Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Объектом исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста,
Предмет - формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Введение
Человек,
являясь социальным существом, с
первых месяцев жизни испытывает
потребность в общении с
Общение,
являясь сложной и многогранной
деятельностью, требует специфических
знаний и умений, которыми человек
овладевает в процессе усвоения социального
опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Высокий уровень
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Изменение
отношения к дошкольному
Анализируя
практику организации процесса общения
у детей дошкольного возраста,
нами выявлены противоречия между сложностью
формирования коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного
возраста и недостаточной практической
реализацией новых социально-
Противоречия 2:
Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим государственным федеральным требованиям практики, средствами театрализованных игр.
С учетом
теоретической и практической значимости
данной проблемы была определена тема
исследования: «Формирование коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного
возраста средствами театрализованных
игр».
Проблема определяется тем, что в этот период дети проявляют более высокую потребность в общении, чем младшие школьники (A.B. Мудрик). Кроме того, к этому возрасту дети приобретают способность произвольно управлять своим поведением (A.B. Запорожец, М.Г. Маркина, Т.В. Пуртова), в стадии становления находятся все компоненты коммуникативной деятельности (М.И. Лисина).
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Объектом исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста,
Предмет - формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой формирование коммуникативных умений средствами театрализованных игр у детей старшего дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно, если:
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Изучить
состояние проблемы
1.Конкретизировать
содержание коммуникативных
2.Разработать
и экспериментально проверить
педагогическую технологию
В ходе исследования применялись методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы, анкетирование, беседы, социометрический метод, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, математическая обработка результатов.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.).
База
экспериментального
исследования: ИМДОУ ДСКВ «Сказка».
Для исследования была взята группа детей
из двадцати четырех человек старшего
дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: оглавление, введения, две части: теоретической и практической направленности, выводов, библиографии, приложения.
ГЛАВА I.
ПСИХОЛОГО
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
в психолого-педагогической литературе
Совершенствование
дошкольного образования в
Исследователи проблем общения отмечают, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным.
Положение
о решающей роли общения в психическом
развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось
Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал,
что «психологическая природа человека
представляет совокупность человеческих
отношений, перенесенных внутрь и ставших
функциями личности и формами ее структуры»
[36.с.146]. В работах Л.С. Выготского намечена
взаимосвязь и взаимозависимость отношений
«ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый»
в психическом развитии детей «Ребенок
в состоянии с помощью подражания в коллективной
деятельности под руководством взрослых
сделать гораздо больше и, притом, сделать
с пониманием, самостоятельно» [37.с.448].
Как отмечается М.И. Лисиной [102], о решающей роли общения говорят как минимум три группы факторов
Ребенок «становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его. Общение - условие и важнейший фактор психического развития ребенка [102. c.134].
Проблемы
общения затрагиваются
Философский
анализ происхождения проблем общения
в истории общественного
В области общей психологии основными направлениями исследований являются проблемы восприятия человеком объектов внешнего мира, психология речи, формирование умственных действий и мыслительных процессов в связи с речевым общением (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Проблема общения рассматривается в педагогической психологии и педагогике (В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.С. Мухина).