3. На
основе теоретического анализа,
опытно-экспериментальной работы
определены критерии и показатели
сформированности коммуникативных умений
(ориентировка в условиях коммуникативной
задачи, планирование акта общения, выбор
средств, осуществление акта общения,
обеспечение обратной связи). Выделенные
критерии и показатели позволили оценить
уровень и проследить динамику сформированности
коммуникативных умений.
4. Формирование
коммуникативных умений целесообразно
в совместной взросло-детской
деятельности как наиболее доступной
модели внеситуативного общения. В
качестве основных форм организации этой
деятельности используются кружковые
занятия и дидактические игры коммуникативного
содержания, рассматриваемые нами как
средство формирования умений. На основе
анализа данных форм установлено существенное
сходство между ними, что позволяет применить
к ним единые приемы руководства, акцентирующие
внимание ребенка на компонентах коммуникативной
деятельности.
5. Необходимый
уровень сформированности коммуникативных
умений обеспечивается путем поэтапного
их формирования.
На этапе
создания мотивации на общение и
приобретение коммуникативных умений
воспитатель выявляет у детей
имеющийся опыт, доводит до их понимания
роль общения в жизни и развитии
человека и создает интерес к
процессу овладения коммуникативными
умениями. На этом этапе используются
модель круга общения детей, специально
подобранные коммуникативные ситуации,
анализ художественных произведений с
точки зрения определения коммуникативных
умений, идентификация ребенка с
каким-либо литературным героем, которого
он хотел бы обучить правильному
общению, алгоритм анализа совместной
деятельности детей.
На этапе
ознакомления детей со средствами и
способами общения и формирования
коммуникативных умений в репродуктивной
деятельности основное внимание уделяется
знакомству детей со средствами и
способами общения, со структурой коммуникативной
деятельности и упражнению коммуникативных
умений в репродуктивной деятельности.
Широко используются формы совместной
взросло-детской деятельности - занятия
кружка «Мир общения, или В стране волшебных
слов и интересных собеседников» и специально
направленные на формирование коммуникативных
умений дидактические игры. Основное место
среди приемов воспитательного взаимодействия
с детьми отводится моделированию. Модель
Ступени общения» позволяет детям наглядно
представить сложную структуру коммуникативной
деятельности в целом, а модели реакции
на коммуникативные ситуации помогают
детям прогнозировать возможные эффекты
общения и понимать эмоциональное состояние
партнеров.
На этапе
творческого применения коммуникативных
умений создаются условия для
свободного оперирования коммуникативными
умениями в разнообразной творческой
деятельности и для творческого
их использования в самостоятельном,
свободном общении. Детей широко
вовлекают в творческие задания
- сочинение рассказов из личного
коммуникативного опыта, создаются
условия для творческих игр и
для принятия детьми различных ролевых
позиций, требующих творческого
изложения своих замыслов (ребенок
в роли героя персональной выставки,
экскурсовода). Основными формами
творческого оперирования коммуникативными
умениями в самостоятельном, свободном
общении выступают совместные со
взрослыми традиционные мероприятия,
имеющие неформальный личностный характер
(чаепития, беседы при свечах, спортивные
праздники), самостоятельные дидактические
игры.
6. Особую
значимость в формировании названных
умений у старших дошкольников
приобретает предметно - развивающая
среда, обеспечивающая единство
социальных и предметных средств
и функционально моделирующая
содержание формируемых коммуникативных
умений детей в различных видах
детской деятельности.