Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:08, реферат
Русское искусство начала XX века
В начале XX века в истории русской культуры произошли события, действие которых отчетливо проявляется и сегодня - в социальной истории и художественной жизни.
Искусство предреволюционного периода обладает особой притягательной силой для ! многих исследователей.
Для решения поставленной проблемы необходимо выдвинуть ряд задач. Во-первых -исследовать «доструктурные черты художественного стиля»6, то есть те стороны содержания, те «первично - жизненные модели», тот идейно-образный ряд, который определяет комплекс избранных автором музыкально-выразительных средств. Во-вторых - рассмотреть «структурные части» художественного стиля, т.е. весь комплекс выразительных средств, примененных композитором для воплощения избранной тематики, идейно-образного строя. И то, и другое объединяют эстетические принципы, которые постоянно находятся в поле внимания.
В зависимости от конкретного объекта, внутри каждой области определяется аспектация композиционно-выразительных средств (имеется в виду высотность, ритм, тембр, процесс формообразования, жанровые формы и др.).
К задачам исследования
мы относим также выявление
Мы не задаемся целью дать полный монографический очерк, посвященный каждой избранной фигуре, а стараемся выделить лишь то, что явилось наиболее самобытным,
20
уникально неповторимым в творческом облике композиторов и характерным для искусст-ва «серебряного века».
«Многоукладность»
направлений, многогласие авторов,
наблюдаемые в русском
Материал диссертации включает разножанровые музыкальные произведения. Избрав такие фигуры как Ребиков, Черепнин, Станчинский, мы привлекаем в нашей работе лишь светские сочинения. Имея в виду каталог творчества, мы акцентируем определенные жанры в зависимости от того, какова их роль в творчестве композитора.
Кроме того, с точки зрения контекстного подхода, большое значение имеет выявление разных жанровых сфер композиторской деятельности, будь то опера, балет, симфонические жанры, инструментальная или вокальная миниатюра. В связи с этим наше внимание направлено, в частности, на оперные и инструментальные сочинения В. Ребикова; на сценические, оркестровые и вокальные произведения Н. Черепнина; на фортепианные и камерно-инструментальные композиции А. Станчинского. *„ Естественно возникает вопрос о причине выбора указанных композиторов. Она, как
нам представляется, не может быть однозначной. Во-первых, индивидуальные авторские и
стили Ребикова, Черепнина, Станчинского до сих пор остаются малоизученными. Во-вторых, их творческий облик выделяется на общем фоне многоликой картины музыкального искусства в силу своей яркой неповторимости, самобытности.
В-третьих, нам близка искусствоведческая позиция, высказанная Д.В.Сарабьяновым, согласно которой в искусстве модерна существовали такие оригинальные творческие фигуры, которые не были включены в определенную художническую группу, хотя отдельными гранями своего творчества соприкасались со многими из них. Композиторы, весьма близкие друг другу по духу, располагаются на общей картине музыкальной жизни того времени в некотором обособлении, и не вызывают ни с кем сколько-нибудь убедительных аналогий.
Однако именно такие художники выражали наиболее характерные черты искусства своего времени. Парадоксально, но избранных нами композиторов объединяет их «невключенность» ни в одну группировку (в большей степени это касается Ребикова и Станчинского), хотя все они остро ощущали свою принадлежность к великой семье русских композиторов. Каждый из них внес яркий вклад в определенную жанровую форму, ориги-'* нально преобразуя традиционные, и открывая новые жанры.
Тип работы: Магистерская работа / диплом