Управление муниципальным имуществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы – исследовать возможности управления муниципальной собственностью на примере приватизации муниципальной собственности. Для этого я: 1. рассмотрела понятие муниципального имущества, а также 2. понятие управления им, методические подходы к определению рыночной цены продажи и сдачи в аренду муниципального имущества; 3. исследую понятие, структуру и регулирование приватизации муниципального имущества; 4. перечислила способы приватизации муниципального имущества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………………….2

Глава 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ… 4

1.1. Понятие муниципального имущества…………………..…….………………….4

1.2. Методические подходы к определению рыночной цены продажи и сдачи в аренду муниципального имущества…………………….………………………………8

Глава 2.ПРИВАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА………………17

2.1.Приватизация муниципального имущества: понятие, структура и регулирование…………………………………………………………………………...17

2.2. Способы приватизации муниципального имущества…….…………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………….31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………………….

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальимущ.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Закон о приватизации 2001 г. ввел понятие  – прогнозный план (программа) приватизации. По своей юридической природе  прогнозный план (программа) приватизации не является нормативным правовым актом, это - акт планирования приватизации объектов государственной собственности на предстоящий год. Прогнозный план содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Здесь указывается также характеристика федерального имущества, предполагаемые сроки приватизации.

     25 августа 2006 г. Правительство РФ  утвердило Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы. В соответствии с этим документом в 2007 году государство выставит на продажу пакеты акций 911 акционерных обществ, 368 федеральных государственных унитарных предприятий, 7 пакетов ЗАО и 233 объекта иного федерального имущества. Выручка от их продажи должна составить 41 миллиард рублей. Всего же по состоянию на 1 июля 2006 года государство владело долями в 3724 акционерных обществ и было собственником 7178 федеральных государственных унитарных предприятий16.

     В 2007 году из крупных объектов, как  сообщается в преамбуле документа, будут выставлены на торги акции "ВО "Станкоимпорт", "Московского  метростроя" и двух аэропортов - в Салехарде и Уфе.

     Кроме того, в 2007 году государство намерено продать 0,0003 процента акций ОАО "Северсталь", а также 100-процентные пакеты "Московского  завода полиметаллов" (занимается разработкой  и изготовлением комплектующих  для ядерных реакторов), ОАО "Севморнефтегеофизика" (занимается геологическим изучением акваторий арктических морей для определения перспективности добычи нефти и газа), госпакеты газораспределительных станций во Владимире, Новгороде, Смоленске и на Сахалине.

     В то же время в опубликованном списке нет аэропорта Пулково, хотя некоторые  информагентства и поспешили  сообщить о его приватизации. По-прежнему относится к разряду стратегических и потому не подлежит приватизации крупнейший в мире телекоммуникационный холдинг "Связьинвест", а ведь аукцион по его акциям намеревались провести еще в 2005 году. Пока не движется и приватизация "Аэрофлота". И если раньше министр экономического развития и торговли Герман Греф не раз заявлял, что исключение "Связьинвеста" и "Аэрофлота" из "стратегического списка" может состояться в ближайшее время, в последнее время он таких обнадеживающих формулировок избегает.

     Прогнозный  план приватизации федерального имущества  содержит следующие данные: 41 миллиард рублей должна принести казне в следующем году приватизация федерального имущества. В 2008 и 2009 годах эти доходы составили 44 и 40 миллиардов рублей соответственно17.

  Под субъектами приватизации следует понимать собственников, продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные государственные органы и специализированные организации.

     Собственниками  отчуждаемого имущества является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Для  реализации своих прав как собственника публичные образования создают органы, уполномоченные управлять соответствующим имуществом и, следовательно, наделенные компетенцией в сфере его приватизации. В отношении федерального имущества таким органом выступает Правительство РФ, компетенция которого в сфере приватизации определена в ст. 6 Закона о приватизации. В частности, Правительство РФ представляет Президенту РФ для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, представляет предложения о внесении в него изменений, утверждает прогнозный план (программу) приватизации, принимает решения об условиях приватизации, издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации.

     Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации, является Минимущество РФ. Этот орган – правопреемник Министерства государственного имущества РФ, а оно в свою очередь – Госкомимущества РФ. В субъектах РФ создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Перечислим функции Минимущества РФ в данной сфере:

     - разработка и издание в пределах  своей компетенции нормативных  правовых актов, регулирующих  процесс приватизации; контроль  за их выполнением;

     - разработка проекта прогнозного  плана (программы) приватизации, контроль за ее реализацией;

     - принятие решений о приватизации  федерального имущества в пределах  своей компетенции;

     - преобразование государственных  унитарных предприятий в открытые  акционерные общества, выполнение  функций учредителя таких обществ от имени РФ;

     - осуществление от имени РФ  прав акционера (участника) хозяйственных  обществ, акции (доли в уставном  капитале) которого находятся в  федеральной собственности18.

     В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения. Согласно распоряжению Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 605-р, осуществлять эти функции поручено Российскому фонду федерального имущества19.

     Покупателями  государственного имущества могут  быть любые физические и юридические  лица, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных  учреждений, а также кроме иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25 процентов.

     Итак, под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности  муниципальных образований имущества, в собственность физических и (или) юридических лиц.

2.2. Способы приватизации  муниципального имущества

     В целях защиты публичных интересов  федеральными законами могут быть установлены  ограничения на участие в приватизации отдельных категорий физических и юридических лиц. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации.

     Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации. К  ним относятся:

     1) преобразование унитарного предприятия  в открытое акционерное общество;

     2) продажа  муниципального имущества  на аукционе;

     3) продажа акций открытых акционерных  обществ на специализированном  аукционе;

     4) продажа муниципального имущества  на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

     5) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

     6) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

     7) продажа муниципального имущества без объявления цены;

     9) внесение государственного или  муниципального имущества в качестве  вклада в уставные капиталы  открытых акционерных обществ;

     10) продажа акций открытых акционерных  обществ по результатам доверительного  управления20.

     Законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации отдельных объектов. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществляться только путем преобразования в открытое акционерное общество.

     Определение способа приватизации осуществляется в такой последовательности. Если принимается решение о приватизации федеральных унитарных предприятий  и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, для которых балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ, то в качестве способа приватизации могут быть выбраны: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, аукцион, специализированный аукцион, продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, внесение федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

     Имущество, не соответствующее указанным требованиям, может быть приватизировано дополнительно  на конкурсе, путем внесения акций  в качестве вклада в уставный капитал  открытого акционерного общества. Если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан несостоявшимся, приватизация может осуществляться иными способами.

     Следует отметить, что новый Закон о  приватизации предусматривает применение ряда способов приватизации, не известных ранее действовавшему законодательству. Это, например, продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и др. Вместе с тем, законодатель отказался от ряда способов отчуждения имущества, которые были предусмотрены Законом 1997 г., таких как продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам; отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение этих акций; выкуп арендованного имущества.

     Однако  следует учитывать, что до вступления в силу Закона о приватизации 2001 г. договоры аренды с правом выкупа были заключены. Их судьбу, в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, определило Положение о реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 70721.

     Данное  Положение разделило заключенные  договоры аренды на два вида.

     1. Если в договоре аренды с правом выкупа определены размер, сроки и порядок внесения выкупа, то арендатор направляет в Минимущество РФ (его территориальный орган) заявление с приложением заверенной копии договора аренды и платежных документов о внесении выкупа. Минимущество РФ в месячный срок рассматривает представленные документы и направляет арендатору извещение о подтверждении выполнения им условий договора. Оплата приобретаемого федерального имущества подтверждается заверенной банком копией платежного документа о перечислении суммы выкупа в доход федерального бюджета.

     2. Если в договоре аренды с  правом выкупа не определены  размер выкупа, сроки и порядок  его внесения выкупа, то арендатор  направляет в Минимущество РФ (его территориальный орган) заявление  о выкупе с приложением заверенной копии договора аренды, платежных документов о внесении выкупа (если до подачи заявления арендатор в соответствии с условиями договора производил платежи в счет выкупа) и предложение о порядке выкупа имущества. Минимущество РФ в двухмесячный срок рассматривает представленные документы и привлекает независимого оценщика для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе.

     В случае если рыночная стоимость арендованного  имущества не превышает 10 тыс. МРОТ, Минимущество РФ принимает решение о продаже этого имущества арендатору. На основании этого решения Минимущество РФ заключает с арендатором дополнительное соглашение, которое определяет размер выкупа, сроки и порядок его внесения. Размер выкупа соответствует рыночной стоимости арендованного имущества, установленной оценщиком.

     Если  рыночная стоимость арендованного  имущества составляет более 10 тыс. МРОТ, Минимущество РФ направляет арендатору предложение о совместном создании открытого акционерного общества с  внесением арендуемого имущества в качестве вклада государства в его уставный капитал. Арендатор в месячный срок со дня получения предложения направляет в Минимущество РФ уведомление о согласии, к которому прилагает перечень имущества, вносимого арендатором в уставный капитал этого общества, отчет независимого оценщика, проект устава открытого акционерного общества, предложения о формировании его органов управления и подписанный арендатором проект соглашения о расторжении договора аренды с правом выкупа.

Информация о работе Управление муниципальным имуществом