдаль, открывающего безвестные необъятные горизонты». Действительно, искусство Вагнера глубоко национально и органически связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, особенно с традициями Бетховена, Вебера и немецкого народнопоэтического и народно-музыкального творчества.
Вагнеровская
музыкально-драматическая
Список
используемой литературы