Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Объектом исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста,
Предмет - формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 .docx

— 77.13 Кб (Скачать)

Анализ  анкетирования воспитателей и родителей  позволил сделать вывод о причинах, определяющих низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Ими, в первую очередь, являются недостаточное понимание взрослыми необходимости и значимости данных умений в воспитании детей и отсутствие методического инструментария, способствующего их формированию. Родители концентрируют внимание на деятельность так таковой, а не на общение по поводу деятельности. Только в 15% анкет были ответы типа «общаться как можно больше», «просто поговорить», «посидеть вместе, обнявшись».

Традиционно и представление родителей о  коммуникативных умениях детей, характеризуются следующим: «мой ребенок общительный, если он умеет найти общий язык», «с любым может поговорить», «спрашивает», «рассказывает», «любит выступать перед аудиторией». Родители фиксируют внимание на внешней стороне действий ребенка – мой ребенок общительный потому, что «он говорит здравствуйте», «досвидания», «хорошо разговаривает», «с развитой речью», «проявляет смелость, раскованность», «заводила».

Таким образом родители в основном ориентируются на инициативу ребенка в общении и владении вербальными средствами.

 Приоритетными в воспитании детей  старшего дошкольного возраста воспитатели считают навыки учебной деятельности (умение слушать и слышать взрослого, следовать его указаниям в работе, умение выделять компоненты собственной деятельности – цель, мотив, способ, результат, умение действовать самостоятельно, контролировать и оценивать себя). 48% воспитателей наиболее важным определили для себя задачей воспитанию нравственных качеств детей. 16% - выделили в качестве основных практические умения и навыки.  36 % воспитателей - выделили умение общаться, не конкретизируя содержание и структуру коммуникативной группы умений.

Основными методами при формировании коммуникативных умений педагоги называют: 22% - напоминания о правилах культуры общения; 16 % - пример другого ребенка; 37 % - художественную литературу; 17% - рассказ педагога; 8% - дидактические игры.

В качестве аргументов оценки уровня коммуникативных  умений ими приводится только умения в области культуры общения или речевого поведения (« умеют поддерживать разговор», «пользуются вежливыми словами без напоминания», «не испытывают стеснении в общении с незнакомыми людьми» и т. д.).

Данные  анализа планов воспитательно-образовательной  работы  представлены (Приложение13). 

Содержание  материала данного параграфа  показывает значимость исследуемой  проблемы. В процессе теоретических поисков с привлечением эмпирических данных установлено, что сформированность коммуникативных умений – это сложное образование, включающее в себя определенную совокупность умений. Результаты констатирующего эксперимента показали о необходимости дальнейщего  совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий формирования коммуникативных умений.

Выводы  по II главе

Результаты  констатирующего эксперимента позволили  сформулировать следующие выводы:

  1. Социальный статус детей старшего дошкольного возраста в группе зависит от уровня сформированности коммуникативных умений.
  2. Представления детей о способах общения носят слитный, недифференцированный характер: дети имеют нечеткие представления о значимости общения в жизни людей, не владеют умениями аргументировать собственные высказывания; имея представления о необходимости ориентироваться на партнера по общению, дети владеют недостаточным объемом характеристик об особенностях партнера (в основном называя возрастные); дети затрудняются в подборе адекватных коммуникативной ситуации и партнера средств общения;
  3. Наиболее сформированными являются представления об использовании вербальных средств общения, однако вербальные средства однотипны; дети затрудняются в объяснении подбора невербальных средств в ситуации необходимости усиления эмоционального воздействия на партнера; способность к анализу и самоанализу, оценке  и самооценке коммуникативных проявлений не являются сформированными.
  4. Уровень сформированности коммуникативных умений в свободном общении являются не достаточными и характеризуются следующими особенностями: коммуникативные ситуации являются достаточно разнообразными и охватывают все сферы жизнедеятельности детей; содержание общения направлено на передачу информации и регулирования взаимоотношений; коммуникативная деятельность не планируется детьми, они спонтанны в подборе средств, часто меняют их в ходе общения; инициативность в общении в большинстве случаев принадлежит детям с высоким социальным статусом; эмоциональная окрашенность общения в свободных условиях ярче, чем имеющееся у детей представления о ней, они не осознают степень воздейственности эмоциональных проявлений и затрудняются их словесно определить.
  5. Воспитательно-образовательная работа с детьми не способствует формированию коммуникативных умений и имеет следующие особенности: на практике работы в дошкольном учреждении формирование коммуникативных умений не выступает как специальная задача; педагоги не достаточно владеют теорией и методикой формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, при планировании в основном ставятся задачи по воспитанию культуры поведения, установления доброжелательных отношений. Не планируются задачи связанные с содержанием понятий «нужности общаться», «средства общения», со структурными компонентами коммуникативной деятельности. Отсутствие в работе системности, планирование имеет спонтанный характер.
 
 

Глава III.

Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных  умений у детей  старшего дошкольного  возраста средствами театрализованных игр 

3.1.Технология поэтапного формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Опытно-экспериментальная  работа по формированию коммуникативных  умений строилась на основе теоретических  положений и результатов констатирующего  этапа исследования и была направлена на решение следующих задач:

  1. Разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
  2. Обосновать средство организации  – театрализованные игры в непосредственно  специально-организованной деятельности, направленное на формирование коммуникативных умений.
  3. Определить приемы адекватные задачам каждого этапа и содержанию коммуникативных умений детей.

    В своем  исследовании под педагогической технологией  мы понимаем систематическое и последовательное воплощение на практике заранее  проектированного воспитательно-образовательного  процесса (В.П. Беспалько), элементами которого является педагог, ребенок, их цели и мотивы, содержание образования, методы, средства, формы организации обучения и воспитания.

Реализация  технологии потребовала единства со стороны всех воспитывающих ребенка  взрослых, поэтому начало формирующего эксперимента по формированию коммуникативных  умений у старших дошкольников предполагало соответствующую подготовку воспитателей и родителей. Перспективное планирование этой работы представлено (Приложение 13).

Как видно  из представленного плана работы с педагогами и родителями, в структуру подготовки взрослых к взаимодействию с детьми входило несколько компонентов: мотивационный, содержательный, организационно – процессуальный.

Для эксперимента необходимо, чтобы родители понимали проблему, правильно интерпретировали коммуникативное поведение ребенка.

 

  
 
 
 

       
 

В качестве основных методов и приемов разных видах деятельности в различной последовательности использовали: коммуникативные игры, беседы на различные темы, театрализованные игры. 
 
 
 
 
 

Значимым  моментом при работе с  детьми является работа воспитателя.

Очень важны  отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля…

Коллективная  работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач –  создать комфортный микроклимат. Дружный  творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.

     Выполнение задач программы базируется  на рефлексии воспитателя и  детей средствами актерского  тренинга и ситуационных игр.  Такая предварительная подготовка  дает возможность активного словотворчества,  со-игры, события воспитателя и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

      Основной формой проведения занятий  по программе  является игра. Игровое занятие кружка как  особая форма общения в процессе  театральной деятельности дошкольников  представляет собой комплекс  специально подобранных заданий  и упражнений, направленных на  развитие у них основных психических  процессов, а также на развитие  двигательных умений и навыков.

      Программа реализуется через  занятия в театральном кружке.

Рекомендуется проводить занятия во второй младшей  группе в парах,

в средней  группе – 3-4 человека, в старшей группе – с подгруппой детей – 10-12 человек, 2 раза в месяц. 
 

Формы организации театрализованной деятельности детей. 

1. Для успешной  реализации программы используются  следующие средства:

    • необходимое количество учебных часов;
    • светлый, просторный зал, группа;
    • обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (фортепиано, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, проигрыватель);
    • наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.)

2. Для качественного  усвоения материала используются  следующие приемы обучения:

    • игра
    • метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)
    • инсценировки и драматизация
    • объяснение
    • рассказ и рассказ детей
    • чтение воспитателя
    • показ
    • личный пример
    • беседы
    • просмотр видеофильмов
    • разучивание произведений устного народного творчества
    • обсуждение
    • наблюдения
    • экскурсии.
 

Программа разделена на отдельные тематические части:

    • Ритмика
    • Артикуляционная гимнастика
    • Знакомство с видами театра
    • Беседы
    • Прослушивание и просматривание материала
    • Работа над этюдами
    • Пальчиковые игры
    • Игры - импровизации
    • Приемы вождения кукол
    • Работа над спектаклем
    • Изготовление атрибутов, декораций
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Проведенная работа подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие  выводы:

1. Формирование  коммуникативных умений - одна из  актуальных проблем теории и  практики развития умений и  навыков в системе дошкольного  образования, требующая серьезного  теоретического переосмысления.

2. Анализ  психолого-педагогической теории  и практики работы дошкольных  образовательных учреждений позволил  определить сущность исследуемых  умений как сложных, осознанных  коммуникативных действий детей,  осуществляемых на основе полученных  знаний и практической подготовленности.

Содержание  коммуникативных умений конкретизировано в соответствии со структурой и функциями  общения как коммуникативной  деятельности (М. И. Лисина, Б.Ф. Ломов). По своему содержанию данные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно - коммуникативные умения, направленные на реализацию функций общения, и соответствующие структуре коммуникативной деятельности умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, выбирать вербальные и невербальные средства, реализовывать задуманное в процессе общения, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр